Saturday, May 24, 2014

Бесшумное оружие: эмоции, тупость, самобичевание, заурядность.../ Noam Chomsky: 10 strategies of manipulation by the media

Ноам Хомский «Десять стратегий манипуляций, используемые в СМИ»

Американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик Ноам Хомский (в Америке произносят «Чомский») составил список из десяти наиболее широко используемых и действенных стратегий, к которым обращаются СМИ для замаскированных манипуляций общественным сознанием.

Масс медиа исторически является мощным инструментом формирования общественного мнения. Благодаря медийной пропаганде создавались и уничтожались общественные движения, обосновывалась необходимость ведения войн, регулировался экономический кризис, подстегиваемый отдельными идеологическими течениями...

Ноам Хомский синтезировал и выявил основные стратегии СМИ, как наиболее очевидные, так и искусно завуалированные, но в равной степени эффективные и, с определенной точки зрения, подрывающие человеческое достоинство. Взращивайте тупость, культивируйте чувство вины, используйте отвлекающие техники, создавайте искусственные проблемы с тем, чтобы волшебным образом найти их решение – вот лишь некоторые из этих тактик.

1. Стратегия переключения внимания

Основной элемент социального контроля. Внимание общественности отвлекается от насущных проблем и процессов, обусловленных действиями политической и экономической элиты, посредством непрерывного вываливания целой лавины отвлекающей и не идущей к делу информации.

Стратегия отвлечения также крайне важна для недопущения общественного интереса к основополагающим знаниям в сферах науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

«Постоянно отвлекайте внимание граждан от настоящих социальных проблем, держа их в плену вопросов, не имеющих серьезного значения. Народ должен быть занят, занят и занят, думать времени нет: назад на ферму, к остальным животным».
(«Бесшумное оружие для тихих войн»)

“Maintaining public attention diverted away from the real social problems, captivated by matters of no real importance. Keep the public busy, busy, busy, no time to think, back to farm and other animals”.
("Silent Weapons for Quiet War”)

2. Создать проблему, а затем предложить решение

Этот метод также называют «проблема-реакция-решение».
Создается проблема, «ситуация», провоцирующая определенную реакцию общественности — чтобы люди сами потребовали ее решения. Например, допустить рост насилия в городах или организовать кровавые нападения, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ограничивающей гражданские свободы. Или создать экономический кризис, чтобы ограничение гражданских прав и расформирование государственных служб было принято как необходимое зло.

3. Стратегия постепенности

Для внедрения непопулярных мер просто применяйте их постепенно, капая словно из пипетки, на протяжении нескольких лет. Именно так были навязаны радикально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 1980-х и 1990-х: ограничение роли государства, приватизация, ненадежность, гибкость, массовая безработица, заработная плата, отсутствие гарантий достойного дохода — все те изменения, которые при единовременном внедрении спровоцировали бы революцию.

4. Стратегия отсрочки

Еще один способ навязать непопулярные решения — представить их как «болезненные и необходимые», добиваясь сиюминутного согласия граждан на будущее их применение. Легче согласиться на жертвоприношение в будущем, чем на немедленную бойню. Во-первых, потому что это не произойдет сразу. Во-вторых, потому что народ в своей массе неизменно питает наивные надежды на то, что «завтра всё изменится к лучшему», и что требуемое жертвоприношение не состоится. Это дает общественности больше времени, чтобы свыкнуться с мыслью об изменениях и в нужный момент смиренно принять их.


5. Обращаться с народом, как с малым дитятей

Большинство рекламных материалов, нацеленных на широкую публику, использует язык, аргументы, образы и в особенности интонации, рассчитанные на детей, словно зритель — маленький ребенок или даже умственно недоразвит.
Чем сильнее желание обмануть зрителя, тем инфантильнее должен быть тон общения.
Почему?

«Если обращаться с кем-то так, словно ему лет 12 или меньше, то по законам суггестивности (внушение, намек), человек скорее всего будет отвечать или реагировать именно как ребенок, некритически и неразборчиво».
(«Бесшумное оружие для тихих войн»)

“If one goes to a person as if she had the age of 12 years or less, then, because of suggestion, she tends with a certain probability that a response or reaction also devoid of a critical sense as a person 12 years or younger (see Silent Weapons for Quiet War ).”
[см. Эффект Голема]

6. Использовать эмоции вместо размышлений

Использование эмоционального аспекта — классическая техника «короткого замыкания» для рационального анализа, а в итоге и критического восприятия человека.
Более того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы внушить мысли, насадить желания, страхи, опасения, насилие или привить нужные модели поведения...

7. Держать людей в шорах невежества и заурядности

Формировать общество, неспособное к пониманию технологий и методов социального контроля и порабощения.

«Качество образования, предоставляемого низшим слоям общества, должно быть максимально скудным и посредственным, чтобы брешь необразованности между низшими и высшими социальными классами сохранялась и была непреодолима для представителей низших слоев».
(«Бесшумное оружие для тихих войн»)

“The quality of education given to the lower social classes must be the poor and mediocre as possible so that the gap of ignorance it plans among the lower classes and upper classes is and remains impossible to attain for the lower classes.”
("Silent Weapons for Quiet War")


8. Стимулировать увлечение народа посредственностью

Внедрять в массы мысль, что модно быть тупым, пошлым, необразованным...

9. Усиливать самобичевание

Сделать так, чтобы люди винили в своих бедах самих себя, объясняя это отсутствием интеллектуальных или прочих способностей, или недостаточно упорными усилиями.
Тогда вместо протеста против экономической системы, человек чувствует себя беспомощным и предается самобичеванию, что приводит его в состояние депрессии, подавляя способность к действиям. А нет действий — нет и революции!

10. Знать о людях больше, чем они знают о себе

За последние 50 лет научные достижения спровоцировали увеличение разрыва между общедоступными знаниями и информацией, которой владеет и пользуется правящая элита. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» пользуется передовыми знаниями о физической и психической природе человека. Эта «система» достигла лучшей информированности об обычном человеке, чем этот человек о самом себе. Значит, в большинстве случаев, «система» пользуется бóльшим контролем и большей властью над индивидуумами, чем они над собой.

источник: Noam Chomsky - 10 strategies of manipulation by the media, or here
перевод с английского мой

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...