Thursday, February 19, 2015

попытка разобраться в том, где пролегают границы человеческого/ Eating Animals - colta.ru

Colta.ru (бывший OpenSpace.ru, с колонками дивной Марии Степановой и симпатичнейшего Андрея Лошака) в последнее время стала одним из моих любимых он-лайн ресурсов.

В архиве нашлось:

Отрывки из книги Джонатана Сафрана Фоера Eating Animals

От редакции: Эта анонсированная нами ранее книга наконец выходит в свет и скоро появится в магазинах. «Мясо» — первый опыт писателя в non-fiction, предыдущие две его большие книги — это романы, «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко». Однако, некоторым образом, «Мясо» — чтение настолько эмоциональное и травмирующее, что куда там художественной литературе.

Объяснить, почему эту книгу нужно купить и прочесть русскому читателю, привыкшему отмахиваться от «господских вытребенек», довольно трудно. Но нужно.

Во-первых, это добросовестная журналистская работа. Фоер действительно побывал на птицефермах, свинофермах, действительно присутствовал при забое животных, поговорил с рабочими соответствующих цехов, с владельцами ферм и с активистами PETA.
Во-вторых, это личная книга: она начинается и заканчивается «Историями из жизни», в которых Фоер пытается объяснить, чтó именно его заставило отказаться от мяса.
Наконец, в-третьих — и это, наверное, самое важное, — перед нами не памфлет и не страшилка, а попытка разобраться в том, где пролегают границы человеческого.

Один из самых пронзительных абзацев этого в целом очень тяжелого текста звучит вот как:

«А еще есть Джорджи, которая спит у моих ног, пока я печатаю эти слова, она изящно изогнулась, чтобы вписаться в прямоугольник солнца на полу.

Она перебирает лапами, наверное, ей снится, что она бежит, преследуя белку? Или играет в парке с другой собакой? Может быть, она плавает во сне. Мне бы хотелось забраться внутрь ее удлиненного черепа и посмотреть, какие впечатления она пытается разложить по полочкам или от чего хочет избавиться. Изредка во сне она тявкает тихонько, а иногда взлаивает так громко, что сама себя будит, а бывает, так оглушительно, что просыпается мой сын. (Она-то всегда вновь засыпает, а вот он — никогда.) Иногда она просыпается, тяжело дыша со сна, вскакивает, подходит ко мне — ее дыхание горячит мне лицо — и смотрит прямо мне в глаза. Между нами… что

[...] Главный источник мучений лосося и других рыб, выращиваемых на ферме, — избыток морских вшей (sea lice), которыми кишит грязная вода. Эти вши разъедают тело до открытых ран и иногда выедают до костей рыбьи морды.

Траловую сеть тянут по океанскому дну на глубине 4,5—6,5 километров в течение нескольких часов, захватывая креветок (и все, что попадет) в дальний конец сети, имеющей форму воронки. Тралинг, которым почти всегда ловят креветок, — это морской эквивалент расчистки тропического леса. Какова бы ни была цель лова, траулеры захватывают рыбу, акул, скатов, крабов, кальмаров, морских гребешков — обычно около сотни разных видов рыб и других морских животных.
Умрут практически все.

Есть что-то зловещее в этом методе «сбора урожая» морских животных, опустошающем водную среду. В среднем траулер выкидывает за борт 80 - 90% морских животных, пойманных в качестве прилова. Менее эффективные предприятия сбрасывают назад в океан более 98% пойманных морских животных мертвыми.

Можно предположить, что, по крайней мере, какой-то процент коров и свиней убивают быстро и безболезненно, и можно быть абсолютно уверенным, что ни одна рыба не умирает легкой смертью. Нет на свете такой рыбы. Нет нужды интересоваться, мучилась ли та рыба, которая лежит у вас на тарелке. Да, мучилась.

[...] Мне кажется совершенно неправильным употреблять в пищу свинину с промышленной фермы или кормить ею семью. Еще неправильнее сидеть с друзьями, поедающими свинину с промышленной фермы, и молчать, оставляя их в неведении относительно того, что они этим поддерживают. Свиньи (и это очевидно) существа умные, и уж совершенно очевидно, что на промышленных фермах они приговорены вести жалкую жизнь. Аналогия с собакой, которую держат в чулане, довольно точна — но, возможно, слишком оптимистична.

Для меня вопрос в следующем: поскольку употребление в пищу животных абсолютно необязательно для меня и моей семьи (в отличие от многих других жителей планеты у нас имеется широкое разнообразие других продуктов), — то стоит ли вообще есть мясо?
Я отвечаю на этот вопрос как человек, прежде любивший мясо.
Вегетарианская диета может быть богатой и приносящей радость, но, положа руку на сердце, я не могу утверждать (как это делают многие вегетарианцы), что она столь же богата, как рацион, включающий в себя мясо. (Те, кто едят приматов, тоже смотрят на западную кухню как на жалкий рацион, лишенный по-настоящему вкусной пищи.) Я люблю суси, люблю жареную курицу, люблю хороший стейк. Но у моей любви есть пределы.

Поскольку я столкнулся с реальностью промышленной фермы, отказ от употребления в пищу стандартного мяса был легким решением.


Еще отрывки с фотоиллюстрациями

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...