Monday, December 21, 2015

Зебальд: Обращение с опытом, превышающим предельную нагрузку/ Sebald - Natural History of Destruction

«Естественная история разрушения» — сборник эссе, объединенных близкой Зебальду темой памяти. Памяти о пережитом ужасе, о том, что многие — кто в силу защитной реакции, кто в угоду политической конъюнктуре — предпочли бы забыть. Речь идет об англо-американских бомбардировках мирных городов Германии в годы Второй мировой войны и об отсутствии какой-либо вдумчивой реакции на это в немецкой литературе в послевоенные годы. 600 000 человек погибло в ходе этих бомбежек, 50 000 — в одном только Гамбурге за одну ночь, в результате операции «Гоморра». Но обсуждать это в немецком обществе долгое время считалось неуместным.

В Цюрихских лекциях, открывающих сборник, Зебальд из обрывков чужих воспоминаний о той трагедии, как из деталей паззла, собирает ужасающую картину. Полная разруха, полчища крыс в обломках домов, обугленный детский трупик, который убитая горем женщина носит с собой, и тысячи выживших, но сошедших от всего этого с ума людей… И вместо осмысления случившегося — многолетний «санитарный кордон» вокруг этой темы в литературе Германии. По слову Пауля Целана, “No one bears witness for the witness” («Никто не свидетельствует за свидетеля»), и Зебальд пытается понять, почему молчат очевидцы этих событий.

Дальше — три эссе, в которых писатель обращается к тем немногим свидетельствам катастрофы, которые имелись на тот момент в немецкой литературе.
Первое эссе — об амбициозном писателе Альфреде Андерше (Alfred Hellmuth Andersch, 1914 – 1980), a German writer, publisher, and radio editor) и его попытках выгодно переделать собственную биографию (как выражается Зебальд, «спрямить») в своих же романах.

Второе — о писателе Жане Амери (Jean Améry, 1912 – 1978, born Hanns Chaim Mayer, was an Austrian essayist whose work was often informed by his experiences during World War II) и его невозможности выразить опыт, парализующий артикуляцию. Пройдя через три концлагеря, Амери много лет не мог найти верный способ обращения с прошлым и разговора о нем. «Ставший жертвой остается жертвой навсегда», — говорит Зебальд; Жан Амери — избежавший смерти в концлагере, но так и не сумевший до конца оправиться, — покончил с собой в 1978 году [приняв смертельную дозу снотворного].

Последнее эссе — о писателе и художнике Петере Вайсcе (Peter Ulrich Weiss, 1916 – 1982, a German writer, painter, graphic artist, and experimental filmmaker), немецком еврее, и его попытках отождествить себя в своих работах как с жертвами, так и с убийцами. По мнению Зебальда, решительность, с какой Вайсc «взял на себя это тягчайшее из всех моральных обязательств, ставит его творчество намного выше всех прочих литературных попыток так называемого преодоления прошлого».

В «Естественной истории разрушения» Зебальд касается и темы: «Насколько были морально и стратегически оправданы бомбежки мирных городов Третьего рейха союзниками?». В России, потерявшей в той мясорубке больше 20 миллионов человек, этим вопросом вряд ли кто-то задастся. Зебальд же, со своей стороны, понимая его провокативность (и, как многим, безусловно, покажется, неуместность), считает необходимым его поднять.
Пожалуй, более «неудобный» предмет для высказывания, даже спустя 75 лет, найти сложно. Возможно, поэтому выход «Естественной истории разрушения» на английском в 2003 году вызвал столько шума. Опасения, что дискуссия о немецких жертвах затмит собой устоявшееся в немецком обществе признание жертв Холокоста, живы в мировом сообществе и сегодня.

В Цюрихских лекциях Зебальд признается, что писал свои заметки с целью «хотя бы отчасти понять, каким образом индивидуальная, коллективная и культурная память обращаются с опытом, превышающим предельную нагрузку». При этом анализ психологической травмы, который писатель проводит в своих эссе, одинаково применим ко всем жертвам истории, независимо от того, на чьей стороне им выпало быть. Для России, с ее памятью о сталинских репрессиях, ГУЛАГе и Великой Отечественной войне, этот опыт особенно актуален.

Отрывки (с исправлениями); В.Г. Зебальд - Естественная история разрушения (Новое издательство, 2015)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...