Tuesday, March 03, 2015

Мы ищем и пишем внутреннюю, одухотворенную сторону природы/ Franz Marc, quotes

• Я стремлюсь углубить и обострить мое восприятие органического ритма всего живого, достигнуть пантеистической вовлеченности в биение и течение кровотока в природе, животных, воздухе - хочу перенести всё это на полотно, в новых движениях и оттенках, которые низведут старую мольбертную живопись к абсурду.

(из письма к издателю Рейнхарду Пиперу/ Reinhart Piper, декабрь 1908 года)

Синий – мужественный, суровый и одухотворенный. Желтый – женственный, нежный, весёлый и чувственный. Красный – исходная материя, жестокая и тяжелая, этот цвет неизменно противостоит и борется с двумя другими.

(из письма к другу-художнику Августу Макке/ August Macke, декабрь 1910 года;
слева - портрет Ф. Марка кисти А. Макке, 1910)


• Я убежден в одном: многие безмолвные читатели и полные энергии молодые люди будут втайне нам благодарны, их вдохновит энтузиазм этой книги [альманах «Синий всадник»], согласуясь с ней, они будут судить о мире.

(из письма В. Кандинскому, примерно декабрь 1911)

• Я не могу побороть мои недостатки и несовершенства жизни никак иначе, только переводя смысл моего существования в область духовного, независимого от смертного тела, – а именно абстракции.
(август 1914)
[с началом Первой мировой войны с картин Франца Марка почти исчезли животные; остались только цвета и формы – абстракция, пробуждающая духовное]

(Ф. Марк - Яркие цветы, 1913-1914)

• Искусство – ни что иное, как выражение мечты. Чем больше мы предаемся ему, тем ближе подступаем к внутренней правде вещей; жизнь в мечте, подлинная жизнь, которая презирает вопросы и не замечает их.

• В этот период великой битвы за новое искусство мы боремся против старой, установленной власти, словно неорганизованные «дикари». Битва кажется неравной, но в вопросах духовности решают не цифры, а исключительно энергия идей. Устрашающее оружие «дикарей» – это их новые идеи.

Религии умирают медленно.

• Серьезное искусство – результат работы отдельных художников, чье творчество не имело ничего общего со стилями и направлениями, потому что они и близко не соприкасались со стилем или потребностями масс. Их работа вырастала, скорее, из открытого неповиновения современности.

• Сегодня мы ищем в природе то, что сокрыто за пеленой внешности... Мы ищем и пишем внутреннюю, одухотворенную сторону природы.

• Что кажется призрачным сегодня, станет естественным завтра. [...] Во всем неподдельном именно его внутренняя жизнь есть гарантия подлинности. Все произведения искусства, созданные правдивыми душами, без оглядки на общепринятое показное, остаются подлинными во все времена.
(Франц Марк, альманах «Синий всадник», Мюнхен, 1912)
(Ф. Марк - Олени в лесу II, 1914)

• Разве есть для художника идея более таинственная, чем постижение того, как отражается природа в глазах зверя? Как видит мир лошадь или орел, косуля или собака? Насколько убого и мертво наше стремление помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души.
(Мюнхен, 1911-1912)

Источники: 1, 2, 3

Перевод с англ. Е. Кузьмина, автор блога

См. также: Франц Марк - биография;
из фронтовых писем

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...