Wednesday, April 15, 2015

Гельмерсен и «Евгений Онегин» / Vasily Vasilievich Helmersen (1873–1937)

Об этих иллюстрациях давно уже ходили легенды. Одна из них была воспроизведена в давнем, еще дореволюционном собрании пушкинских сочинений издания Брокгауза и Ефрона. И с тех пор пошла гулять шутка: Гельмерсен – замечательный автор одной иллюстрации.
Но судьба Василия Васильевича Гельмерсена была печальна. Поскольку до революции он заведовал императорской библиотекой в Зимнем Дворце, после большевистского переворота ему лучше было укрыться в какой-нибудь тихой заводи. Была выбрана Академия Наук. Но в 1929 году академическая сфера стала практически фронтовой. Гельмерсена взяли. Позднее, правда, выпустили, но во второй половин 30-х взяли повторно и навсегда. В 1937-м иллюстратор «Евгения Онегина» был расстрелян. Его работы появляются в печати только сейчас – благодаря издательству «Вита Нова» и труду Вадима Старка.
(источник: Радио Свобода, 2012 год)

Василий Васильевич Гельмерсен (нем. Wilhelm Helmersen; 23 августа 1873, Петербург — 9 декабря [20 ноября - см. статью В. Старка] 1937, урочище Сандармох в Карелии) — художник-силуэтист, научный сотрудник библиотеки Эрмитажа, автор иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Василий Васильевич Гельмерсен родился в Петербурге 11 (23) августа 1873 года.

[Согласно информации, приведенной в книге Сергея Гаврилова «Остзейские немцы в Санкт-Петербурге. Российская империя между Шлезвигом и Гольштейном. 1710-1918», В.В. Гельмерсен принадлежит к известному дворянскому роду Гельмерсенов (von Helmersen) и является прямым потомком Отто Фридриха Гельмерсена (1728-1785), основателя династии петербургских Гельмерсенов.
Внук Отто Фридриха — Григорий Петрович Гельмерсен (1803-1885) — был директором Горного института в Петербурге, основоположником русской школы геологической картографии.
Хотя прямых данных о родителях В.В. Гельмерсена найти не удалось, возможно, его отцом является сын Григория Петровича — Василий (1838-1887). - источник]

Он представитель старинного дворянского рода прибалтийского происхождения. Его предок Пауль Гельмерсен в начале XVII века выехал из Брауншвейга в Лифляндию, поселившись в Риге.
В.В. Гельмерсен закончил гимназию при лютеранской церкви Св. Анны и юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1899 году поступил на службу в контроль Министерства Императорского Двора.

В 1908 году он уже контролер, надворный советник и камер-юнкер двора.
Интересно, что человек, именем которого стали называть то искусство, к которому с детства, не выпуская ножниц из рук, пристрастился Гельмерсен, – маркиз Этьен де Силуэтт, – также служил контролером, правда, генеральным, при дворе герцога Филиппа Орлеанского.

Уже с 1900 года Гельмерсен заявляет о себе в качестве художника: его работы неизменно представлены на выставках «Blanc et noir» и «Рисунки и эстампы» в Академии художеств.

«Не пользовавшись никогда уроками рисования, совершенно не владея ни карандашом, ни кистью, он с малых лет ревностно работал ножницами, иллюстрируя произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шиллера, Шекспира и других классиков, не прибегая при этом ни к какой композиционной подготовке». (Пушкин. А. С. Евгений Онегин в силуэтах В. Гельмерсена/ сост., послесловие Н. А. Марченко: Н. Марченко. Тень художника. – М: Московский рабочий, 1993).

Скучная служба сменилась для Гельмерсена интересной в 1914 году, когда он был назначен старшим помощником заведующего Собственной библиотекой Его Величества, то есть Эрмитажной.

К этому времени Гельмерсен был уже известен в художественных кругах столицы – его силуэты экспонировались на выставках Академии художеств, «Мира искусства».

Гельмерсен иллюстрировал «Войну и мир» Л.Н. Толстого, «Мертвые души» Гоголя, «Героя нашего времени» Лермонтова, но особое место в его творчестве занимали произведения Пушкина, и, прежде всего, «Евгений Онегин».
В жанре силуэта Гельмерсен выполнял и экслибрисы, которые также экспонировались на отечественных выставках, например на выставке «Художественный экслибрис. 1917–1927», прошедшей в 1928 году в залах Государственной публичной библиотеки в Ленинграде.

В том же году его работы попали и на Международную выставку экслибриса в Лос-Анжелес.

У истоков русского силуэтного искусства стоял граф Федор Петрович Толстой [1783-1873; медальер, скульптор, живописец, гравер], которого Пушкин мечтал увидеть иллюстратором «Евгения Онегина», но этого не произошло.

Пройдет сто лет, и, наконец, появится иллюстратор пушкинского романа, который, как представляется, вполне бы удовлетворил его автора. Но сам Гельмерсен при жизни увидел напечатанной только одну им исполненную иллюстрацию (с подписью: "Из неизданных рисунков В. Гельмерсена к «Евгению Онегину»") – «Ленский представляет Лариным Онегина», – опубликованную в III томе брокгаузовского собрания сочинений Пушкина в 1909 году.
Шестифигурная композиция включает в себя изображения стоящих слева направо Онегина, Ленского, Прасковьи Лариной, Ольги, няни Филипьевны и Татьяны. Все они легко узнаваемы, потому что именно такими их представил Пушкин. Их словесные портреты тактично, со вкусом и любовью переведены художником в зрительный ряд. Гельмерсен как будто следует за Пушкиным буквально, не привнося в силуэты ничего от себя, кроме своего искусства, которым нельзя не восхищаться. Выделявшаяся на фоне слабых, а порою и просто пошлых иллюстраций других авторов, помещенных в брокгаузовском издании «Евгения Онегина», работа Гельмерсена стала настоящим его украшением и не могла не привлечь к себе внимания самых искушенных ценителей пушкинского творчества.

Первым, кто обратил пристальное внимание на онегинские силуэты Гельмерсена, стал выдающийся пушкинист Николай Осипович Лернер (1877-1934).
Он участвовал в комментировании брокгаузовского Пушкина и, скорее всего, именно он и предложил редактору С.А. Венгерову включить в издание иллюстрацию Гельмерсена. Вскоре у Лернера родилась идея отдельного издания пушкинского романа с иллюстрациями Гельмерсена. Художник передал уже существовавшие работы Лернеру и даже по просьбе ученого исполнил ряд новых. Изданию помешала грянувшая война, а затем и революция. Так что для современников Гельмерсен остался автором только одной чудесной иллюстрации к «Онегину».

Наступил 1917 год...
1917 год Гельмерсен встретил все так же камер-юнкером и старшим помощником заведующего собственной библиотекой Николая II, но уже в чине коллежского советника, равного полковнику по петровской «Табели о рангах». Этого было вполне достаточно, чтобы предположить исход жизни Гельмерсена, не пожелавшего эмигрировать.

После национализации библиотеки Эрмитажа в 1918 году, Гельмерсен был назначен ее заведующим и проработал в этой должности несколько лет.

В Эрмитажной библиотеке Гельмерсен проработал до 1921 года, когда вынужден был стать сотрудником сметно-финансового подотдела Петроградского губземуправления, вернувшись, таким образом, к бухгалтерским занятиям. Ему повезло – Академия художеств отметила его заслуги художника, и в 1923 году он был назначен научным сотрудником Русского музея, где в его обязанности входили, среди прочего, разбор и каталогизация поступающих картин.

Еще в 1920 году Э. Голлербах, для которого Гельмерсен выполнил экслибрис, обратил внимание на его иллюстрации к «Онегину», напечатав о них очерк в газете «Жизнь искусства» под рубрикой «По мастерским художников» (мастерской Гельмерсена была его квартира под № 24 на Моховой улице, дом 39).

В Русском музее Гельмерсен прослужил недолго – уже в 1925 году его пригласили на должность помощника управляющего делами Академии наук. На этот раз пригодилось его великолепное владение шестью европейскими языками. В обязанности Гельмерсена входила переписка с заграницей и общение с иностранными учеными, гостями Академии наук.

Н.О. Лернер все еще не терял надежды на издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Гельмерсена, однако на этот раз подготовку издания прервали репрессии в отношении Академии наук, коснувшиеся в полной мере и художника.

Летом 1929 года при проверке Академии так называемой «комиссией Фигнатера» Гельмерсен был «вычищен» из нее по первой категории, то есть без права на поступление в любое государственное учреждение и даже на получение паспорта.
А через полгода, 12 января 1930 года, он был арестован по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России».
Приговор Гельмерсену вынесли 10 мая 1931 года – он был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на Соловках и в Медвежьей Горе (Белбалтлаг).

Сохранились воспоминания о встречах с Гельмерсеном в Медвежьей Горе, в том числе художника Владимира Александровича Свитальского (1904—1937), которого он приобщил к искусству силуэта.
Свитальский в лагере исполнил силуэтный портрет своего учителя. Это единственное известное нам изображение Гельмерсена. С ножницами в руках и листом бумаги, с очками, поднятыми на лоб, – таким, за любимым делом, он оказался запечатленным для потомства.

М.Мелентьев в своих воспоминаниях о Свитальском («Книга о Володе») пишет [Источник: «У меня свои вкусы, ощущения и судьба» — В.А. Свитальский по воспоминаниям М.М. Мелентьева и другим материалам. (Публикация С. Шумихина в журнале «Наше Наследие» № 61, 2002)]:

"... на Соловках того времени «процветали науки и искусства». Это были «Афины Северно-Ледовитого океана». Там издавался прекрасный иллюстрированный журнал «Соловецкие острова», велась большая музейная работа, была громадная библиотека. Население острова на 40% состояло из людей с высшим образованием, большой культуры и различных специальностей. У Володи (Свигальского) оказались там знакомые по Москве: профессор А.И. Анисимов, А.Н. Греч, приват-доцент... Там он познакомился с М.Д. Беляевым, Б.Н. Моласом, В.В. Гельмерсеном. Все люди из первого десятка."

В лагерях художник читал своим собратьям по судьбе отрывки из «Евгения Онегина», которого знал наизусть, и раздаривал им силуэты к пушкинскому роману, которые постоянно вырезал.

Актер Вацлав Янович Дворжецкий (1910-1993), встретившийся с Гельмерсеном в Медвежьей Горе в 1933 году, вспоминая о круге заключенных – философах, литераторах, художниках, сотрудниках лагерной газеты «Перековка», пишет:

"В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь царя, маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и еще вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский... С закрытыми глазами!" [Источник: В.Я. Дворжецкий «Пути больших этапов: записки актера»]

Дворжецкому, 23-летнему тогда актеру, 60-летний Гельмерсен запомнился 90-летним стариком.
Не был Гельмерсен ни «доктором-филологом», ни даже «магистром» и не состоял членом заграничных академий. Но обаяние его личности, обширность его познаний сделали свое дело – мемуарист сам производит его в доктора наук и почетные члены иностранных академий. Но главное, что Дворжецкому врезалось в память, – это то, как Гельмерсен «вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из "Евгения Онегина": Татьяна, Ольга, Ленский… С закрытыми глазами!»

Какие-то из силуэтов Гельмерсена, расходившиеся по рукам, впоследствии, выйдя за пределы лагерей, дошли до нашего времени.

Однако основной корпус иллюстраций сохранил Н.О. Лернер, вдова которого в 1934 году, сразу же после смерти мужа, передала директору Государственного Литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу сто два силуэта Гельмерсена к «Евгению Онегину».
В 1937 году часть их экспонировалась на Всесоюзной Пушкинской выставке, приуроченной к 100-летию со дня смерти поэта. В очередной раз они обратили на себя внимание общественности. В силуэтах Гельмерсена пленяло прежде всего то, как бережно относится художник к тексту Пушкина, насколько адекватно ему удается передать пушкинские образы. Знаменитый исследователь рисунков Пушкина А. Эфрос, посетивший выставку 1937 года, вскоре написал статью «Силуэты В. Гельмерсена», которая тогда не смогла увидеть свет.

В это время автор иллюстраций, по-прежнему содержавшийся в лагере, был вторично осужден и приговорен к расстрелу.
Приговор был приведен в исполнение 20 ноября 1937 года. [по другим данным - 9 декабря 1937 года]
Реабилитировали Гельмерсена только 29 апреля 1989 года.

Однако в 1940 году Гослитмузеем была предпринята еще одна попытка издать «Евгения Онегина» с иллюстрациями Гельмерсена. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров [(1891 — 1978) — искусствовед, библиофил и коллекционер] написал для готовившегося издания специальную статью, «“Евгений Онегин” в силуэтах Гельмерсена». Он писал, что силуэтное искусство в XVIII – XIX веках широко распространилось в Европе, особенно в Англии и Франции. Силуэтные портреты, помещенные в изящные рамочки, украшали гостиные знатных вельмож, уличные художники за скромное вознаграждение делали силуэтные портреты всем желающим. Силуэтное искусство наряду с рукоделием преподавалось в институтах для благородных девиц. Позже силуэты стали использовать в качестве иллюстраций в книгах.
Превосходным примером силуэтного искусства явились иллюстрации В.В.Гельмерсена к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Они изящны, лаконичны, информативны. Сказывается глубокое знание художником пушкинского текста.

Дело дошло даже до верстки, которая была подписана в печать 5 июня 1941 года. Начавшаяся война не позволила продолжить подготовку книги. После войны работа над изданием продолжена не была.

В 1948 году иллюстрации Гельмерсена к роману Пушкина были описаны в «Каталогах» Государственного литературного музея. Эти иллюстрации входят в общий список иллюстраций к «Онегину», тогда принадлежавших музею, с указанием номеров, размеров и строф, к которым они относятся. Однако в каталоге числится не 102 иллюстрации, поступившие от Н.О. Лернера, а только 92 (с № 87 по № 178). При этом ряд иллюстраций, указанных в каталоге, в настоящее время в фондах музея отсутствует. Кроме того, в каталоге есть явно неправильные атрибуции силуэтов.

Интересно отметить и тот факт, что в верстке готовившегося издания 1940 года есть иллюстрации, отсутствующие в этом каталоге. Их как раз около десяти. Скорее всего, это и есть те недостающие силуэты, которые были переданы в музей вдовой Лернера, но не попали в каталог – вероятно, они были извлечены из коллекции для подготовки к печати «Евгения Онегина» и были возвращены в ее состав, когда подготовка книги была внезапно сорвана начавшейся войной.

«Евгений Онегин» с иллюстрациями Гельмерсена, принадлежащими Гослитмузею, был выпущен в 1993 году издательством «Московский рабочий» со вступительной статьей Н.Марченко под названием «Тень художника». К сожалению, в это издание оказались включены не все силуэты, а те, которые вошли, отпечатаны на плохой бумаге, оторваны от текста и частично с ошибочными атрибуциями.

Только теперь, спустя столетие после первой публикации одной иллюстрации В. В. Гельмерсена к «Евгению Онегину», читатели имеют возможность по достоинству и в полном объеме оценить уникальную работу художника, о которой многие знали, но очень немногие видели.

*
Спустя 20 лет петербургское издательство «Вита-Нова» подготовило подарочное издание «Евгения Онегина» (тиражом всего в одну тысячу экземпляров), с иллюстрациями В.В.Гельмерсена и обширными комментариями известного пушкиниста Вадима Петровича Старка (на фото справа).
В книгу вошли все имеющиеся на тот момент иллюстрации Гельмерсена и статьи о нем Э.Голлербаха, А.Эфроса, А.Сидорова и В.Старка. В книге приведен полный список иллюстраций В.В.Гельмерсена и указатель имен.

*
22 января 2013 года в Конференц-зале Главного здания Российской национальной библиотеки (ул. Садовая, д. 18) состоялась презентация нового издания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Обширный комментарий к роману написан известным пушкинистом Вадимом Петровичем Старком (1945-2014) специально для настоящего издания.
В. П. Старк – доктор филологических наук, ученый секретарь Пушкинской Комиссии Российской Академии наук, ведущий научный сотрудник отдела пушкиноведения Пушкинского Дома, заместитель главного редактора академического Полного собрания сочинений А. С. Пушкина. Он написал более ста статей, посвященных известным русским писателям, создал два цикла телевизионных фильмов. (источник: Российская национальная библиотека)

Основной источник информации о В.В.Гельмерсене:
Вадим Петрович Старк - Выставка «Иллюстрации В.В. Гельмерсена к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»;
источник


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...