Saturday, October 24, 2015

Люди не должны быть «зачехленными». Венедикт Ерофеев, интервью для «Литературной газеты» (1990)/ Venedikt Erofeev, interview

«Литературная газета». 1990. №1, 3 января. С писателем Венедиктом Ерофеевым беседует корреспондент «ЛГ» Ирина Тосунян.

Собираясь на встречу с Венедиктом Ерофеевым, я уже знала, что писатель серьезно болен, говорить ему трудно, и неизвестно, получится ли разговор вообще.

В 1978 году я прочитала его повесть «Москва — Петушки», изданную там и бродившую по рукам здесь, и очень захотела что-нибудь узнать об авторе. Но даже среди моих коллег мало кто знал что-то о Ерофееве наверняка. Так, реяли по столице слухи...

Время шло, повесть «Москва — Петушки» переводили и издавали то на одном языке, то на другом за рубежами нашей родины, популярность Венедикта Ерофеева там оставалась стабильной. О его творчестве — в основном это были те же «Петушки» — создавались статьи и диссертации. Исследователи сходились на том, что Ерофеев — «образованный, тонко чувствующий, одаренный в языковом отношении писатель». И добавляли: «судьба его неизвестна»...

Неуловимый Ерофеев «выплыл» два года назад. Во время одной из встреч с Кавериным Вениамин Александрович рассказал мне об идее создания альманаха «Весть», одним из организаторов которого он был. В первом выпуске альманаха планировалась среди прочих вещей, не публиковавшихся ранее в нашей стране, и повесть «Москва — Петушки». Тогда это еще казалось невероятным: какая-то инициативная группа, альманах, да еще «Петушки», о которых одни говорят: «гениально», «бессмертно», другие — «безобразие»...

Между тем летом 1989 года «Весть»-таки увидел свет, повесть Ерофеева прочитали сотни тысяч советских читателей. Опубликовал ее с небольшими сокращениями и журнал «Трезвость и культура» (1988 год).

И вот я в гостях у писателя. Оказывается, все последние годы он живет в Москве. Вопросы, написанные мною, не понадобились, но беседы (их было несколько) проходили неровно, трудно. В доме то и дело толклись люди. Ерофеев вдруг оказался нужен сразу и газетчикам, и телевизионщикам, и издателям, своим и зарубежным. Дверь практически не закрывалась. Сам Ерофеев страдальчески улыбался и шептал: «Скажите, пожалуйста, зачем это нужно?..» Я, уже исписавшая пухлый блокнот, умиротворенно поддакнула: «Закройте просто дверь и всем отказывайте!» На меня глянули голубые кристальные детские глаза: «Но ведь тогда и вам нужно было бы отказать...»

Самое горячее желание, которое есть сейчас у Ерофеева, — это «перестать быть столь урбанизированным», уехать с женой в Абрамцево, где друзья им предоставили до весны дом, и жить и писать... Начаты и ждут своего завершения две пьесы — «Фанни Каплан» и «Диссиденты». Есть «куча идей, рассыпанных в тридцати с лишним записных книжках».

— Черновиками у меня забит стол, — говорит писатель, — вернее, их даже черновиками назвать нельзя, это еще что получится! «Фанни Каплан» почти готова и будет опубликована в журнале «Континент». Вторую — «Диссиденты» — собирается принять к постановке Театр на Малой Бронной. Это чистая комедия — и в прямом, и в переносном смысле. Действие происходит в 60-е годы в приемном пункте «бронебойной» посуды (нет лепажевых орудий, есть бутылки). Никто из героев не остается в живых, ни один, только подонки. Мне уже звонили, упрекали: мол, слушай, Ерофеев, зачем с таким материалом обращаться таким юмористическим образом? Или — в «Вальпургиевой ночи» всех убил, хотя бы здесь оставь несколько хороших людей в живых... А разве я убил?..

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» опубликована в апрельском номере журнала «Театр» за 1989 год, уже поставлена на сцене Театра на Малой Бронной и имеет немалый кассовый успех. Хотя сам автор считает, что «упростили ее до предела». Но, как известно, на авторов не угодишь. Пьеса непроста для восприятия (впрочем, то же можно сказать о повести «Москва — Петушки», эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика») и непривычна по выбору места действия — сумасшедший дом. Ерофеев утверждает, что создавал драматургические произведения по принципам классицизма, только очень смешное. Не знаю, кто как воспринял ее, а меня буквально озноб бил, когда читала. Да и заключительные фразы не оставляют надежды: «Занавес уже закрыт, и можно, в сущности, расходиться. Но там, по ту сторону занавеса, продолжается все то же и без милосердия. Никаких аплодисментов».

Сейчас многие говорят, что они ничего не знали — в тридцатые, сороковые, пятидесятые, семидесятые... — ничего не знали. От тех проблем кто-то был далек, а кто-то использовал множество лазеек, чтобы отгонять от себя дискомфортные мысли. Кто же не был слеп? Старшее поколение? Те, кто прошел лагеря?.. Как традиционно привыкли считать — слепа была провинция. И в этой ситуации, когда многие не знали, а многие «не знали», кажется страшным, что юноша, вышедший из глухой глубинки (ну, если можно Заполярье считать глубинкой), оказался абсолютно зрячим. Он не мечтал о «светлой жизни», он требовал жизни нормальной, утверждая, что так жить, как сейчас, нельзя больше ни часа, ни минуты... Он и сейчас это утверждает.

Его критицизм настолько всеохватен, что у неопытного, неподготовленного читателя может вызвать шок и крики о клевете. Когда критикуешь все, даже будущие полумеры, тебя обязательно обвинят в клевете, потому что становится страшно, потому что такая критика ошарашивает и даже на какое-то время деморализует. Появляется обида на писателя: мол, указав на теневые стороны моей жизни, не указывает, каким способом нужно ее исправить.

Как же, он, Ерофеев, оказался в стане зрячих?
— Этого я сам не понимаю. И потом, не так рано я прозрел, только в десятом классе. А еще более — после поступления в Московский государственный университет.


Вопрос: В 1988 году в Лондоне был переиздан Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Это, пожалуй, единственный справочник, где рассказывается о вас. Несмотря на то, что автор, Вольфганг Казак, утверждает: это «перевод переработанного и расширенного немецкого издания 1976 года», сведения о писателе Венедикте Ерофееве, начиная уже с года рождения, приблизительные и во многом неправильные. Автор словаря пишет, что о Ерофееве «почти невозможно получить биографические сведения». Так давайте поможем следующему изданию литературного словаря. Процитирую несколько фраз из него: Ерофеев «очевидно некоторое время учился на историческом факультете Московского университета и во Владимирском педагогическом институте, по слухам, знает латынь, любит музыку. По имеющимся сведениям, он рано стал алкоголиком...»


На фото в центре: Веничка Ерофеев (слева) с сестрой и братом

В. Ерофеев: Ну что же! Родился 24 октября 1938 года. До окончания школы жил в городе Кировске Мурманской области. Папеньку сажали (у них это было принято — сажать) дважды, посадили — выпустили, снова посадили. Но важно, что в 1954 году отца освободили совсем. Мне он порассказал такое, что вам и не снилось. Знаете, что значит быть начальником железнодорожной станции, которую занимают то русские, то финны, то немцы, потом опять русские, финны, немцы... и при этом ухитряться исполнять свои обязанности? А я-то дурак, как видел в небе финские или немецкие самолеты — махал платочком и приплясывал. Мне было ровно три с половиной года. В конце концов отца объявили предателем Родины. Сейчас, наверное, это трудно понять...

Про МГУ я уже говорил, только добавлю, что учился по специальности «русский язык и литература». Но скоро меня «раскусили»...
Учился и во Владимирском пединституте, на том же факультете, так же отлично и недолго. Тихонечко держал у себя в тумбочке Библию. Для меня эта книга есть то, без чего невозможно жить. Я из нее вытянул все, что можно вытянуть человеческой душе, и не жалею об этом. А тех, кто с ней не знаком, считаю чрезвычайно несчастным и обделенным. Библию я знаю наизусть и могу этим похвалиться.
Спустя какое-то время книгу в моей тумбочке обнаружили, и началось такое!.. Я помню громадное всеобщее собрание института, ужас преподавателей и студентов. Мне этот ужас был непонятен...
А на улице ко мне подъехал черный лимузин, возвели меня на четвертый или пятый этаж какого-то здания и сказали: «Даем двое суток на то, чтобы вы, Ерофеев, убрались из нашей области».
Нужно сказать, что я тогда возглавлял группу ребят, которых почему-то назвали «попами». Так вот, с институтскими комсомольцами мы шли стенка на стенку, случалось доходило до рукоприкладства.
Из Владимира меня вывезли на мотоцикле, предупредив: «Берегитесь, Ерофеев, у всех, с кем вы знакомы, будут неприятности».
Что же до латыни, музыки и алкоголизма... С латынью ладил всегда. Я знаю ее дурно, но я в нее влюблен. Если бы меня спросили, в какой язык я влюблен, то выбрал бы латынь. Смею уверить, что этот ваш автор словаря ничего не понимает ни в музыке, ни в алкоголизме. В его стройную систему не укладывается, что можно одновременно и понимать толк в выпивке, и любить сложную музыку, и интересоваться делами в Намибии. Соединять это ему и не снилось.
Авторы статей обо мне упускают самое главное: я считаю, что люди вообще не должны быть «зачехленными».

— Вы сейчас щедро даете журналистам интервью. Многие ваши суждения, даже для нынешнего времени, непривычные, многие — сродни «Петушкам». И уже кое-кто говорит: это максимализм.
— До какой-то степени. Если живешь в такое максималистское время, отчего бы и не говорить максималистски? Но когда бы ни жил, надо во что бы то ни стало быть честным человеком.

— Однако любой писатель может считать свое время, в которое жил и живет, именно таким, экстремальным...
— Правильно, тому же Блоку казалось, что его время экстремальное, последнее. Все времена экстремальные, последние, и, однако, ничего не кончается. И поэтому главное — не надо дешевить. Говорят, к Блоку под конец его жизни хотели вселить красногвардейцев. По этому поводу Зинаида Гиппиус съязвила: жаль, если не вселят, ему бы следовало целых двенадцать. Я ее очень люблю, Зинаиду Гиппиус, и как поэта, и особенно как личность. Если бы я заполнял анкету «Кто из русских писательниц вам по душе?», долго рыскал бы в своей неумной голове и назвал бы ее.

— А из писателей-мужчин?
— Василий Розанов. Наконец-то его начали понимать и принимать. Я ведь о нем сказал еще тогда, когда даже упоминать это имя было нельзя.
Большое влияние оказал Гоголь. Если бы не было Николай Васильевича — и меня бы как писателя тоже не было. В этом не стыдно признаться. Немножко Мопассан, очень люблю его вещь «На воде». Но совсем не люблю Золя, не терплю бездушия, а в нем я это сразу определил. В ХХ веке — Кафка, которому я многим обязан, Фолкнер («Особняк»). Очень люблю Набокова. Никогда зависти не знал, а тут завидую, завидую... А из современников ощущаю духовную близость с могучим белорусом Василем Быковым.

— Но давайте вернемся к словарю. «В студенческие годы, — я продолжаю цитировать, — Ерофеев начал писать художественную прозу, ни разу на смог что-либо напечатать в СССР».
В статье есть и такие обороты: «...несколько его произведений считаются утерянными». Или «...рассказывают о других произведениях Ерофеева, например, о романе под названием "Шостакович", но тексты их не встречаются».
— Когда меня выгоняли из МГУ, я уже писал — чисто юношеские «Заметки психопата». Однокурсники, те, кто читал, говорили, что это невозможно, что так писать нельзя. «Ты, Ерофеев, хочешь прославиться на весь институт?» А я в ответ: «У меня намерения намного крупнее!»
А рукописи мои действительно пропали. «Шостаковича» потерял я в электричке, вернее, украли сетку, где были, кроме него, две бутылки вермута. Роман опять же об алкоголиках.

— Желания восстановить книгу не возникало?
— Было, пробовал. Но получилось то, что, образно говоря, получилось из громадной российской империи к лету 1918 года — крохотная Нечерноземная зона. И я тихонько задвинул «попытку» в отсек своего стола.

— Вам снятся ваши тексты?
— Еще как снятся! Как вы угадали? Практически еженощно снятся, я не преувеличиваю.

— А вещи свои перечитываете?
— Иногда перечитываю. Но из написанного больше всего мне нравится «Москва — Петушки». Читаю и смеюсь, как дитя. Сегодня, пожалуй, так написать не смог бы. Тогда на меня нахлынуло. Я писал эту повесть пять недель.

— Пьеса «Вальпургиева ночь» тоже об алкоголиках и тоже написана в очень короткий срок. Снова нахлынуло?
— Это было так. Ко мне как-то приехали знакомые с бутылью спирта. Главным образом для того, чтобы опознать: что это за спирт? Говорят: «Давай-ка Ерофеев, разберись». После «Петушков» я слыву большим специалистом. А метиловый спирт и обычный, должен сказать, на вкус почти одинаковы. Ну, думаю, ценят, собаки, свою жизнь в отличие от моей. Чутьем, очень задним, я понял, что спирт хороший. Выпил рюмку — они смотрят, как я буду окочуриваться. Говорю: налейте-ка вторую. И ее опрокинул. Всматриваются в меня внимательно и хотя трясутся от нетерпения — ни-ни, не прикасаются. Вот такой дурацкий рационализм. С той поры он стал мне ненавистен.
А как-то ночью, когда моя бессонница меня томила, я подумал об этом, и возникла идея пьесы. Реализовал ее в один месяц. Теперь уже и в театре идет. Только зачем им нужно было еврейскую тему убирать, не знаю. А вот несколько фраз типа «евреи очень любят выпить за спиной у арабских народов...» оставили.

Мне как-то пришлось быть главой президиума в Доме культуры «Красный текстильщик» на вечере, где Саша Соколов читал свою прозу. Посадили меня в центре длинного стола, как генерала на свадьбе. Слева от меня — Саша Соколов, справа — черносотенный священник (уж поверьте мне, я знаю, что говорю). А в зале — представители «Памяти». Я ведь и не сразу понял, что это за публика. И как по разыгрываемому спектаклю, подходит под конец вечера к моему священнику другой, из зала, и говорит: «Давайте встанем и споем "Вечная память", люди требуют». И все встали и начали петь. Знамена появились, хоругви. А зал — в три раза больше, чем в театре на Малой Бронной.
Очень мне не по нутру подобные спектакли, и, будучи человеком неучтивым, я повернулся и бочком-бочком за кулису. Потом вижу, Саша Соколов ускользает в противоположную кулису.
Два чувства я испытал — отвращения к зрелищу, происходящему в зале, и приязнь к Саше.

— В журнале «Театр», где опубликована ваша пьеса, есть также небольшое интервью, в нем приведены следующие слова: «С языком просто — мой антиязык от антижизни».
У Вольфганга Казака же можно прочитать, что размышления героя повести «Москва — Петушки» излагаются «необычным, приподнятым языком с примесью литературных аллюзий». Что вы думаете по этому поводу?
— Что касается «Театра», то ничего подобного я не произносил. Зачем приписывать совсем не свойственные мне фразы? И потом, чтó они все ищут антиязык, аллегории, аллюзии... Неужели нельзя выражаться по-человечески? Когда мы им напомним, что есть просто хороший русский язык? А самое главное не в том, что стиль их неправилен — неправильна их победоносность!

В одной из недавно опубликованных статей о писателе Венедикте Ерофееве есть такие слова: он «сказал о России точнее, глубже, с большой любовью, поэзией, жалостью, чем кто бы то ни был из пишущих в наши дни». И сегодня судьба его уже известна. Правда, сам он мрачно шутит:
— В 1986 году радиостанция «Немецкая волна» в одной из передач сообщила, что «скончался русский писатель Венедикт Ерофеев». Тогда я взял зеркальце и подышал на него. Действительно, ничего. Я подумал и сказал: «Если меня приговорят к повешению и приведут приговор в исполнение, я через час встану и пойду дальше». Как говорил герой «Петушков»: «Во всей земле... во всей земле, от самой Москвы и до самых Петушков — нет ничего такого, что было бы для меня слишком многим».

«От Москвы до самых Петушков». Ерофеев Венедикт - Интервью// «Литературная газета». 1990. №1, 3 января. С. 5

источник; фото добавлены автором блога

UPD:

Москва — Петушки. Тест

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...