Friday, January 09, 2015

убивать людей вообще нельзя, такая инфа. Блогеры по поводу Charlie Hebdo/ bloggers opinions

Тёма Лебедев:

Русский читатель, никогда не живший за границей (или даже просто не читавший иностранных газет), представляет себе заграничное производственное разнообразие, но не представляет себе тамошнего разнообразия творческого. Западную еженедельную порцию идей, мыслей, реакций, шуток, реплик и карикатур русский человек получает в лучшем случае в течение года.
Журнал «Шарли эбдо» («Еженедельный Шарли») несколько раз переименовывали и закрывали, один раз сожгли редакцию.
Раньше издание называлось «Хара Кири» и выходило под девизом «глупый и злой журнал». Архив старых обложек тут.
Сначала журнал был более злым. После переименования стал более глупым. Хотя обложка с решением проблемы перенаселения планеты неплохая (на стрелках написано «хорошо» и «плохо»).
Представляю, что случилось бы с редакцией сатирической газеты, которая решила бы выходить в России с такими обложками.
«Отец, Сын и Святой дух». Святой дух не перенес бы такого.
Может ли читатель представить подобное издание в каждом газетном киоске России? А во Франции это ок.
Русского человека должна поразить смелость, с которой на Западе обращаются с любыми вопросами. Для примера можно представить реакцию на оперу «Иисус Христос суперзвезда», если предположить, что ее написали и поставили сегодня в России. Да это же пиздец что бы было. Петиции РПЦ, священники с топорами на презентации, шквал возмущений в прессе.
Хотя религия у нас одна и та же.
Так во всем. Попытайтесь вспомнить хоть одну смешную шутку или картинку про утонувший Курск, выборы президента, терки с Украиной, преследование ФСБ ученых, любую тему возьми.
На Западе шутят абсолютно обо всем. И не только в закрытых сообществах, а везде.
«Шарли эбдо» - запредельно низкосортное издание. И в этом весь кайф свободы. Не нравится - не читай.

*
Кстати, у Тёмы на ФБ понравилась славная картинка из старого советского издания:

В. Дмитриева. «Как люди болеют и мрут от невежества и суеверия». Госиздат. М. Л. 25, стр. 24, ц. 6 к.
Приводятся примеры различных басен и суеверий, столь распространенных в наших деревнях и являющихся источником различных бедствий.
«Красная новь» — литературный журнал Советской России, существовавший с 1921 по 1941 годы, первый «толстый» литературный журнал, появившийся после революции. Выходил вначале два раза в месяц, затем ежемесячно. (статья)

Если сатира вызывает в ответ пулю, это лишь доказывает, насколько сатира была права. - источник

*
Подборка материалов с подачи Радио Свобода:

Андрей Мальгин - Оскорбление чувств верующих

Неудивительно, что толпы кремлевских троллей мобилизованы на продвижение тезиса «Так и надо. Заслужили». На официальные путинские заявления можно не обращать внимания, это, как обычно, дымовая завеса.
Россия уже никогда не будет на светлой стороне, никогда. Ни при Путине, ни после него.
Когда вас взрывали в жилых домах и расстреливали в школах, вы вышли на улицу, как вчера вечером парижане? Нет? Зато как вам понравилось про «оскорбление чувств верующих». Чувств. Нет у вас никаких чувств. Вы скоты.

*
Serge Polotovsky:

...в ХХI в. наверх вылез куда более древний конфликт города и деревни. Эврипид на суде Аристофана. Надо ли запретить работу со стволовыми клетками и стоит ли воровать в гостях серебряные ложки? Как насчет телесных наказаний в школе, ну хотя бы в первых классах? Стоит ли женщинам получать высшее некулинарное образование?
Это оказалась такая мощная пружина, что голос крови заглушается на раз. И для огромного процента русских врагами оказываются украинцы, а союзниками - моджахеды. А какой-нибудь замшелый анти-дарвинист с американского Юга - симпатичней даже родного по пятой графе очкарика. Причем это общемировое явление с понятными допущениями, исключениями и отставаниями от графика. И политикой с экономикой вдоль и поперек схизмы.
Пора учить слова «Интернационала» на основных доступных языках. Мелодию-то все помним. Композитор Пьер Дегетер. Интересной судьбы человек.

*

*
Тимофей Шевяков:

Я пробежался по этим вашим интернетам и несколько охренел.
народ ВНЕЗАПНО нашел залежи карикатур от Шарли Эбдо и начал ВОЗМУЩАТЬСЯ. мол, вот тут Св. Троица в непотребномЪ виде, а вот тут они хохляцкой ФеменЪ превозносят, а вот тут НА ПУТИНА ПОКУСИЛИСЬ. и про референдум в Крыму, конечно, куда без этого, КРЫМНАШ, А ОНИ ЧО.

Во-первых, этот журнал ВСЕГДА был крайне левым и сугубо антиклерикальным. гугль в помощь.

Во-вторых, оценивать политическую карикатуру вне контекста - мягко говоря, неверно. в особенности, когда речь не идет о карикатуре из «Крокодила», где мелким шрифтом на абзац подробно разъяснялось, над чем в картинке должно смеяться. Как пример - та самая картинка с Троицей иллюстрирует призыв ряда католических священников признать гомосексуальные браки и - OH SHI~~~ - является жестким стебаловом над гей-лобби в Ватикане.
так что возмущающимся православным рекомендую сильно подумать, по поводу чего именно они возмущаются, а то получается эээээ неловко.
В-третьих, плохие карикатуры, равно как и плохие тексты - это не повод убивать.
убивать людей вообще нельзя, такая инфа.
Ладно, это все цветочки. Но когда в опросе на сайте Эха (при их специфической аудитории) более ТРЕТИ говорят, что, мол "сами виноваты" - это, граждане, показательно. А ЧО ОНА КОРОТКУЮ ЮБКУ НАДЕЛА. <…>
А, да, напоследок для защитников Морали, Нравственности и Всего Такого.
Св.Ап.Павел, послание к Галатам: «Бог поругаем не бывает».

UPD: Братюни. Я случайно посмотрел количество и ассортимент лайков на предыдущий пост и был фраппирован. От Романа Рябцева до Олега Лозы. Чуваки, это неправильный мир, если пишешь, что надо чистить зубы, мыть руки и вытирать жопу - и тут такое.

*

*
Демьян Кудрявцев:

Не только гоблины и муфтии России, а люди здравые вполне меня спросили, зачем тиражировать карикатуры, в чем солидарность публиковать глупое и для кого-то оскорбительное, при полной невозможности оправдать насилие, разумеется, при сострадании к жертвам и так далее.
Самый очевидный ответ такой:
Растиражировать эти карикатуры - то есть законное на этой территории высказывание, за которое последовало незаконное на этой территории убийство - необходимо для того, чтобы показать, что убийцы не достигли своей цели, не испугали, не изменили закон и практику жизни этого общества. Тиражирование карикатур - это не только акт солидарности, борьба за свободу слова и так далее. Это групповая самооборона. Защитить конкретного человека можно только повторяя его деяние, делая бессмысленной и контрэффективной атаку на него.

Или иначе. Наши ценности могут изменяться или изначально быть разными. Есть и были люди, считающие, что сатира без ограничений наша важнейшая цивилизационная ценность и право. Среди них - Салман Рушди, Ларри Флинт, Даниэль Дефо и много других. Есть люди, которые считают по-разному иначе. Но очевидно, что добровольные ограничения, такие как отказ от карикатур, например, должны браться на себя не под угрозой убийства, а в результате искреннего стремления к консенсусу с религиозным сообществом. Примеров таких добровольных ограничений, взятых западной культурой на себя - много, все они результат ненасильственного давления изнутри, а не агрессии извне.

*
Viktor Kaploun:

На «Франс 24» весь день непрерывным информационным потоком прямой эфир – все только о сегодняшней террористической атаке и убийстве журналистов Charlie hebdo и полицейских в центре Парижа. Вверху заголовок «la France "touchée dans son cœur"» (Франция – «выстрел в сердце»). Видео убийц с калашниковыми. Главный мотив: это – не вопрос правых или левых, не вопрос христиан, мусульман, иудеев или атеистов. Это атака на свободу и на право на дискуссию. На Францию. Имам Парижа: убитые журналисты – мученики свободы. Джон Керри, выражающий солидарность – по-французски. Отклики журналистов из разных стран.
И, с другой стороны, на Эхо Москвы – Сергей Шаргунов, российский атлет духа, по поводу произошедшего сегодня в Париже. Нет, он, конечно, выразил соболезнования близким убитых. Но главный урок, который «русский писатель и журналист» настойчиво предлагал вынести из происшедшего: не надо оскорблять чувства верующих.
Не знаю, как это назвать. Убогость.

*
Anatoly Vorobey:

Из многих слов, написанных по поводу убийства карикатуристов Charlie Hebdo в Париже, наиболее созвучной собственным мыслям мне показалась колонка Росса Даузета в Нью-Йорк Таймс: Ross Douthat - The Blasphemy We Need.

Если вкратце, то Даузет говорит следующее (близко к его тексту, но моими словами):

1. Свободное общество неотделимо от права на богохульство и вообще на оскорбление чужих чувств, убеждений и идеалов.

2. Нет обязанности оскорблять чьи-то религиозные или иные чувства. Каждый волен считать такое оскорбление уместным или неуместным, умным или тупым. В частности, вполне можно и нормально критиковать чужое богохульство, и такую критику не следует путать с отрицанием самого права на богохульство или другое оскорбление.

3. Однако такая критика очень быстро становится неуместной, нерелевантной и в свою очередь глупой и вредной в случаях, когда за богохульство его автору угрожают смертью - когда такая угроза реальна и осуществима и за ней стоят реальные силы.

Возьму для примера случай из прошлого. Если бы Салману Рушди после публикации «Сатанинских стихов» ничего не грозило за «клевету на пророка», подобно тому, как нет реальной угрозы авторам исторических романов про Иисуса или Будду, то вполне нормальным и легитимным было бы критиковать этот роман за его богохульство, считать его неуместным и вредным, и т.д. Но в ситуации, когда была вынесена фетва, когда Рушди пришлось скрываться и жить под 24-часовой охраной, когда переводчикам и издателям его книги в других странах тоже грозила смерть - в этой ситуации критика его богохульства выглядит очень некрасиво. Просто потому, что есть более важные вещи, чем неоскорбление чьих-то религиозных чувств.

Даузет именно это хорошо объясняет, и тем выгодно отличается от большинства комментариев, что я видел в последние сутки. Он пишет:

«Если достаточно большая группа людей готова убить тебя за то, что ты нечто сказал, тогда это "нечто" почти наверняка следует говорить и повторять еще больше и чаще, потому что иначе у этой группы будет право вето над свободным обществом, а когда такое происходит, то это уже не свободное общество. Еще раз подчеркну: либерализм не требует, чтобы все всех все время оскорбляли, и совершенно нормально предпочитать такое общество, в котором бесцельных оскорблений избегают. Но когда за оскорбление грозит убийство, тогда нам нужно больше таких оскорблений, а не меньше, потому что убийцам нельзя позволить считать, что такая стратегия будет эффективной».

Если за публикацию «Сатанинских стихов» угрожают смертью, то критика богохульства в этой книге, даже искренняя, значит очень мало в сравнении с необходимостью защитить свободное общество от права вето религиозных фанатиков. Если мы не хотим, чтобы имамы диктовали нам, что можно, а что нельзя говорить, то важнее становится защитить право на богохульство, чем уважить чьи угодно религиозные чувства.

*
Яков Кротов:
Меня не восхищает смелость вышедших на площадь французов. Французы не выходили на площадь при Гитлере или в Виши, не выходили на площадь, когда французские войска зачищали Мали два года назад. Их смелость и чуткость к человекоубийствам очень избирательные.
...В этом преступлении нет ничего более чудовищного, чем в любом другом. И очень жаль, что на убийство 12 человек реагируют острее, чем на убийство одного.

*

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...