Tuesday, May 08, 2018

Липки, архитектура («химеры», Нацбанк, Институтская)/ Kyiv, Lypky – architectural places of interest

Дом с химерами (1901-1902) - бывший особняк архитектора В. В. Городецкого (ул. Банковая, 10)

Это странное здание, украшенное скульптурами зверей и химерами, можно смело назвать самым необычным киевским особняком.

Построенный на обрыве дом удивляет еще и тем, что с парадный стороны у него всего три этажа, а с обратной целых шесть.

Это здание построено архитектором Владиславом Городецким (настоящее имя — Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, польск. Leszek Władysław Horodecki; 1863—1930) на бывшем берегу осушенного Козьего болота, запрещенном к застройке киевским домостроительным обществом.

Это доходный дом, с отдельными помещениями для семейства архитектора. Считается, что здание выполнено в стиле модерн, однако правильнее назвать его эклектичным.
Экстерьер и интерьер здания щедро украшены разнообразными деталями из мира природы: изображениями животных (слоны, антилопы, крокодилы, носороги, жабы, рыбы) и растений (гигантские лилии, стебли, пальмовые и другие листья).
По рисункам Городецкого итальянский скульптор Элио Саля (1864–1920) украсил фасад и интерьеры причудливыми скульптурами.
В интерьерах здания просматриваются «охотничьи мотивы» (Городецкий очень любил пострелять в животных).

Дом словно отделен от окружающей реальности, это чужеродный элемент.
В новопостроенном доме архитектор занял один этаж, остальные квартиры сдавал внаем. В доме был свой ледник, прачечная, винный погреб, а во дворе пара коров, чтобы жильцы каждый день получали к своему утреннему кофе свежие сливки.
В 1913 Городецкий продал свой особняк и последующие годы дом менял своих хозяев.

В 2003-2004 годах Дом с химерами реставрирован. Стоимость реконструкции – около 30 миллионов долларов. Полностью восстановлен интерьер здания, включая паркетный пол, роспись. После реставрации Дом с химерами стал Малой резиденцией приемов Президента Украины (главная резиденция находится в Мариинском дворце). Здесь принимаются зарубежные делегации.

...Владислав, сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» — так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города.
Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля.
Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

По первоначальному проекту дом имел две шатровые крыши и обходился без скульптурного декорирования. Решение обильно украсить фасад пришло, когда в 1901 году ударил строительный кризис, и спрос на недвижимость резко упал. Многочисленные скульптуры из бетона должны были выделить дом среди ряда новостроек и привлечь жильцов, а также загрузить мощности завода «Фор» — напомним, Городецкий владел его акциями.

Скульптор Элио Саль не поставил на «Дом с химерами» ни единой фигуры химеры. Зато там есть олени, антилопы, слоны, питон, носороги, крокодил, карпы, жабы, пантера, орел и варан. Рекламный ход, выданный за художественный прием, современники не оценили. «Отвратительное уродство», «наглое творение», «неудачное наследие средневековых готических зданий», — писали киевские газеты.

Очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году — опять, и потом уже не смог выкупить.

Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты — участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.
Жертвами увлечения Городецкого стали 104 животных, включая льва, крокодила и двух носорогов, а также его особняк.

На устроенном кредиторами аукционе дом выкупил сотрудник французского консульства.
Потом — Первая мировая, революция, национализация.
В советское время в доме жили актеры соседнего Театра имени Франко и размещалась поликлиника для руководства ЦК КП(б)У.
После реконструкции 2003 года, когда по чертежам и рисункам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах, «Дом с химерами» стал использоваться для протокольных мероприятий президента Украины.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.
- источник

*
Название улице Институтской дал располагавшийся здесь Институт благородных девиц, сейчас — Международный центр культуры и искусств Федерации профсоюзов Украины (в народе – Октябрьский дворец).
В августе 1838 года в доме, расположенном на углу современных Липской и Институтской улиц, состоялось открытие Института. Тогда же заложили его главный корпус.
(В роскошное четырехэтажное строение институтки перебрались в 1843 году).

Преподавать были приглашены профессора Киевского университета, который с самого начала «взял шефство» над заведением. Институт принимал девочек 10–13 лет. Ежегодная плата за обучение составляла от 800 до 1000 рублей. Впрочем, половину воспитанниц содержала казна.
Тут учились и представительницы польской знати, например, дочь Михаля Чайковского. Здесь была католическая часовня.
- источник

*
Национальный банк Украины (ул. Институтская, 9), 1902-05

Современное здание Национального банка Украины было построено на месте бывшей Конторы Государственного коммерческого банка в Киеве, которая была основана более полутора веков назад, в 1839 году. Для нее был куплен большой двухэтажный дом в стиле ампир на Институтской улице, принадлежавший киевскому дворянству.
Строительство началось осенью 1902 года (рядом со старым зданием), по проекту победившего в конкурсе киевского архитектора Александра Кобелева, а по эскизам Александра Вербицкого был разработан проект фасада здания банка.
Киев получил прекрасное двухэтажное здание, с цокольным и подвальным этажами, с самым современным техническим оснащением. Двойная система вентиляции (вытяжная и нагнетающая), семь электрических вентиляторов очищали в помещениях воздух; электрическое освещение, паровое отопление. Во дворе банка был специально разбит розарий, аромат роз витал по всем этажам, попадая туда через воздухозаборники. (Во время реконструкции пытались восстановить работу вентиляционной системы, но «цветами пахнуть не будет»: вместо розария теперь парковки).

Первая пожарная сигнализация в Киеве была установлена в 1905 году в здании банка и в четырехэтажном флигеле, построенном во дворе (в стиле основного здания) для проживания банковских служащих. Через несколько лет это спасло оба здания от пожара (в одной из труб флигеля произошло воспламенение и сработала пожарная сигнализация).

Чтобы оценить всё сделанное, следует обратить внимание на период проведения работ и на технические возможности того времени.
На технические новинки и возведение здания было потрачено около 850 тысяч рублей. Работы по облицовке здания искусственным камнем (выполненным под серый гранит и розовый песчаник) и выполнение художественных работ по оформлению интерьера внутри были поручены итальянскому скульптору Элио Саля.

Декоративные скульптуры на фасаде банка создал все тот же скульптор (и неплохой художник-портретист) Элио (Эмилио) Саля (1864-1920), что ваял и декор для «Дома с химерами», и скульптуры для фронтона Художественного музея.
Свою карьеру в России он начал с декорирования ряда построек в Петербурге, а затем, при проектировании Музея в Киеве, скульптор выиграл конкурс на лучшее его оформление и переехал на Украину. Здесь он познакомился с Городецким, стал его другом и принимал участие практически во всех проектах архитектора.
-источник

Киевская контора Госбанка начала свою работу в новом здании спустя три года (1905), а через год оно было торжественно освящено.

При советской власти в самом знаменитом здании Киевской конторы Государственного банка располагались Украинская республиканская контора Госбанка СССР (после распада СССР переименована в Национальный банк Украины) и Городская контора Госбанка СССР, а рядом находился Киевский земельный банк, в котором сейчас расположен пресс-клуб Кабинета Министров Украины (Институтская, 7).
[(Клуб Кабинета Министров Украины, ул. Институтская, 7). В народе — «похоронный дом»: здесь по обыкновению проходят гражданские панихиды по усопшим власть имущим.]

Во время реконструкции в 1934 году к зданию было надстроено два этажа.
Проект надстройки был разработан Кобелевым в соавторстве с Рыковым. Крышу пришлось поднимать мощными домкратами (сделана она была из металлоконструкций и из-за очень большого веса ее пришлось разрезать на части) и этажи надстраивались постепенно, благодаря чему были сохранены грифоны. Работы были выполнены на высоком профессиональном уровне, поэтому здание банка не только не ухудшило свой вид, а стало еще солиднее.
До сих пор сохранились (размещенные по обе стороны главного портала) гербы Киевской, Подольской и Волынской губерний, на киевском гербе изображен Архистратиг Михаил с поднятым мечом.

Фасад здания Национального банка Украины выполнен в стиле раннего флорентийского возрождения и северо-итальянской готики. Украшением фасада являются витые мраморные колонны и декоративные башенки по углам здания, которые поддерживают скульптуры огромных грифонов (в античной мифологии они считались хранителями золотых месторождений).
Под каждым окном и на углах балконов – изображения львов, символов могущества.
На фасаде здания изображены эмблемы промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства.

Цікавим прикладом гротескної архітектури Києва є будівля Нацбанку.
Вона демонструє дві стилістичні лінії. Перша визначила форму будівлі, друга – її пластичний декор.

Конструктивно будівля наслідує традиції флорентійського Ренесансу кватроченто – приземкувата, симетрична форма, ритмічні ряди арок, які охоплюють будівлю двома рядами та підкреслюють членування карнизами, облицювання цокольного поверху рустом. Функціональне призначення будівлі є співзвучним настроям у суспільстві Ренесансу, саме в ту епоху активно заявила про себе буржуазія, розвинулася банківська справа, а прізвища видатних банкірів Італії XIV–XV ст. (Медічі, Барді, Перуцци) стали символами часу. Пластичний декор будівлі Нацбанку, на відміну від його конфігурації, краще віднести до Ренесансу кватроченто Венеції. Як і в фасадах венеційських палаццо Ка де'Оро (1440) і Ка Фокарі (1452), в ряді декоративних елементів і прийомів будівлі прочитується неоготичний відтінок. Витіюваті колони, витягнуті в довгі шпилі, що трохи виступають над поверхнею даху, аркове (наближене до стрілчастого) завершення вікон, віконні рами успадкували форму готичних вікон – біфорій. Два найбільших вікна обабіч портика центрального входу, виконані у формі вікна-троянди. Дві могутні фігури грифонів, що прикрашають фасад будівлі з боків, нагадують готичних горгулій.

Будівництво споруди Нацбанку, після оголошеного конкурсу, було доручено архітекторам О. Кобелєву та О. Вербицькому.
Розробкою фасаду займався О. Вербицький, а його скульптурне обрамлення виконав Е. Саля. Будівлю було відкрито 1905 року.

Будівництво відбувалося з використанням новітніх технологій – бетону і залізо-бетону, що нещодавно увійшли у вжиток. Цегляні стіни фасаду облицьовано штучним каменем – імітацією рожевого пісковику та сірого граніту. Гротескні елементи пластичного декору Нацбанку було виконано за новим методом, що винайшов Е. Саля – шляхом «набивки» з цементу. Форму для відливки скульптур наповнювали підсушеним цементом, а не алебастром як раніше, і потім остаточно висушували.

На ренесансну і готичну манери можна розділити два різновиди гротескних образів декору будівлі. Ренесансний гротескний декор представлений орнаментом капітелей портику центрального входу.
Навмисне вигнуті груди лева – символу могутності і сили, – утворюють циліндр іоніки, її луската поверхня нагадує тулуб змії або комахи. Розлючений рик виходить з пащі лева, а скуйовджена грива витікає по завиткам іоніки, переходячи в розплющені пелюстки невідомих рослин, що замінюють лапи. Силуети левів обіграні чергуванням фантастичної квітки, обліпленої міцними чашечками з насінням, – символом родючості і багатства.

Образи левів у вигляді маскаронів зустрічаються також між вікнами третього і четвертого поверхів,­­­ та у фризі між першим і другим поверхами, крім того граціозні скульптурні бюсти левів вінчають у кутах портик будівлі. Сповнений символічного значення і декор карнизу між другим та третім поверхами. Фриз утворено низкою мініатюрних кронштейнів, які склалися в трьохпелюсткові арки, в нішах яких на щиті картуша зображено червоні та чорні лілеї – символи влади та чистоти. Згадаймо, що червоні лілеї прикрашають герб Флоренції, а чорні – герб комуни Арсхат. Ризаліти з обох боків від порталу між другим та третім поверхами оздоблені фризами, де розміщено десять рельєфних зображень емблем, виконаних у класичній манері з реалістичним та витонченим ліпленням форм. З-поміж них є емблеми торгівлі, ремісництва, сільського господарства.

Своєрідною родзинкою будівлі є величні постаті грифонів. Еліо Салю вдалося сповнити образ грандіозним потенціалом сили. Весь силует передає стан рішучої динаміки, пильності. Ніби щойно фантастичний звір ще ширяв між будівлями, а зараз присів ненадовго, готовий до нового стрибка у повітря.
До реконструкції 1933-34 рр., яка передбачала надбудову двох верхніх поверхів, силуети титанів мали нести декоративну (без інженерної функції) роль горгулій. Художньо продуманий, мудрий підхід до реконструкції, дозволив не втратити силуетам грифонів своєї естетичної виразності в ансамблі споруди.

Мальовничість скульптури досягнута завдяки особливій манері її виконання. Скульптор ліпить шершаву, неоднорідну форму, протиставляючи її гладкій поверхні стін. Грифони Нацбанку є найяскравішими гротескними образами київської архітектури, оскільки виражають головну ідею гротеску – втілюють фантазію, що ожила.

Источники (помимо указанных выше): 1, 2, 3

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...