Sunday, June 22, 2014

о вере, буддизме, религиях и толерантности/ Robert Thurman, from interview

Роберт Турман: Религия – это институт, который оказывает людям духовные услуги – помогает им в их развитии, учит, как улучшить свою жизнь, как самим стать лучше и чище.
Но когда религии превращаются в крупные организации, то они начинают пытаться контролировать своих последователей, как будто это их собственность: ты должен подчиняться, должен верить, должен сражаться с иноверцами. Это приводит к трагическим последствиям, преследованиям и религиозным войнам.
Все сказанное касается разных конфессий, в том числе и буддизма. Недавно мы стали свидетелями, как буддисты в Бирме преследуют мусульман. Но даже если в прошлом буддисты терпели насилие от мусульман, это не значит, что теперь они имеют право истреблять своих соседей.

Когда религиозные институты поддерживают больницы, школы, дома для неимущих – это хорошо. Но если религия присоединяется к политикам и правителям, благословляя их войны, – это уже не религия.
источник

*
Отец голливудской звезды Умы Турман, друг Далай-ламы, известный американский буддолог, профессор Роберт Турман (Robert Thurman) в интервью РИА Новости.

— Вы сейчас осмотрели выставку «Репрессированный буддизм», рассказывающую о гонениях, которым подвергались в Советском Союзе буддисты и буддийское духовенство. Насколько важно для буддистов хранить память о подобных испытаниях в контексте их религиозной философии и понимания времени — ведь у буддистов, в отличие от христиан, нет линейного восприятия истории, их мироздание закольцовано. Какая разница, что происходило в каком-то веке в какой-то стране?

— Конечно, буддистам важно это помнить, чтобы развивать в себе сострадание, а не для того, чтобы культивировать в себе горечь, обиду, гнев и постоянно думать, что какие-то плохие люди совершили такие ужасные вещи. Но на деле зачастую оказывается, что эта память негативно влияет на людей, человек озлобляется — вот что мы имеем в результате. Прошлые беды становятся оправданием для дурных поступков в отношении других людей, от которых ждут новых неприятностей.
Но суть в том, что, вспоминая такие события, мы должны понимать: подобное действительно может случиться; люди действительно могут совершать ужасные вещи друг с другом. Поэтому мы должны быть очень внимательными, не чинить зла друг другу сегодня, не допускать повторения подобных событий в будущем. Вот в чем смысл памяти о временах бедствий.

— В современном мире много конфликтов. Все буддисты сегодня — граждане той или иной страны. Их ценности не допускают насилия, зла, но что делать буддисту, если его призывают в армию для участия в войне на одной из сторон?

— Это трудный вопрос для них. Прежде всего, я должен сказать: буддисты не лучше остальных людей. Например, в Шри-Ланке буддийская организация преследовала индуистов — тамилов. И сейчас в Бирме некоторые члены одной буддийской организации притесняют исламских беженцев, живущих в стране. Буддисты не идеальны, они тоже совершают дурные поступки.
Есть и такие, кто считает, что буддизм — прежде всего религия. Такие люди называют себя буддистами, но не развивают в себе сострадания. Этот буддизм — только на словах.
Если мы хотим попытаться стать просветленными, нам следует развивать разум и доброту. Любой человек, принадлежащий к какой угодно религии, может это сделать. Даже человек неверующий.
Если вы вынуждены вступить в армию, это сложный вопрос. Когда вам угрожают тюрьмой за отказ идти в армию, вы можете отказаться от военной службы, сославшись на свои убеждения, как делается в Штатах. Тогда вам придется принять на себя все тяготы военного времени, даже оказаться в тюрьме. Зато вы не будете никого убивать. С точки зрения буддизма, это правильный выход.

— А что делать буддисту, если на его страну напали?

— Буддизм позволяет обороняться. Если кто-то вторгся в вашу страну, вы можете попытаться изгнать захватчиков, применяя минимум насилия. Это не противоречит буддийской этике. Буддисты, прежде всего, практики, они не фанатики — даже в отречении от насилия.
Вы должны сдаться, если у вас не достаточной сил для противостояния (иначе последующая оккупация грозит новой волной насилия). Но вы можете сопротивляться, если уверены, что сумеете прогнать агрессоров. Но сами, движимые желанием отомстить, вы не должны вторгаться на их территорию.

Буддийской традиции тысячи лет, она уже отрефлексировала эти вопросы. И исключения из правил жестко контролируются этическими нормами. Прежде всего, это касается ненасилия. Если все люди на планете займут такую позицию, заявят властям, что больше не будут участвовать в их войнах, то лидерам стран придется задуматься о других методах.

— Сегодня очень многие люди — в Европе, США, даже в России — обращаются к буддизму. Почему это происходит? Хорошо ли это?

— Я думаю, что тут стоит обратиться к авторитету Далай-ламы. Он утверждает, что массовое обращение людей в буддизм не самая лучшая идея. Я имею в виду формальное обращение, когда человек заявляет: «Всё, теперь я буддист». Такое «обращение» людей в новую веру приведет лишь к тому, что экстремистски настроенные представители других религий сочтут буддизм своим врагом. Хорошо родиться евреем — у них доброе отношение к другим религиям. Но остальные люди далеко не все так благосклонно настроены к иноверцам.

Есть три религии — христианство, ислам и буддизм, представители которых убеждены, что лучше всего быть именно христианином, именно мусульманином или именно буддистом.
Далай-лама говорит, что в современном мире подобное противостояние должно прекратиться. Следует изучать религии друг друга, духовные практики всех вероисповеданий, которые позволяют совершенствовать личность. Но важно при этом хранить верность своей родной религии, если можно так выразиться, в социальном и культурном смысле. Важно сохранять веру своей бабушки.

И мне Далай-лама это сказал, хотя я не был образцовым христианином. Но не был я ни материалистом, ни нигилистом, как это часто бывает среди ученых.
Буддизм для меня стал возвращением домой. Я имею в виду контекст моей прошлой жизни, тогда я был монголоидным или тибетским буддистом. Конечно, Далай-лама не упрекает меня за обращение к буддизму. Но вы должны понять: быть в этой, нынешней жизни христианином возможно в полной мере, только если не разрывать при этом связь с вашей верой в предыдущем воплощении. Так что лучше храните веру вашей бабушки.
Если ваша бабушка была материалисткой, лучше будьте материалистом.
Но при этом научитесь развивать в себе сострадание, научитесь развивать эрудицию, мудрость. Этому учит Далай-лама. Я лично думаю, что это лучшее, чему люди в современном мире могут научиться у буддистов, оставаясь при этом католиками, православными христианами, мусульманами, да кем угодно.

А еще необходимо прекратить противостояние мусульман и христиан. Экстремизм и фанатизм опасны: они делают людей несчастными, толкают их к жестокости. Я считаю, что представителям разных религий следует немного подкорректировать свои догмы, чтобы больше не внушалось, будто если кто-то исповедует другую веру, то он — «неверный» и надо его убить.

— Но как остановить межрелигиозные споры и конфликты? Как наладить межрелигиозный диалог?

— Когда мусульмане контролировали Испанию, они терпимо относились и к евреям, и к христианам. Они, конечно, доминировали, но не принуждали никого принимать ислам. Я говорю о времени, предшествовавшем Ренессансу. Христиане, в свою очередь, в разные времена основывали университеты, такие, как, например, Гарвард, где тоже толерантно относились к другим религиям и не говорили, что для того, чтобы там учиться, необходимо, например, перейти в протестантизм. Кто-то в таких заведениях, конечно, мог негативно относиться к мусульманам или католикам, но у самого института такой позиции не было.

Если обратиться к богословию, то Иисус ведь никогда не говорил, что ненавидит мусульман — их тогда вообще еще не было. Он также не говорил, что ненавидит евреев — он сам был еврей. Тогда почему христиане себя так ведут? Будда не говорил, что ему не нравятся христиане или мусульмане. Мухаммед не говорил, что не любит буддистов — он даже не знал об их существовании. Возможно, религиозным лидерам стоит провести со своими народами просветительскую работу, призвать их к толерантности.
источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...