Thursday, January 18, 2018

Грузия глазами Тенгиза Аблотия/ Tengiz Ablotia's blog about Georgia

Познавательное чтение для меня, неофитки-резидентки Тбилиси; повседневные бытовые наблюдения подтверждаются целиком и полностью. (Фотографии из моего альбома).

Колонка Тенгиза Аблотия:

*
Недавно один мой друг, живущий за границей и очередной раз посетивший Грузию, был удручен тем, что увидел в Тбилиси рост числа нищих, бомжей, уличных торговцев. Да и общий фон в городе ему показался более унылым и депрессивным.
Основное и самое гнетущее ощущение в сегодняшней Грузии – это ощущение глухого застоя, отсутствие внятной перспективы. Соответственно, даже нищие на улицах воспринимаются более драматично...

При администрации Саакашвили были сформулированы нехитрые принципы, по которым Грузия живет и до сих пор: создаем хорошие условия для инвесторов, наводим порядок, формируем более или менее эффективную бюрократию и привлекаем иностранный капитал. Второй пункт: берем и используем те возможности, которые есть, – развиваем туризм, транзит и энергетику.
Однако все когда-то заканчивается. Эта модель себя исчерпала: можно еще раз сократить налоги, сделать инвестиционный климат еще лучше, построить больше отелей и продать больше ферросплавов, – но это уже бесполезно. Модель, предложенная администрацией Саакашвили, выполнила свою задачу, и теперь нужна другая.

При Саакашвили был сделан первый шаг – питекантропов превратили в более или менее цивилизованных людей, но сегодня этого уже недостаточно, надо идти вглубь. А вот с этим – проблема. Вглубь идти некому.

Нынешняя модель развития Грузии гарантирует, что хуже не будет. Но она, увы, неспособна выдать более серьезный результат. Все так и продолжится. Вечно. Мы будем строить гостиницы и продавать ферросплавы.

Статья, январь 2018

*
Два соседних народа [грузины и армяне] со схожей исторической судьбой не устают спорить друг с другом о том, кто древнее, кто кому придумал алфавит, где чьи церкви находятся, кто раньше принял христианство и т.д. Разве что не спорят о том, сколько ангелов помещается на кончике иглы – армяне наверняка бы нашли способ разместить побольше, зато грузины бы соорудили каждому из них отдельную комнату с ванной.
Смотреть на это, в общем, можно сказать, весело. Две отсталые деревенские нации спорят о том, которая из них менее отсталая и деревенская. При этом искренне не понимая, что этот бесконечный и преимущественно бесполезный спор делает их еще более отсталыми и деревенскими.

...Я как-то спорил с одной френдессой в «Фейсбуке», которая придерживалась популярного в Грузии мнения о том, что наш народец – невероятно талантлив. Ну да, с ленцой, с тягой к безделью, но зато талантлив сверх меры. Когда я попытался узнать, в чем же этот великий талант заключается, получил ответ – сколь наивный, столь же обезоруживающий: «у нас хорошие танцы и прекрасный сыр». Вот такие дела. Там, за бугром, бесталанные, посредственные середнячки собирают 40-колесные грузовики, авианосцы размером с городской квартал, создают электромобили и ищут способы изменения климата на Марсе... А тут – танец и сыр... Вот и все, что надо для таланта... Нет, не просто таланта, а великого таланта…

Вообще, если бы я был политиком, то лет на 10 запретил бы преподавание истории как минимум в Грузии, а желательно, и в Армении. История нас отвлекает от сегодняшних дней. Слишком много неудачников, неспособных выдать хоть какой-то приличный результат в наше время, находят отдушину в том, чтобы копаться в истории.

Статья, ноябрь 2017

*
Они [грузины] изгадили собственные села, превратив их в чумной барак, откуда бегут все кому не лень. Они испоганили собственную столицу – бесконечной торговлей, ржавыми каркасами возле всех станций метро, кучками праздношатающихся бездельников. Как саранча, они расправились с собственной страной и решили, что пора распространить ценный опыт и в зажравшуюся Европу – разве может быть задача более достойная, чем нагадить в Берлине или Амстердаме?

Из 160 000 человек, посетивших за полгода Европу, около 10 000 растворились, исчезли. Иначе говоря, остались в ЕС. Сама по себе цифра, может быть, и небольшая – если не иметь в виду, что это за категория и какую «пользу» большинство из них может принести Европе.
Значительная часть грузинских иммигрантов – это в лучшем случае бесполезный балласт, ничего не знающие и ничего не умеющие люмпены. Это в лучшем. А еще есть и худший – мы видим его в почти ежедневных сводках о том, что очередная грузинская банда где-то чего-то или кого-то ограбила.

Статья, ноябрь 2017

*
Гомофобия в Грузии – это один из многих ритуалов, не требующих ни осмысления, ни глубины. Родину надо любить, проходя мимо церкви надо креститься, перед патриархом Илией Вторым преклоняться, а геев ненавидеть. И все это – без каких-либо конкретных обязательств.

В реальности гомофобия, конечно же, существует, но она такая же поверхностная и неглубокая, как и вера, и патриотизм, и поклонение женщинам...

Статья, ноябрь 2017

*
Реальное Тбилисоба – это 10% гламура на двух-трех центральных улицах города, где что-то приличное, более или менее человекообразное все-таки происходит, и 90% – тотального всеобщего пожирания свиных шашлыков и вина.

Символ Тбилисоба [ежегодный праздник, посвящённый сбору урожая и городу Тбилиси, который традиционно отмечается в столице Грузии в последние выходные октября - Википедия] – не чинные оркестранты в красных мундирах, а базарные торгаши, которые эти два дня оккупируют почти весь город. Главная ассоциация Тбилисоба – это дым от мангалов, который накрывает городские улицы.
Все это происходит на фоне бесконечного мусора, грязи, столпотворения, ржавых микроавтобусов, в которых деревенские жители в очередной, уже в который раз привозят свои продукты на продажу.

Причем совершенно непонятно, чем им не угодили остальные 363 дня в году и почему с особой интенсивностью надо гадить в городе именно эти два проклятых дня в октябре. Если учесть, что продукты они продают по той же цене, что и обычно, смысл всеобщего паломничества люмпен-пролетариата на несчастные тбилисские улицы именно в эти дни остается неразрешимой загадкой.

Пожалуйста, если хотите, можете назвать это недоразумение «Днем шашлыка», и тогда все будет понятно, логично и без возражений. Поскольку он все-таки называется «Днем города», то и стандарты к нему должны быть совсем иные.

Тбилисоба не имеет ничего общего ни с Тбилиси, ни с каким-либо другим городом, ни с понятием «город» вообще. Тбилисоба – это скопище всех мерзостей, которые есть в Грузии и которые обычные 363 дня в году менее заметны, так как равномерно распределяются по всей стране.

Из статьи, октябрь 2017

*
На днях я наконец увидел в Тбилиси электромобиль «Тесла», детище великого южноафриканца Илона Маска. Белоснежный, созданный совсем для другого пространства, он гордо и бесшумно плыл по грязной дороге самого неряшливого и некрасивого района города. Его название само говорит за себя – хорошее место Нахаловкой не назовут...
Рядом прогромыхал грузовик с отваливающимся глушителем. А вот еще проехало такси «Опель» с открытыми окнами, из которых громыхает «Владимирский централ... Ветер северный...»

«Тесла» на тбилисской улице – это ведь не просто машина. Это в определенной степени символ. Показатель безнадежного отставания т.н. третьего мира от первого; стран, рассуждающих о величии предков на пару с великой духовностью, – от стран, нацеленных на будущее. А пропасть между ними – все глубже и глубже... Третий мир с удовольствием пользуется достижениями мира первого, но ругает его последними словами...

Иногда реальность настолько неприятна, а сравнения с кем-либо настолько нелицеприятны, что приходится выдумывать несуществующие преимущества типа «Да, они делают электромобили, зато мы – более нравственные, больше любим детей, родителей и друзей».
И пока так продолжится, все будет как сейчас – Маск будет делать «Теслу», а мы будем искать, кто из нас более высокодуховный...

Статья, сентябрь 2017

*
С «Грузинским маршем» случилось то, что случается со всем остальным в Грузии – с экологическими движениями, с борьбой против незаконных строительств, вырубкой парков... Он стал обыденностью и собирать теперь будет примерно столько же народу, сколько и акции против возведения очередного здания-монстра в каком-нибудь несчастном скверике...

У грузинского народа есть один талант: наши люди имеют великую способность испохабить любую, в том числе и самую мерзкую идею. Лишить людей энтузиазма, заставить в отчаянии махнуть на все рукой. В основном это плохо. Но иногда это и хорошо. Самые фанатичные, самые злобные и самые «ватные» идеи вдребезги крошатся на фоне Его Величества Народного Равнодушия... Когда, казалось бы, все в пользу ксенофобов, сволочей и популистов, когда, казалось бы, они говорят ровно то же самое, что и народ, и поэтому обречены на успех, – именно тогда на сцену и выходит наш родной пофигизм.

Статья, сентябрь 2017

*
По правде говоря, по Саакашвили можно писать хрестоматию о том, что происходит с политиками, которые потеряли чутье и задержались на авансцене дольше, чем это было нужно. Миша все более явно перебирается в маргинальную нишу: то, что три года назад работало, сегодня уже вызывает у украинцев легкую усмешку.

Могу сказать от себя лично: я к политику Михаилу Саакашвили отношусь вполне прилично. Прекрасно понимая все темные стороны периода его правления, никогда не буду отрицать, что ему удалось сдвинуть с места глухой грузинский камень, который стоял без движения столетия – с его пропахшими нафталином традициями, дедушками-бабушками, великой историей и православием.

Однако все это было в прошлом, и сегодняшний Михаил Саакашвили – уже совсем не тот, что в 2004-м. Говорил не раз и не два и не поленюсь повторить многократно: любые реформы, в том числе самые удачные, – это штучный товар. Это ни в коем случае не конвейер, и перенести опыт одной страны на почву другой – проблематично.

Могу представить себе обвинения в свой адрес со стороны фан-клуба Саакашвили, и это – одна из проблем. Всякий, кто хоть раз читал мой блог, знает, что я не очень большой поклонник Грузии и грузинского менталитета, но скажу честно: даже мне будет неприятно, если завтра гипотетические украинцы начнут массово писать в социальных сетях: «да вы кто такие, грузины, вы же совки, избрали себе бандита Иванишвили, у вас нет другого выхода, вы должны позвать к себе наших бизнесменов и инженеров, чтобы наладить экономику».
Фанаты Саакашвили пытаются быть украинцами больше самих украинцев и позволяют себе, в общем, довольно-таки хамские заявления типа «Саакашвили – единственный, кто может спасти Украину, а так, без него они ничего не смогут, потому что совки»...
Простите, пожалуйста, а ничего, что вы говорите о стране, у которой высококвалифицированных инженеров больше, чем у вас всего населения? Ничего, что вы обвиняете в недееспособности страну, которая выпускает ракетные двигатели и атомные реакторы?

Статья, июль 2017

*
Среднестатистический традиционный грузинец говорит, что ненавидит арабов и турок, но, уверяю вас, сказав это, через пять минут он забудет, а через 10 минут будет пытаться устроиться на работу к турку.
Среднестатистический традиционный грузинец говорит, что в случае чего обязательно пойдет воевать за родину и уверяет, что никогда не женится на недевственнице, – но оба этих постулата так надежно и с гарантией опровергнуты жизнью, что не вызывают ничего, кроме снисходительной усмешки.
Среднестатистический традиционный грузинец считает себя верующим, но при этом не вспомнит даже четыре из десяти заповедей.
То, что говорит среднестатистический грузинец, – не значит ровным счетом ничего, так как преимущественно он говорит не то, что есть, а то, как считает, что должно быть...

Статья, июль 2017

*
Проблема Грузии в том, что общественное мнение всегда готово защитить кого угодно, вне зависимости от того, виновен человек или нет. Это старая, еще советская традиция: в случае противостояния государства и рядового человека, всегда прав рядовой человек.
Большинство грузин искреннее уверены, что, если у кого-то нашли в кармане наркотики – значит, ему их подбросили. То, что вплоть до конца 2000-х годов в молодежной среде наркоманов было больше, чем ненаркоманов, – во внимание не принимается. Подбросили – и все тут.

Грузию, в которой в течение 40 лет молодежь вместо «здравствуй», здоровалась друг с другом словами «жизнь ворам», сравнивали с Норвегией, где самое тяжкое преступление – это украсть велосипед. Ну разве что Андрес Брейвик сидит один за всю Норвегию...

И, вообще, что значит «много сидит?» Что, кто-то установил критерии посадки? Статистические нормы соотношения населения к численности зеков? А вы в курсе, что в Сальвадоре народу сидит в разы больше, чем в Грузии, но этого все равно мало? Угадаете с одного раза, к кому грузинцы ментально ближе, – к Норвегии или Сальвадору? Неужто к Норвегии?

Я живу в доме, где на первом этаже – отделение полиции. Из года в год при всех властях и системах повторяется одна и та же картина: полицейские тащат орущего – то ли пьяного, то ли обдолбанного парня, а через полчаса его мать в истерике визжит на всю округу: «Выпустите моего ни в чем неповинного мальчика»...

Статья, июнь 2017
*
Сказать про Грузию, что это страна контрастов, – это значит, ничего не сказать.
Однажды я сделал для себя вывод: на самом деле грузинская нация состоит из двух взаимоисключающих частей, каждая из которых тянет одеяло в свою сторону. Если очень сильно обобщить, то очевидно, что в стране со дня ее независимости друг другу противостоят старая и новая Грузия.
Здесь нет четкого разделения между «новогрузинами» и «старогрузинами». Нет определенной линии фронта, по которой можно было бы определить, кто есть кто. Барьер не идет по линии «образованный – необразованный»: в Грузии можно встретить образованных «ватников» и здравомыслящих крестьян с восемью классами образования...

Нет барьера и по линии происхождения или места проживания – о том, что из себя представляет комичная тбилисская аристократия, сказано уже много, кроме того, если присмотреться, большинство молодых программистов, инженеров и прочих технарей – жители городских окраин. Тогда как в мире вряд ли можно найти где-нибудь такое количество пафосных бездельников, как в центральных, престижных районах Тбилиси.
Линия разлома не проходит даже по семьям – в одной и той же семье, у одних и тех же родителей один сын может быть профессионалом в своей области, а второй – бесполезным чохоносцем-болтуном [Чоха - грузинский национальный мужской костюм].

Разница между двумя Грузия – ментальная, у двух частей одного народа – совершенно разная система ценностей.

Одна часть грузин строит экономику, получает образование, бросает сигаретные окурки в мусорный ящик, чтит законы, не считает католиков, армян и Свидетелей Иеговы сатанистами. Именно «новогрузины» построили все то, на чем сегодня держится страна, – они работают в госструктурах, они производят продукцию, реконструируют старые города, привлекают миллионы туристов, в конечном итоге обеспечивая тот более или менее стабильный ритм жизни, который в настоящее время имеется в Грузии.

Вторая часть – условные «старогрузины», делают все для того, чтобы обгадить и испохабить то, что уже сделано: они бросают мусор из окон, плюют на тротуары, ненавидят всех иностранцев, постоянно ищут себе внешних врагов, в социальных сетях чуть ли не призывают идти войной одновременно на Турцию, Азербайджан и Армению... Они пополняют ряды религиозных фанатиков-фарисеев, пропивают деньги и живут преимущественно в долг.

Внешний облик Тбилиси является наглядным признаком этого дуализма – бесконечные рынки, ярмарки, торговые объекты, которые не приводились в порядок с 90-х годов, однообразные автосервисы, вереницы таксистов, не дружащих с гигиеной, зато братающихся с русским шансоном... В сознании этих людей ничего не изменилось – предел фантазии все тот же: купить в одном месте, перетащить через весь город на разваливающемся «Опеле» и продать. Полученную сумму либо пропить, либо профукать в онлайн-казино...

Анализируя поведение грузинских люмпенов, я пришел к выводу, что не стоит искать объяснения их поведению в логике. Жизнь не раз и не два подтверждала этот вывод.
К примеру, в одном из крупнейших тбилисских плавательных бассейнов я многие годы сталкивался с совершенно необъяснимым явлением: многие клиенты, приняв душ, оставляли воду открытой – в итоге драгоценная горячая вода тратилась попусту и следующие пловцы вынуждены были довольствоваться прохладной водичкой. В этом не было никакой причины. Они не делали это сознательно, в знак протеста против грабительской политики мирового капитализма, с целью обанкротить хищнический менеджмент бассейна или высказать недовольство ростом цен и девальвацией национальной валюты. Они делали это просто потому, что им было плевать, они вообще на это не обращали внимание...

Общая ситуация в стране показывает, что ни одна из этих двух частей грузинской нации не доминирует. Соотношение – 50 на 50. Нормальных людей достаточно много для того, чтобы «старогрузины» не превратили страну в то, что является для них естественной средой обитания, – в свинарник. С другой стороны, их недостаточно для того, чтобы преодолеть сопротивление люмпенов и построить нормальную страну. Вот и висит Грузия традиционно между двумя мирами: одной ногой в Милане, другой – в Кабуле.
Когда-нибудь это закончится, и, вопреки всему вышесказанному, именно в этой части я настроен оптимистично – уверен, рано или поздно новая Грузия победит. Просто потому, что она умнее, целеустремленнее и рациональнее...

Статья, май 2017

*
ФБ страничка - Ablotia Tengiz

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...