Monday, September 15, 2014

Генри Луис Менкен - балтиморский мудрец / Henry Louis Mencken (1880-1956), life and works

В пантеоне славы крупнейших американских мыслителей XX в. Генри Менкен (Henry Louis Mencken, 1880—1956) занимает особое место. Работы этого журналиста, оригинального публициста, литературного критика и филолога, еще при жизни прозванного «балтиморским мудрецом», оказали огромное влияние на общественно-политическую и научную мысль Соединенных Штатов.

В 1991 году были опубликованы дневники Г. Менкена, которые вызвали в США большой общественный резонанс. Многочисленные читатели смогли познакомиться с этими заметками лишь спустя 35 лет после смерти их автора. Такова была воля самого Менкена, который принял во внимание тот факт, что многие из его известных современников, о которых он упоминал в своих почти ежедневных записях, были в момент написания дневников живы. Специалисты и критики с большим интересом встретили эту книгу, а также появившиеся чуть позже его автобиографические книги «35 лет газетной работы» и «Моя жизнь в качестве автора и редактора». Они позволяют еще более глубоко познать жизнь и образ мыслей этого незаурядного человека.

Генри Льюис Менкен родился 12 сентября 1880 года в Балтиморе, штат Мэриленд в семье немецких эмигрантов.
Отец, Август Менкен Старший (1854 – 1899) был владельцем фабрики по производству сигар.
Мать – американка немецких корней Анна Абхау (Anna Margaret Abhau, 1858 - 1925).
Генри был старшим из 4-х детей в семье.

Позже Генри Менкен сумел проследить свою родословную вплоть до XV века: его предки были боковой линией семьи крупного немецкого юриста Людера Менке, который в XVII в. на протяжении 44 лет преподавал юриспруденцию и был ректором университета Лейпцига. Расцвет семьи Менке (это фамилия сначала была латинизирована до Mencknius, а затем сокращена до Mencken) в Германии пришелся на XVII-XVIII вв. В это время предки Г. Менкена определяли культурную и интеллектуальную жизнь не только Германии, но и Европы.
В Америку после Германской революции 1848 года приехал Бурхардт Менкен, дед Генри.

Родители Г. Менкена создали в своем балтиморском доме атмосферу любви и уважения к детям, что способствовало всестороннему развитию их трех сыновей и дочери.
В мемуарах «Счастливые дни» (Happy Days, 1940) Генри называл свое детство «безмятежным, спокойным, тихим и счастливым». Его постоянные читатели были удивлены: в отличие от обычных для Менкена жестких комментариев, книга мемуаров исполнена любви и признательности.

Генри получил начальное образование в частной школе. С ранних лет мальчик занимался музыкой, много читал.
В 9-летнем возрасте Генри прочел «Гекльберри Финна» Марка Твена, описав это позднее как «самое важное событие в жизни». Он тут же решил стать писателем, а «Приключения Гека Финна» всегда называл превосходнейшим произведением американской литературы.

Однажды зимой он прочел Теккерея и затем последовали «в обратном порядке – Джозеф Аддисон (Josef Addison), Ричард Стил (Sir Richard Steele), Александр Поуп, Джонатан Свифт, Самуэль Джонсон (Samuel Johnson) и прочие Великие XVIII века».
Он прочел всего Шекспира; стал пылким поклонником Киплинга и Томаса Хаксли.
Но в детстве у Генри были и более практические увлечения, например, фотография и химия – у мальчика даже была оборудована домашняя лаборатория, где он ставил изобретенные им самим опыты, подчас неумышленно опасные.

Первое произведение 16-летнего Генри (сатирические стихи) было опубликовано в 1896 г. в балтиморской газете «Америкэн».

В июне 1896 года 15-летний Генри выступил в качестве студента-выпускника, произнесшего прощальную речь по случаю окончания Балтиморского политехнического института (Baltimore Polytechnic Institute, BPI).

Три года юноша проработал на отцовском предприятии по производству сигар. Он ненавидел эту работу, в особенности этап продаж, и во что бы то ни стало решил уйти.

В начале 1898 года Генри ходил на курсы писательского мастерства в одной из первых в стране подобных школ (Cosmopolitan University). На этом журналистское и любое другое образование Менкена закончилось.

Через несколько дней после Рождества 1898 года умер отец, Менкен Старший.
Уже в феврале 1899 года Генри поступил на работу в балтиморскую газету Morning Herald – сначала на полставки, сохраняя свою должность на отцовском предприятии; а с июня – на полную ставку. Так началась его карьера.

После трех лет репортерской деятельности Менкен стал редактором отдела городских новостей, за несколько лет изучив всё о газетном деле. У него было поистине «легкое перо».

С 1904 года Менкен освещал почти все съезды демократической и республиканской партий, на которых утверждались кандидаты в президенты США. «Как журналист он написал по этим темам больше, чем по всем остальным, а его произведения отличаются исключительной информированностью, — отмечает X. Керне, редактор сборников статей Менкена. — За этим стояла огромная работа, включавшая присутствие на национальных конвентах и контакты с политиками разных уровней и убеждений. Нередко эти люди обращались к Менкену за советом по тактике и стратегии, а иногда даже представители судейского корпуса запрашивали его мнение по делам, имевшим политический подтекст. Менкену нравилось проводить время с политиками... Но его постоянно раздражало огромное расхождение между их публичными и частными взглядами».

В 1905 г. Менкен стал редактором вечернего выпуска Morning Herald.

В 1906 г. он перешел в издательскую группу The Baltimore Sun. Острые статьи и наблюдения Менкена с небольшими перерывами практически до конца его жизни появлялись в одноименной газете, а также в ее вечернем выпуске The Evening Sun.
В этих изданиях Менкен в течение почти сорока лет вел авторскую колонку, сначала под псевдонимами (Owen Hatteras, John H. Brownell, William Drayham, W. L. D. Bell, Charles Angoff), а вскоре уже под собственным именем, высказывая мнение о текущих событиях.

Менкен многое почерпнул у Б. Шоу. В предисловии к своей книге «Бернард Шоу: его пьесы» (1905) Менкен назвал творчество Шоу продуктом борьбы с традиционными предрассудками, развернувшейся в Европе в конце XIX века. В работах ирландского автора он отмечал влияние Ч. Дарвина, Т. Хаксли и Г. Спенсера, оказавших значительное влияние и на него самого.

С 1908 г. Менкен сотрудничает с литературно-художественным журналом The Smart Set, который в 1914 г. начинает редактировать совместно с драматургом Джорджем Натаном (George Jean Nathan). Через несколько лет The Smart Set стал одним из самых уважаемых литературных журналов страны, а Менкен — ведущим публицистом и литературным критиком США.

1920-е, «Эпоха процветания», стала вершиной творчества Менкена как литературного критика и публициста.

Покинув в 1923 г. The Smart Set, Менкен стал редактором журнала «Американский вестник» (The American Mercury), созданного на средства издателя и друга Альфреда Кнопфа (Alfred A. Knopf).
«Вестник» уделял внимание не только литературе, но и всему спектру американской жизни, став властителем дум определенной части образованных американцев.

С 1920 по 1936 гг. в The Baltimore Sun еженедельно выходила колонка Генри Менкена Monday article.
В 1921 году ФБР завело на Менкена свое досье.

Вся жизнь Генри Менкена прошла в поисках молодых талантливых писателей, в оказании поддержки в их становлении. Ни один американский издатель не сплотил вокруг своих органов печати столько новых авторов, как Менкен.
Многие ведущие литераторы стали близкими друзьями Менкена: Теодор Драйзер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Джозеф Хергсхаймер (Joseph Hergesheimer, 1880-1954), Анита Лус (Anita Loos), Бен Хект (Ben Hecht), Синклер Льюис (Sinclair Lewis), издатель Альфред Кнопф. Кроме того, Менкен был наставником и нескольких молодых репортеров, в частности, Алистера Кука (Alistair Cooke).
[Журналист Би-Би-Си, в течение почти полувека Алистер Кук был автором еженедельной передачи «Письмо из Америки», в которой он комментировал для британских и не только британских радиослушателей события американской жизни. - см. статью]

«Американский вестник» (как ранее The Smart Set, поддерживавший Т. Драйзера, С. Льюиса) создавал начинающим авторам репутацию. В 1925 году, когда большинство американских критиков низвергало роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», рецензии Менкена в «Вестнике» смогли увеличить продажи, казалось бы, провалившейся книги.
Синклер Льюис, в 1930 году ставший лауреатом Нобелевской премии в области литературы, принимая в Стокгольме почетную награду, в своей знаменитой программной речи «Страх американцев перед литературой» отметил: Менкен — самый блестящий критик в Америке.

Менкена с самого начала его журналистской деятельности привлекала жизнь пуританского американского Юга. Он с долей иронии называл южные штаты страны «Библейским поясом». В 1920-е годы фамилия «Менкен» для многих жителей этих штатов звучала едва ли не синонимом слову «дьявол»; в местных газетах предлагали Менкена линчевать, письма с угрозами приходили к нему и в Балтимор. Наибольшую полемику вызвало эссе «Пустыня изящных искусств», в котором Менкен заявил, что огромный регион США к югу от реки Потомак стерилен (культурно и интеллектуально), словно пустыня Сахара.

Одним из самых ярких моментов в творческой биографии Г. Менкена в 1920-е годы стало освещение им судебного процесса по делу учителя Джона Скопса, обвиняемого в нарушении закона штата Теннесси о запрещении преподавания эволюционной теории Ч. Дарвина. Наблюдая в 1925 году в Дейтоне 10-дневный «суд над теорией эволюции», Менкен откликнулся жесткой сатирой на ограниченность провинциалов и острыми комментариями о жизни американского Юга.

В 1926 году вышла книга «Заметки о демократии». Также в 1920-е годы Менкен опубликовал пять томов книги «Предрассудки», куда вошли его публицистические статьи о разных проблемах.
В это же время он перевел с немецкого «Антихриста» Фридриха Ницше; подготовил два тома «Американы» — коллекции присланных читателями The Smart Set и «Вестника» забавных абсурдных цитат из провинциальных газет Америки.

Все это время Менкен продолжает печататься в The Evening Sun, давая хлесткие комментарии о деятельности президентов Гардинга, Кулиджа, Гувера; о христианской науке и радикализме, о социальных стигматах, «сухом законе», цензуре, очковтирательстве, остеопатии [комплекс терапевтических методик] и хиропрактике, о противниках теории эволюции и невежественных представителях среднего класса. Эссе и статьи, хотя и писались для местных газет, получали национальное признание и заслужили Генри Менкену титул «балтиморский мудрец».

В 1933 году Менкен ушел с поста редактора.

В 1930-е годы он написал несколько мемуаров – о детстве и юношестве в Балтиморе, дав при этом детальное и яркое описание жизни этого приморского города; а также о своей карьере в журналистике и публицистике.

В 1930 году Генри Менкен женился. Его избранницей стала Сара Хаардт (Sara Haardt, 1898 – 1935), профессор английского языка и литературы, преподававшая в балтиморском Goucher College. Она была моложе Генри на 18 лет. Познакомились они еще семь лет назад, когда Генри приехал в Goucher College с лекцией. Многолетний роман завершился браком. Свадьба стала сенсацией национального уровня: ярый холостяк Менкен, называвший брак «концом надежды» и вышучивавший проблемы отношений мужчин и женщин, женился! К тому же, невеста была уроженкой Алабамы, а южные штаты оставались одной из любимых мишеней для язвительных комментариев Менкена.
«Святой Дух меня уведомил и вдохновил. Как все атеисты, я суеверен и слушаюсь интуицию. На этот раз её обещания великолепны», – говорил Менкен о решении вступить в брак.

Но супружеская жизнь длилась недолго. Сара страдала туберкулезом и в 1935 году скончалась, оставив Генри совершенно раздавленным горем. Он поощрял литературные опыты жены, и после её смерти издал сборник рассказов Сары, «Южный альбом» (Southern Album).

Уход Генри Менкена с должности редактора «Американского вестника» ознаменовал собой начало заката влияния публициста, его угасание в качестве «властителя умов». «Вестник» был направлен на «цивилизованное меньшинство», включавшее широкий спектр среднего класса: от бизнесменов до студентов колледжей, которые могли критически воспринимать происходящее.
Во время Великой депрессии Менкен лишился существенной части своей аудитории. Произошло это во многом из-за его политических взглядов – Генри не поддерживал Новый курс в частности и президента Франклина Рузвельта вообще; критиковал участие США во Второй мировой войне.
Несколько лет Менкен не писал в Sun, ограничившись работой над мемуарами и рядом сторонних редакторских проектов. Но окончательно связь с любимой газетой он не порывал.
В 1948 году Генри вернулся на политическую арену, опубликовав обзор президентских выборов.

В поздний период творчества Менкен писал юмористические и ностальгические эссе, которые публиковались в Нью-Йоркере, а позднее составили сборники «Счастливые дни», «Газетные дни» и «Языческие дни» (Heathen Days).

23 ноября 1948 года Менкен перенес инсульт. Сознание его восстановилось практически полностью, однако читать и писать Генри уже не мог, да и говорил с трудом. Восстанавливаясь после инсульта, он слушал классическую музыку, а когда вернулись навыки речи беседовал с друзьями. Но о себе писатель говорил в прошедшем времени, словно был уже мертв. Менкена ежедневно навещал его друг и биограф Уильям Манчестер (William Manchester), читавший ему вслух.

Менкена в последние годы поглощали мысли о его наследии; много времени он посвящал организации бумаг, писем, газетных вырезок; сохранил даже свои школьные табеля с отметками. После смерти Менкена архивные документы, включая сотни тысяч отправленных и полученных писем (кроме частной переписки с женщинами), стали достоянием специалистов.

29 января 1956 года Генри Менкен скончался во сне. Его тело предано земле на кладбище Loudon Park Cemetery в Балтиморе.
Еще в период работы для Smart Set, Менкен сочинил шутливую эпитафию самому себе (она, правда, не появилась на надгробии):
«Если, после того как я покину юдоль сию, вы вдруг вспомните и захотите чем-то ублажить мой призрак, то простите какого-нибудь грешника да подмигните некрасивой девушке».
- "Epitaph" from Smart Set (December 1921)

Генри Менкен был интеллектуалом, поражавшим всех своей эрудицией. Его творчество вызывает непреходящий интерес специалистов, занимающихся изучением новейшей истории США, американской литературы, критики, филологии и СМИ. Филолог Д. Стенерсон пишет: «Менкен привлекает новых читателей в каждом новом поколении; у него был талант, литературные амбиции, а также стремление к обретению оригинального индивидуального стиля».

Будучи полиглотом, Менкен усыпáл свои произведения латинскими, немецкими, французскими словами и фразами. В создании нового метафорического языка он продолжил эксперименты Ницше, которым восхищался (Менкен первым из англоязычных специалистов дал анализ его произведений и творчества). Продолжая традицию Марка Твена, Менкен часто прибегал к созданию неологизмов, отражавших окружавшую его действительность.

Наряду с Ф. Купером, М. Твеном, Э. Синклером, Генри Менкен был крупнейшим критиком средств массовой информации. Например, в статье «Журналистика в Америке» он поставил ряд ключевых проблем, мешавших, на его взгляд, развитию американской прессы (низкий интеллектуальный уровень и плохое образование репортеров и редакторов; публикация недостоверной информации; идентичность всех газет, входящих в тот или иной газетный синдикат и т.д.)

Всю свою творческую жизнь Менкен страстно защищал первую поправку к Конституции США, касающуюся свободы слова и прессы. В книге «Моя жизнь в качестве автора и редактора» он не раз подчеркивал, что все литературные издания, в которых он работал, бросали вызов Обществу искоренения порока (Society for the Suppression of Vice) Энтони Комстока (возникло в 1872 году; первая цензорская организация в США).

Менкен уже с первых дней своей журналисткой деятельности стал серьезно интересоваться языком, на котором писал. Первое издание исследования «Американский язык» было опубликовано в марте 1919 года. Появлению масштабного труда, которое вводило в научную терминологию само понятие «американский язык», предшествовала многолетняя работа. Например, в 1910-1911 гг. Менкен опубликовал в Evening Sun пять объемных статей, посвященных разговорному языку американцев.
Менкен отмечает, что в отличие от других стран — Германии, Испании, Франции, государств Латинской Америки — американские филологи абсолютно не интересуются языком простого народа, а единственный небольшой словарь американского сленга составил в 1912 г. англичанин Ричард Торнтон. В Великобритании, подчеркивает Менкен, к американизмам, которые с развитием коммуникаций стали очень быстро проникать на острова, относятся с пренебрежением.
В течение нескольких десятилетий Менкен постоянно дополнял свое исследование, выдержавшее несколько переизданий — в 1921, 1923, 1936 гг. Он также подготовил и издал в 1945 и 1948 гг. два приложения, которые содержали сотни новых примеров. «Американский язык» неоднократно переиздавался; считается классическим трудом по филологии.
Менкен вел также широкую общественную деятельность в этом направлении. Он стал основателем Лингвистического общества Америки, выступил одним из учредителей журнала «Америкэн спич», помогал в составлении «Лингвистического атласа Соединенных Штатов».

«Золотой (это прилагательное помягче, чем «желтый») век американской журналистики совпал с карьерой Менкена», — утверждает известный американский писатель, историк и публицист Гор Видал (см. статью). Для Менкена журналистика была искусством, а не ремеслом.

Менкен был аристократом духа. Современный массовый читатель вряд ли сумеет оценить многогранность его творчества, для этого нужна серьезная подготовка. Как отмечает Гор Видал, «сегодня неистовый стиль Менкена и высказываемые с невозмутимым видом гиперболы очень сложны даже для “образованных” американцев, а для большинства и вовсе настоящий санскрит» (статья).

Г. Менкена активно цитируют в современной американской печати, а его наследие исследуется филологическими факультетами ведущих американских университетов. Среди почитателей его таланта были Олдос Хаксли и Алистер Кук. Кук, крупнейший британский журналист, освещавший для Би-Би-Си американскую действительность с 1930-х годов вплоть до своей кончины в марте 2004 г., высоко отзывался о работах Г. Менкена, активно популяризировал его творческое наследие, составлял сборники его лучших работ.

В США активно работает созданное в 1976 году «Общество Менкена», призванное поощрять чтение произведений Менкена и распространять его идеи. Оно насчитывает около 400 членов (ученых, журналистов, историков), представляющих как США, так и зарубежные страны. Члены общества регулярно проводят открытые собрания, в основном, в Балтиморе — в городе, где Менкен прожил всю свою жизнь. Каждый член общества получает ежеквартальный бюллетень «Менкениана», издающийся балтиморской библиотекой Эноха Пратта. В ней собрана самая большая коллекция рукописей и писем Менкена, открыт его мемориальный кабинет. Кроме того, принадлежавшие Менкену архивы находятся в библиотеках крупнейших американских университетов.

источник; источник

Подборка цитат и афоризмов Генри Менкена

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...