Monday, May 21, 2018

Липки, архитектура (Орлика, Липская, Лютеранская)/ Kyiv, Lypky, architectural places of interest

Свое название Печерск получил от Киево-Печерской Лавры. Начало «городу-Печерску» положил Петр І, основав здесь старую печерскую крепость и резиденцию киевского губернатора. Продолжила дело императрица Елизавета, сооружением Царского дворца. Шелковично-липовые рощи Лавры в XVIII-XIX веках окончательно были вытеснены особняками киевской знати.

Историческая местность Липки расположена между улицами Михаила Грушевского, Банковой, Лютеранской, Академика Богомольца, Виноградным и Крепостным переулками. Входит в состав Печерского района. Название происходит от липовой рощи, посаженной в середине XVIII века вокруг Кловского дворца и вдоль нынешней улицу Липской. В 1830-е годы, когда шла интенсивная застройка этого района, рощу вырубили. С середины XIX до начала XX вв. Липки были местом проживания киевской аристократии.

Как по улицам Киева-Вия
Ищет мужа не знаю чья жинка,
И на щеки ее восковые
Ни одна не скатилась слезинка.

Не гадают цыганочки кралям,
Не играют в Купеческом скрипки,
На Крещатике лошади пали,
Пахнут смертью господские Липки.

Уходили с последним трамваем
Прямо за город красноармейцы,
И шинель прокричала сырая:
— Мы вернемся еще — разумейте...
- Осип Мандельштам, апрель 1937

После революции в Липках продолжала жить элита, но уже новая, коммунистическая. Здесь располагались здания ЧК, поэтому улица Пилипа Орлика в те времена носила название улицы Чекистов.

Часть построек в Липках значительно пострадала во время Отечественной войны, особенно улица Лютеранская.

Дом с кариатидами (ул. Пилипа Орлика, 3), по стороне «Арабского домика», сейчас там располагается Киевский региональный центр Академии правовых наук. Начало двадцатого века (1911 год).

Ул. П. Орлика, 4, доходный дом (1908). Практически примыкая к «Шоколадному домику», расположен Высший специализированный суд – здание начала 1900-х.

Напротив памятника Пилипу Орлику (в начале ул. Липской) — Кловский дворец (ул. П. Орлика, 8)
Дворец расположен в бывшей древней местности Клов (отсюда и название), принадлежавшей Киево-Печерскому монастырю. Построен в 1752–1756 годах по проекту архитекторов Шеделя и Неелова. Завершил строительство архитектор Ковнир, внёсший в композицию и оформление дворца элементы украинского барокко.

Вначале Кловский дворец был двухэтажным. В 1863 году был надстроен третий этаж. Интерьер дворца расписан в 1757 году украинскими художниками. Одновременно со строительством вокруг дворца был высажен декоративный парк. Построенное на средства митрополита, здание предназначалось для торжественного приема почетных гостей Киево-Печерской лавры.

В разное время во дворце работали различные учреждения: типография Киево-Печерской лавры, затем в течение многих лет здесь находился военный госпиталь, в 1811–1857 годах –1-я мужская (Александровская) гимназия (в которой преподавали знаменитые историки Николай Костомаров и Максим Берлинский, учились художник Николай Ге, экономист Николай Бунге, киевовед и этнограф Николай Закревский); до октября 1917 года – женское духовное училище. Во время гражданской войны дворец был разрушен. В 1930 году был восстановлен. В 1975–1981 годах здесь размещался музей Истории Великой Отечественной войны.
С 1982 года во дворце находился музей Истории Киева.
Но кто ж такую красоту народу отдаст? Под успокоительную мантру «а давайте мы сделаем реконструкцию» здание захапал Верховный Суд Украины, потратил кучу бабла на ремонт, попсувал фасад и перекроил внутреннюю планировку. Теперь там красивые ворота, будка с охраной, не дающей снимать и вообще, красота и демократия.

Товарищам чекистам надо было где-то отдыхать от трудов неправедных, детишек растить опять же. Мрачное, громоздкое серое здание по улице Богомольца — место семейных гнездышек НКВД-шников. Во дворе дома детский сад. Город в городе для палачей. Место по наследству перешло современным МВД и СБУ-структурам. Даже памятник для себя поставили, Жеглову и Шарапову...

Импозантный особняк по улице Липской (некогда ул. Екатерининская), 9.
Его фасад украшают полуобнаженные мраморные дамы, среди которых есть и светлокожие, и «мулатки» – последних местные острословы так прозвали потому, что владельцы дома не заботятся о внешнем виде фасада, отдельные элементы которого покрываются слоем грязи.
Двухэтажный дом был построен в конце XIX века для председателя частного коммерческого банка Анатолия Гудима-Левковича. Лет через десять дом перекупил сахарозаводчик-миллионер Лев Бродский.

Позже он приобрел и соседний участок; начал строить оранжерею, и нашел клад! Золотые изделия XII века в амфоре...

Липская, 10. Особняк статского советника Николая Александровича Леопардова (1875, архитектор О.Рубан, использованы элементы барокко и ренессанса). Здание некогда прибрали к рукам представители Партии регионов...
Особняк восстанавливался практически заново и немного отличается от исторического. Особняк Уваровых и этот дом изначально располагались на участке единой усадьбы.

Ул. Липская, 16. Особняк графини Н.Уваровой-Терещенко, (1911, арх. П.И.Голладский). В разное время усадьба принадлежала генералу Г. П. Веселицкому, графу М. С. Воронцову, сахарозаводчику Л. И. Бродскому.
Уваровы происходили из зажиточного дворянского рода, владели большими поместьями в Новоград-Волынском уезде, где находились их семейное «гнездо», винокуренный и спиртоочистительный заводы.
Особняк построен по проекту архитектора Павла Ивановича Голландского. 22-летняя хозяйка особняка, графиня Наталия Федоровна Уварова (из рода сахарозаводчика Терещенко), была женой Сергея Сергеевича Уварова, бердичевского уездного предводителя дворянства, директора Киевского отделения Российского музыкального общества.
В 1916 году в особняке Уваровых останавливалась великая княгиня Ксения Александровна.
На парковом фасаде крыла размещено скульптурное изображение богини охоты Артемиды с ланью. По греческой мифологии Артемида благословляет брак и выступает защитником матери при родах. Эта античная аллегория связана с деятельностью графини Уваровой, которая была акушеркой.
В начале 1917 года Уваровы продали усадьбу известному владельцу доходных домов, коммерческому советнику Николаю Парфентиевичу Попову. Но он пробыл владельцем усадьбы недолго.
В 1918 году особняк реквизировали немцы. В бывшем семейном гнезде Уваровых жил фельдмаршал Герман фон Эйхгорн, командующий группой армий «Киев».
В 1930-е годы в особняке размещался НКВД, а после войны, до 1987 года — КГБ.
За эти годы через особняк прошли тысячи арестованных Комитетом государственной безопасности. Как отмечают в своей книге «Особняки Киева» Ольга Друг и Дмитрий Малаков, «"враги народа” шестьдесят лет наблюдали позолоченные интерьеры, купидончиков и тучки в ожидании приговора».
В 1987 году особняк передали «Украинскому фонду культуры», который находится в нем и по сей день. - источник

Нарядное здание по ул. Липской, 18 (1904, арх. Г. Шлейфер и Э. Брадтман).
В 1904 году здесь было высшее начальное училище им. Н.Х. Бунге (министр финансов в конце XIX века), обучалось 100 учеников.
В 1925 году в здании разместился приют для безработных (!).
Потом зданием владели НКВ-шники, сделав из него свой «офис». Ныне там размещена судебная администрация (украсившая здание медными трубами и крышей...)



*
Улица Лютеранская свое название получила в связи с тем, что с XVIII века этот район был местом компактного проживания протестантов — религиозной общины, представители которой занимали видное положение в обществе. Здесь уместно упомянуть о семье героя войны 1812 года Витгенштейна, а также род Гралей, среди которых были врачи и пасторы. Попечением этого семейства на улице Лютеранской была построена кирха в романском стиле по проекту архитекторов И. Штрома и П. Шлейфера.
Лютеранская кирха святой Екатерины (ул. Лютеранская, 22).
В 1930-е годы в церкви размещался клуб атеистов.
В 1970-х годах — дирекция музея народной архитектуры и быта Украины.
В настоящее время здание возвращено церкви. Вход свободный.

В конце XIX – начале ХХ века на Липках появились многочисленные особняки, принадлежавшие местным сахарозаводчикам и прочим успешным предпринимателям. Некоторые из зданий сохранились до нынешнего времени и свидетельствуют не только о солидных доходах киевских богачей, но и о мастерстве и безупречном вкусе тогдашних зодчих.

«Дом плачущей вдовы» (1907-1908), ул. Лютеранская, 23
Особой популярностью пользуется строение в усадьбе на углу улиц Лютеранской, 23 и Банковой.
Его необычный облик, сложный силуэт, замысловатые архитектурные детали служат прекрасным образцом стиля модерн.
Самое заметное место в декоре здания принадлежит криволинейному центральному фронтону со стороны Лютеранской улицы. Его венчает крупный рельеф — маскарон в виде женского лица.
В непогоду по каменным щекам стекают дождевые капли и остаются характерные темные следы. Отсюда — название, которое дали особняку киевляне: «дом плачущей вдовы».

Само собой разумеется, история здания обросла легендами. Одну из них пересказывал Виталий Врублевский — в свое время помощник первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, работавшего в бывшем здании ЦК рядом с особняком. Миф приписывал возведение «дома плачущей вдовы» Владиславу Городецкому: «Его Городецкий, якобы, построил для своей сестры, у которой не сложилась личная жизнь». Есть и другие версии, столь же романтичные — и столь же фантастические.

На самом деле документы и воспоминания современников содержат достоверные сведения как о заказчике, так и о строителе этого особняка. Известно, что его владельцем являлся коммерсант, полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский, в начале 1905 года купивший усадьбу с небольшим одноэтажным деревянным домиком у подпоручика Льва Гербаневского.

Новое двухэтажное каменное здание начали возводить в 1907 (по другим данным - в 1905) году. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. К лету 1908-го здание было уже вполне готово.

Борьба за престиж иногда помогает войти в историю. Заказчик, судя по всему, представлял собой «бизнесмена нового типа». Если при Гербаневском на территории усадьбы имелись служебные постройки в виде конюшен и сарая для экипажей, то при Аршавском здесь появились два автомобильных гаража и комната для шофера.
Каждый этаж представлял собой самостоятельную квартиру с десятью комнатами и всевозможными удобствами — кухней, буфетной, ледником (холодильным помещением), прачечной, винным погребом... Купец потратил на постройку модного особняка на Липках кучу денег. Монограмма Сергея Аршавского «СА» поныне уцелела на фасаде.
Правда, вскоре содержать особняк стало ему не по средствам. Роскошную недвижимость пришлось продать. Первый владелец прожил в своем особняке (с женой и четырьмя детьми) только пять лет. В августе 1913-го он продал участок и дом киевскому купцу 1-й гильдии Товию Апштейну, владельцу крупной фирмы, торговавшей металлическими изделиями «Апштейн и сыновья». Любопытно, что нового хозяина здания, видимо, не смущали чужие инициалы на стене: старших сыновей, компаньонов и наследников купца Апштейна звали Соломон и Самуил.
Товий Апштейн скончался в этом особняке в 1917 году. Два года его «плачущая вдова» оставалась здесь хозяйкой, а затем дом национализировали.
Для начала в особняке расположилась советская спортивная федерация...
Позже в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней — правительственные структуры.

Когда в громадном соседнем здании по нынешней улице Банковой, 11 обосновался Центральный комитет украинских большевиков, особняк перешел в собственность управления делами ЦК. Его использовали как резиденцию для партийной элиты и почетных гостей; в подвале дома была оборудована, по словам того же Врублевского, «прелестная сауна». В наши дни весь комплекс ЦК поступил в распоряжение президентской администрации.

В «химерах» Городецкого проводят переговоры с высокими заморскими гостями украинского президента, а в особняке «заплаканной вдовы» (самой скромной, по размерам, из официальных президентских резиденций) кое-кто из этих гостей ночует...

Профессор искусствоведения Сергей Гиляров, который в своей известной публикации 1936 года «Архітектура Києва передвоєнної доби» едва ли не первым указал на Брадтмана как на автора особняка, мимоходом отметил: «Ефектно виділений середній ризоліт увінчано рельєфною головою медузи». Имеется в виду, понятно, медуза Горгона из знаменитого мифа о Персее. Но согласиться с этим трудно — хотя бы потому, что на художественных изображениях Медузы всегда бросаются в глаза ее волосы-змеи.
У «плачущей вдовы» ничего подобного не видно. Между тем нетрудно убедиться, что маскарон на фасаде особняка — не просто портрет женщины. Здесь изображено крылатое существо, чьи распластанные крылья отчетливо видны позади.
Рельеф на фасаде особняка близок к образу вещей птицы Гамаюн, столь популярному в эпоху увлечения символизмом и модерном. Глубокий, проникающий взгляд. Печаль — неизменная спутница «многого знания».
И еще одна характерная деталь: лик женщины увенчан листьями каштана, которые расходятся из одной точки во лбу. Архитектор Елена Сидорова указывает на эту точку как на «место "третьего глаза", то есть чакры "аджна", наделяющей свойством предвидеть будущее». Отметим, что почерпнутое из индуизма понятие о межбровной чакре, связанной с ясновидением, было известно во времена строительства дома на Лютеранской из модного тогда эзотерического учения Елены Блаватской.
... Каково бы ни было толкование необычного маскарона, сейчас мы все равно не знаем, кому и в какой связи принадлежала идея увенчать дом таким изображением — домовладельцу, архитектору или неизвестному нам скульптору, участвовавшему в оформлении особняка. Но женский лик оказался в полной гармонии с архитектурным замыслом, автором которого был талантливый киевский зодчий Эдуард Брадтман. - источник

«Дом-торт», ул. Лютеранская, 6. Невероятное смешение стилей и избыток декора.
Со стороны дом и впрямь выглядит многоярусным сливочным тортом.
На самом деле это дом Рахили Майкапар, обычный доходный дом, чрезмерно изукрашенный мастером модерна Мартином Клугом.

На Банковой, 17 наблюдаем чудо советской инженерной мысли: внешние, прозрачные шахты лифта.
Кстати, знаете почему в стране советов строили преимущественно 5- и 9-ти этажные дома?
В пятиэтажках можно было не строить лифт, а 9 этажей не требовали постройки дополнительного грузового лифта. Экономил великий могучий савецкий союз. Не оборонка же, подумаешь, жилье какое-то.

Источники (помимо указанных выше): 1, 2, 3, 4

См. также:

Здание Национального банка Украины (1902—1905 гг.) — архитекторы Александр Кобелев и Александр Вербицкий

Здания по ул. Шелковичной

Особняк Либермана (Банковая, 2) , см. статью

Национальный художественный музей Украины. Основан в Киеве в 1899 году как «Городской музей антиквариата и искусств».
Располагается в здании на улице Грушевского, специально построенном для этой цели архитектором В. Городецким по проекту московского архитектора Петра Бойцова (1849 – после 1918), скульптурное оформление Элио Саля.
Первоначально в помещениях первого этажа экспонировалась коллекция археологических находок Викентия Хвойки. Официальное открытие и освящение музея состоялось 23 декабря 1904 года, он получил наименование «Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича». Также неофициально именовался «Музеем древностей и искусств».
В 1936 году музей был переименован в «Киевский государственный музей украинского искусства», в 1964 году – в «Государственный музей декоративного искусства УССР». - источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...