Sunday, May 10, 2015

Георгиевская лента как образ коллективного психоза/ George Ribbon as a symbol of mass psychosis

[For reference]:
On every recent television broadcast about Russia's annexation of Crimea or the eastern part of Ukraine, viewers have been bombarded with images of people wearing orange and black-striped ribbons — the symbol of the unofficial "Putin's Army."

This cult of the St. George ribbons and war veterans has taken on grotesque proportions. Not only are officials and ordinary citizens ready to take offense at any passing remark, but they seem to have forgotten the far more obvious and important question of the veterans themselves.

Extracts; source: The Black and Orange Ribbon of Putin's Army - Andrey Malgin, April 2014

***
Российские власти обладают особым умением производить празднества почти космического масштаба и навязывать их людям с пафосом, вызывающим тошноту. Многие наблюдатели отмечают, что празднование юбилея Победы превратилось в национальное безумие, а ее недавно изобретенный символ — георгиевская лента, ставшая знаком путинского режима, в своей неистовой навязчивости раздулась в образ коллективного психоза.

Недавно Мария Степанова обратила внимание на контекст этого безумия, которое она определила как безоглядную погруженность в прошлое, отныне неотличимое от настоящего. Среди множества наблюдений у Степановой есть одно, особенно симптоматичное и прямо касающееся юбилея Победы: «Когда московский автовладелец пишет на своей машине “На Берлин!”, он деятельно стирает границы между собой и дедом-победителем; его повседневное движение по городу — на службу, в магазин, на дачу — становится победоносным движением по покоренной Европе, он как бы оказывается собственным дедом, солдатом-освободителем, бронзовым памятником, не инвестируя в это ничего, кроме ведерка краски».

Действительно, такое неразличение и составляет сущность громыхающих юбилейных торжеств. Степанова в основном сосредотачивается на экзистенциальных аспектах этой блокировки настоящего и погруженности в прошлое. Я бы хотел, однако, остановиться на политических и социальных сторонах этого безумия.

Фото - отсюда
Не вызывает сомнения тот факт, что обращение к истории в сегодняшней России не имеет прямо отношения к прошлому. Речь идет о массированном конструировании того, что в современном гуманитарном знании называется коллективной памятью. Последнюю принято не только отличать от истории и историографии, но и прямо им противопоставлять. Коллективная память — это способ конструирования сообщества и идентичности членов этого сообщества. Другой функции она, по сути дела, не имеет.

Историк Аллан Мегилл замечает, что нам лишь кажется, будто, занимаясь коллективной памятью, мы вспоминаем о прошлом: на самом деле мы «вспоминаем» о том, что актуально для нас сейчас. Мы думаем о сегодня в категориях прошлого. В этой связи он выдвигает лозунг: «Вспоминай сегодня, думай прошлое» («Remember the present, think the past»).

Я думаю, что происходящее в России прямо отсылает к кризису национальной идентичности и конструированию мифа об основаниях. Для обитателей советского пространства доминирующей идентичностью было понятие «советского человека», а мифологическим событием основания — Октябрьская революция, юбилеи которой, кстати, отмечались с таким же невротическим размахом. День Победы сегодня пытаются превратить в такое же событие основания. Российская нация отныне мифологически укореняется в двух событиях — крещении Руси (несколько скомпрометированном его связью с Киевом) и победе над Германией, которой власть, судя по всему, стремится придать сугубо российское лицо, принижая значение, например, украинцев в этой победе. Россияне, атомизированные и маргинализированные отсутствием любых политических и гражданских сообществ, хватаются за георгиевскую ленту как знак принадлежности к сообществу, к некоему влиятельному большинству. Ленточка (шарф, костюм, полотенце) становится знаком плохо складывающейся, но вожделенной идентичности.

Идентификационный невроз россиян оказывается той почвой, на которой взрастает политика сегодняшней российской власти, не имеющей никакой другой формы оправдания своих действий, кроме фиктивного их сходства с мифологическими событиями прошлого.

Отрывки; источник: Коллективная память на тропе победы

***
«Не хотим смотреть на георгиевские ленты»

В 1945 году Мелитон Кантария поднял знамя над Рейхстагом. Потомки героя возмущены тем, что Путин спекулирует на победе/

Ираклий Кантария рассказал Радио Свобода, что чтит память павших в войне, но считает, что георгиевские ленты – символ путинской империи – не имеют к подвигу Мелитона Кантария никакого отношения.

источник: Радио Свобода

***
В Москве разгромлена выставка «Мы победили» арт-группы «Синий всадник».

Выставка «Мы победили» посвящена явлению, которое получило название «победобесия»: ура-патриотической истерии, приводящей к тому, что георгиевские ленточки привязывают на рюкзаки, собачек и мерседесы.

«Наша выставка не ставит под сомнение подвиг народа, то есть людей, которые месили грязь в окопах и на пределе возможностей принесли Победу. Но мы ставим под сомнение химеру великоимперского прошлого, которая создается сегодня как единственная неоспоримая скрепа российской идентичности. Вторая мировая война – чудовищное кровопускание народов Европы. С днем скорби не поздравляют… Когда подвиг становится культом и тиражируется, его смысл выхолащивается. Георгиевская лента сегодня – маркировка провластно настроенных любителей первого канала… Мы победили, и сегодня итог этого дискурса – реставрация тоталитаризма с примесью православного фундаментализма», – говорится в манифесте группы «Синий всадник», подготовленном к открытию выставки «Мы победили».

[…] Георгиевский фарш, вываливающийся из мясорубки, – это о том, что символы победы тиражируются, День Победы превращается в Новый год. Мы должны помнить, что это день скорби. Война – это мясорубка, это трагедия, спекулировать на ней некорректно. То есть это был альтернативный взгляд, в какой-то мере стеб – в том числе над использованием георгиевской ленточки в донецких событиях. Русские фашисты, националисты, лимоновцы активно участвуют в боевых действиях, поэтому мы использовали самодельные награды: одна из них представляла собой георгиевскую ленточку, а на ней висит свастика. Но это не пропаганда какой-то идеологии – это мирное художественное высказывание, это то, как мы видим действительность, живя в России.

Экспонаты изъяли сотрудники полиции, с их точки зрения самые радикальные: то есть мясорубку, ватник, колючую проволоку с георгиевскими лентами. По нашей информации, они собираются передавать в прокуратуру, прокуратура будет думать, что делать, вплоть до возбуждения уголовного дела. Не знаю, что угодно могут пришить, статей в этом смысле много. Пропаганда фашизма? Они стали подавать в средствах массовой информации, что это была нацистская выставка. Это, конечно, искажение фактов, клевета, это была не нацистская выставка, конечно же, просто альтернативный взгляд на сегодняшний день и на итоги этой победы, к чему мы пришли, к чему приходим снова и снова. Образ мясорубки идеально подходит и для того времени, и для сегодняшнего.

Вот спорят «когда начнутся репрессии?». Да они уже начались. Нет у нас ни суда, ни полиции, ни прокуратуры, ни независимых СМИ, сохраняется только видимость существования каких-то институтов. Есть же конституция, закон о полиции, по которому полицейский должен представиться, объяснить основания тех действий, которые он проводит. Здесь ни о каком законе речи не было, они просто проводили силовое мероприятие, направленное на устрашение. Спасло только одно, что я начал все снимать на видео, когда Алексей Окопный в том числе и на меня накинулся.

Отрывки, источник: Радио Свобода

***
см. также: «Эта наклейка, как индикатор, показала разложение самого общества»

***
С фейсбук-странички Андрея Лошака:
May 7, 2014
Никогда еще не видел такого количества людей с георгиевскими ленточками, как сегодня. Их было так много, что я начал их фотографировать. Эти - мои любимые.

А. Лошак: Продолжаю охреневать от патриотического подъема в центре столицы — Тверской бульвар.

***
источник: День Победы. Рейдерский захват
Автор: Людмила Петрановская, психолог, блогер, автор нескольких книг, создатель Института развития семейного устройства

Считанные дни до 9 мая. В моем телефоне три предложения от банков сделать вклад или взять кредитную карту в честь Дня Победы. Одно — от фитнес клуба — тоже карта в честь. Пять от магазинов одежды, обуви, косметики — все предлагают что-то купить со скидкой в честь все того же. Захожу в книжный магазин — вздрагиваю: вокруг люди в гимнастерках и пилотках. Захожу в поезд — уже не вздрагиваю: у проводников прицеплены на груди типаордена, из пластика или картона.

С каждой витрины...
Из каждого утюга...
В общем, приходится констатировать, что с Днем Победы случилось неладное. Власть сделала из него бренд, она стремится всеми способами неразрывно связать себя в глазах населения с великой Победой, поскольку своих-то негусто, если не считать отжатого Крыма. Натягивает его на себя, как фальшивые гимнастерки с фальшивыми орденами, стремится слиться с ним, поблестеть его отраженным светом, конвертируя подвиги и жертвы предков в мелкий пропагандистский профит. И само по себе это было бы ладно, в конце концов на любом великом событии много кто паразитирует, с Победой это уже в свое время проделывал дорогой Леонид Ильич. Но, увы, при этом происходит и обратный процесс — сам праздник со слезами на глазах «заляпывается» их сальными пальцами.

Все визитные карточки сегодняшней российской действительности явлены в нынешнем «деньпобедном» разгуле, как на подбор.

Пошлость. Всепроникающая, не знающая никаких границ. Торты с марципановыми партизанами, голые студенты, раскрасившие тела в военные сюжеты, «Ночные волки» с косметичками, тапочки из георгиевских лент — весь этот трэш и угар, о котором, надо отдать должное, и помыслить невозможно было в советские времена. Победа была тогда пропагандистским материалом, но материалом для тапочек — нет, не была. И вещал про нее что-то пропагандистское безукоризненный Игорь Кириллов с мхатовской речью, а не, прости Господи, Залдостанов.

Невежество и халтура. Плакаты, листовки и лозунги с нереальным количеством исторических ошибок, не говоря уже об орфографических. Все тяп-ляп, все левой ногой. Лишь бы отвязаться, лишь бы скорей попилить бюджетную монетку, выделенную на «оформление к празднику». Зачем перечитывать подписи под упертыми из архивов фотографиями? И так сойдет. Идейно близких за это не посадят, и даже деньги вернуть не заставят, достаточно будет быстренько убрать и скороговоркой извиниться.

Цинизм. То ветеранам скидку на кремацию предложат. То какие-то попсовые песнопевцы ордена нацепят и прессе позируют. Ачотакова?

Кафкианский сюр. Ищут солдатиков-фрицев. Допрашивают продавцов. Сажают девчонок за танец на поляне неподалеку от мемориала. Штрафуют за размещение архивных фото — там, мол, на флаге свастика. Надо же, не ромашка.

Истерическое требование лояльности. Несчастные второклашки, которых ругают за забытую георгиевскую ленточку. Принудительные мероприятия.

Бренд положено защищать — и его защищают. Победу защищают от «ложных» — то есть неудобных для брендодержателя — интерпретаций аж с помощью Уголовного кодекса. В результате на сегодня фактически уничтожена сама возможность анализа, исследований этой трагической и важной темы. Поди-ка скажи, поди-ка напиши. Не угадаешь, что именно вдруг окажется «противоречащим решениям Нюрнбергского трибунала».

Бренд монетизируют по-разному. Купоны могут быть не обязательно в виде прямого пиления бюджета. Можно использовать возможность выслужиться. Придумать что-то этакое (см. пункты про пошлость, невежество и цинизм). Уличить кого-то в недостаточном благоговении. Вовремя снять. Вовремя спеть.

Ну, а самые массовые купоны — моральные. Навязал ленточку, наклеил наклейку — и ты уже как бы тоже герой и победитель.

К сожалению, все это означает, что процесс осмысления исторического опыта нашего народа, одной из самых трагичных и судьбоносных страниц его истории, опять прерван и искажен. Уже в третий раз.

(На фото: Не фотошоп - пуловский корреспондент «Комсомольской правды» сфотографировал в Кремле. – via Олег Кашин)

Первый был сразу после войны, когда память была почти табуирована Сталиным, панически боявшемся, что вернувшиеся с фронта наведут резкость, кто погибал за Родину, а кто людей как пушечное мясо расходовал.

Второй — при Брежневе, когда появился весь этот пафос и хрестоматийный глянец, когда цензурировались стихи и книги, чтобы было «попобеднее».

Я помню спецкурс по современной советской поэзии, на котором Лидия Иосифовна Левина дала нам прочесть два стихотворения: «Реквием» Рождественского и Винокурова, про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой (в авторской редакции, без последней строфы). И просто спросила, в чем разница. А разница очень бросалась в глаза.

У Рождественского были и другие стихи, живые. Но вот это было мертвое. Врущее, что они, конечно, погибли, но ничего, мы, мол¸ за них доживем, достроим и допоем. И будем помнить, сквозь года, тра-та-та, и все в этом духе. Отрывок из него читали во время Минуты молчания, и там оно как-то иначе звучало, в сочетании с траурной музыкой и вечным огнем. А вот на бумаге выглядело искусственно-пафосным. Мертвое стихотворение про то, что погибшие на самом деле живы.

А стихи Винокурова были тихими, теплыми и от них было больно. Потому что им не встать. Потому что матери не спят одни в пустой квартире. Потому что молодая жизнь оборвалась - ее не вернуть, не заменить, не прожить за них никому. Живые стихи про то, что умершие на самом деле умерли и эта боль никуда не денется.

А потом Левина рассказала, что автора заставили приписать строфу. «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой...». Тошнотворно фальшивую, наспех сляпанную. А без нее не печатали.
Вот таким был второй раз.
А теперь, значит, третий.

(карикатура Андрея Бильжо, источник)

И теперь, кроме пошлости и цинизма, он стал отягощен подлостью. Леониду Ильичу не приходило в голову отжимать под лозунгами победы над фашизмом территории у соседей — у тех самых соседей, с кем вместе сражались и умирали.

Мало того, что российская власть фактически отжала победу у всех остальных сражавшихся с фашизмом стран — теперь уже Украина и Грузия «сами фашисты», а всем прочим полагается лишь приехать постоять рядом с Путиным на трибуне. Победа и память о войне отжимается у части россиян — у тех, кто не готов ради подвига предков принять и поддержать сегодняшнюю подлость. Мы видим в истории с «Новороссией», как намеренно идет увязка символов той войны и нынешнего беспредела: украинские города захватывались под «Священную войну» и с георгиевскими ленточками, наши СМИ настойчиво врали, что Украина отменяет День Победы, что там теперь правят бандеровцы, воевавшие за Гитлера. Нам навязывается противопоставление: либо ты против фашизма и чтишь жертвенный подвиг дедов, и тогда ты должен поддерживать всю имперскую подлость по отношению к соседям, либо ты против нее — но тогда ты сам пособник фашистов и Победа для тебя чужая.

К сожалению, эта игра была принята — многие авторы «с другой стороны» начали отвечать на нее обесцениванием Победы, они словно сами согласны, что георгиевские ленточки на ура-патриотах отменяют все, что было, что теперь это не наш праздник, что он «не такой», «фальшивый», «испорченный».

Несколько лет назад я писала, что нет ничего страшного в том, что молодежь не смотрит сегодня военных фильмов, не хочет «грузиться», что великое событие Победы становится историей, как становятся в конце концов историей все войны и все победы. И что дедам, которые воевали, наверное, было бы приятно, что их внуки и правнуки в прекрасный майский день просто гуляют в парках, носятся на великах, едят мороженое и танцуют на полянах. За то и воевали, вроде.

Но с тех пор кое-что изменилось. Молодежь по прежнему не читала «Сотникова» и не смотрела «А зори здесь тихие» (даже новый глянцевый вариант вряд ли посмотрит). Но теперь ей показали, более того — прямо обучили юзать Победу, не прикладывая никакого душевного труда, «помнить», ничего не зная, «гордиться», не грузясь. Год за годом не решать сегодняшние проблемы и создавать новые, утешая себя величием подвига дедов.

А те молодые, у кого аллергия на пошлость и глупость, начинают уже дистанцироваться от праздника как такового. На самом деле они хотят держаться подальше от следов сальных пальцев. Но получается — от памяти тоже.

По сути, произошел рейдерский захват Дня Победы. Как и многое другое, входящее в национальное достояние, он был присвоен определенной группой людей и используется ею в своих интересах для извлечения прямой и непрямой выгоды.

Все это очень горько, ведь День Победы долгие годы был единственным нашим национальным праздником, который объединял всех: и левых и правых, консерваторов и жаждущих перемен, и государственников, и либералов. Он был нашим общим. Мы могли разное думать про Сталина и про Катынь, про роль союзников и про тактику Жукова, но сам по себе День Победы был — один на всех. Минута молчания — одна на всех, песни, фильмы, память. День национальной гордости и национальной трагедии. А теперь одни отрицают гордость, а другие — трагедию, одни обесценивают победу, другие ее монетизируют.

Очень хочется верить, что все это временно, что подлая шелуха слетит, сальные следы ототрутся и процесс осознания и принятия в национальную память того, чем была для страны эта война и эта победа — восстановится. Принятие всего целиком, всего великого, всего ужасного, всего трогательного, всего постыдного — без пропусков.

А пока давайте не подыгрывать рейдерам. Ленточки ленточками, а Победа — Победой.
С праздником всех!

***
Несмотря на кажущуюся незначительность такой детали, как символика праздника, она может говорить очень много о проводимой государством культурной политики в отношении собственной истории. Знаковый уровень, визуальная репрезентация идеологии сообщает о ней не меньше официальных речей. Так, при доминировании траурной памятной символики сама оценка войны подразумевалась бы иной. Триумф и играющая силой торжественность едва ли бы сочетались с днем памяти и скорби о миллионах погибших. Впрочем, такой символический ряд сам по себе не предполагает государственного официоза, поскольку неизбежно приводит к вопросам к власти и истории, возможно ли было обойтись меньшей кровью.
источник: Георгиевская лента как бинарный знак

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...