Tuesday, June 09, 2015

Про феминизм/ Lyudmila Petranovskaya about feminism

Семейный психолог Людмила Петрановская:

Я с огромным уважением отношусь ко всем, кто что-то реально делает для женщин. Особенно в тех странах, где они действительно в тяжелой ситуации. Я сама выросла в Ташкенте, и было много подружек-узбечек, все это хорошо себе представляю. И кто-то помогает получить образование девочкам из тех стран, где у них нет на это никакого шанса, и всякие программы защиты от насилия — все это супер. Огромная работа, часто с риском для жизни. И никакой агрессии в общении обычно, что интересно.

К тем, кто стоял у истоков борьбы за права женщин, прежде всего на образование, у меня вообще глубокая личная благодарность, потому что я в модели «кухня-дети-церковь» [Kinder, Küche, Kirche; the phrase is vaguely equivalent to the English Barefoot and pregnant] превратилась бы в фурию и либо сама бы сдохла, либо всех вокруг загрызла.

Вот профессиональные «борчихи», которые цепляются к людям за слова и готовы убить мужика, предложившего помочь донести чемодан — это несколько другая история. Там нередко вся деятельность только и сводится к раздуванию обиды и подозрительности, выбиванию квот и речам на симпозиумах. Наверное, у них есть на это причины. Но неприятно, когда они начинают говорить от имени всех женщин, и от моего тоже. Если они сами хотят или уже перестали быть женщинами социально, психологически и даже, судя по виду, гормонально — ну, их выбор. Может, не надо бороться за мое право не отличаться от мужчин? Может, не доказывать с пеной у рта, что мой женский пол — это лишь придуманная форма обмана?
Это так же неприятно и глупо, как нимфы с пухлыми губками «в стиле космо», которые мне объясняют, что выйти из дома без каблуков, укладки и макияжа — значит не быть «настоящей женщиной».

А что касается России, если не брать семьи других культур, а, так сказать, среднестатистический срез, у нас, по традиции, все давно с ног на голову. Прав завались, а обязанностей и того больше. И шпалы уложить, и детей родить, и мужу на пиво заработать, и журнал не забыть почитать, как быть «настоящей женщиной», чтобы у него встало. За все за это два раз в год, на день рожденья и Восьмое марта, бабе полагается букет и открытка с текстом «будь всегда такой, как сейчас». Ну, чтоб не взяла в голову чего дурного.
И тут, конечно, тоже требуется эмансипация, и еще какая, но совсем в другом смысле и совсем другими методами.
отрывки; источник

Ну, вот вообще ничего во мне не отзывается эмоционально на идею, что мои права как женщины хоть каким-то боком в нашей реальности ущемлены. Чтобы мне платили меньше мужчин, или там не предлагали более высокие должности, или хотя бы просто раз в жизни сказали: молчи, мол, женщина, волос долог, ум короток. Вот честно пытаюсь вспомнить и не могу.
В хороших школах, в вузах — везде большинство девушек. Сколько общаюсь с мужчинами, умными и успешными, и даже теоретики-женоненавистники среди них попадаются. Но вот реального, на практике проявленного пренебрежения ко мне — не припомню. Правда, я в десантники или, прости господи, в депутаты никогда не стремилась, может тогда бы и огребла. Не знаю. В тех сферах, где я работала, смотрят не на пол, а на профессиональные качества.

Еще раз: я не говорю о других культурах, там все иначе. Но вот об обычных городских образованных семьях хотя бы. Да и необразованных, вон во дворе. Да, он ее называет шалавой и дурой. И даже бьет по морде. Ну, так и она его называет не повторю как, и тоже бьет. Равноправие налицо.

То есть бороться куча есть с чем по поводу женщин и детей, одни роддома традиционные чего стоят, но это все как-то не связано с идеей равенства, ибо к мужчинам отношения не имеет. Женщины многие чувствуют себя зависимыми от мужчин, я с этим работаю как психотерпавт. Но это тоже другое, это их история, последствиях их травмы, не представляю, что тут можно сделать на уровне всего общества или там законов.
отрывки; источник

В ответ на мой рассказ, что лично я не сталкивалась с дискриминацией по полу или хотя бы пренебрежением, народ рассказал про свой опыт. Совокупный опыт аудитории говорит о том, что настоящим гадюшником сексизма являются технические вузы. Стыдно должно быть, ведь образованные люди! На втором месте — водители, на третьем — бизнес, особенно крупные корпорации. Да, ко всем этим мирам я не имею никакого отношения (оказывается, это и к лучшему).

Вообще, мне кажется, многое в непонимании восходит к разнице в масштабах проблем.
В России, например, так сильно неуважение вообще к человеку, и так нарушены права всех и вся, что всерьез расстраиваться из-за пословицы про «курица не птица» мне, например, трудно.

Если говорить о России, то патриархальный строй в ней перестал существовать по сути, поскольку пришлось пережить период физического отсутствия «патриархов». [см. также о травмах поколений] Моя мама вспоминала, что в классе из 40 девочек отцы были только у пяти-шести. И «равенство с мужчинами» в нашей стране окрашено таким трагизмом, такими воспоминаниями о свалившемся на голову «праве» ходить за плугом и ворочать ящики со снарядами, что неудивительно, когда наши женщины не приходят в восторг от идеи бороться за еще большее какое-то равенство. Они бы не отказались, пожалуй, от небольшого отпуска в каком-нибудь уютном гареме... С другой стороны — на низовом-то уровне социальной ткани все давно тянут бабы, а у высшей власти и у «кормушки» — мужчины, и стереотипы, опять же, при нас, они так быстро не исчезают.

Есть и еще одно: традиционных моделей семьи когда-то было две, грубо говоря, «южная» и «северная». В «южной» мужчина полностью содержит жену и детей, женщина ему полностью подчиняется. В «северной» так не получается (климат суровый), поэтому вкалывают вместе, но и женщины более-менее независимы. Все это очень упрощенно, конечно, но для краткости. Потом все стало смешиваться и меняться. И сейчас обе заинтересованные стороны пытаются урвать себе плюсы обоих моделей и не поиметь минусов.

Ну, а особенно меня порадовал мой оптимистичный муж. Неудивительно, говорит, что у всех такая истерика. Судя по развитию технологий, уже через 10 лет можно будет обходиться без спермы, а через 20 — без матки. И будем мы друг другу с точки зрения природы не нужны вообще. Ничего — бодро утешил супруг — придут исламские фундаменталисты и всех спасут.
отрывки; источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...