Thursday, February 27, 2014

Амиши: жизнь без завтра / Amish and Mennonites

Американский экран – большой и малый – одержим амишами, маленькой религиозной сектой, чей ультраконсервативный образ жизни не устает привлекать и восхищать других жителей страны. За последние годы зрители могли увидеть фильмы и передачи «Амиши в большом городе», «Мафия амишей», «Свидетель», «Разрывая с амишами» и – только что – первую серьезную программу, где о секте говорят не актеры, а настоящие амиши, семь молодых и старых человек, описавших на телевизионном экране свой драматический уход из общины. (Те, кто остался, интервью не дают).

Чем же завораживает Америку эта маленькая группа глубоко верующих людей, живущих главным образом в небольших поселках Пенсильвании?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо углубиться в историю замкнутой религиозной секты, отдаленно напоминающей наших старообрядцев.

Название «амиши» происходит от слова «аминь». Так себя называли члены протестантской секты менонитов, которые бежали в 17-м веке от преследований из Европы в Америку. Эти швейцарские немцы, которые до сих пор говорят на старинном германском диалекте, ведут архаичный образ жизни. Интерес к ним определяется перечнем вещей, без которых амиши обходятся, а именно: автомобили, самолеты, электричество, радио, телефон, телевидение, кино.

В сущности, этот список – довольно точная опись нашей цивилизации. Достаточно вычесть все эти достижения прогресса, которые амиши таковыми не считают, и мы попадаем в прошлое. Говоря точнее, в XVII век, время образования первых менонитских сект. (Можно сказать, что амиши – ровесники мушкетеров). Строгий костюмный кодекс заставляет мужчин носить черные штаны с помочами (никаких пуговиц), шляпу и белую рубаху. Усы они бреют, а бороду нет, из-за чего пожилые амиши немного похожи на Солженицына. Женщины всегда ходят в темных платьях с передниками и в чепцах. Детский наряд отличается от взрослого только тем, что малыши бегают босиком. Немало живописности облику амишей добавляют их коляски на конной тяге.

Все амиши – прирожденные и урожденные фермеры. 92% работают на земле, остальные идут в кузнецы. Не пользуясь ни тракторами, ни химическими удобрениями, они собирают урожаи в два-три раза выше соседских. Земледелие для амишей – часть религии.

Очевидным результатом такого прилежания является знаменитая амишская кухня. Лишенные особых развлечений, они умеют и любят поесть. Причем, самое вкусное то, что проще всего приготовлено: вареный горох, кислая капуста, масло, картошка, хлеб, кукуруза. И только у амишей я, наконец, понял, что такое яблочный пирог, и почему Америка выбрала его своим символом. Нигде так не уместен консерватизм, как в кулинарии, который, естественно, распространяется не только на нее.

Амиши категорически не приемлют современной цивилизации. Прогресс для них – вещь бессмысленная и вредная. История остановилась в тот момент, когда они нашли свою землю обетованную – тучные поля Нового Света и свободу жить так, как они считают правильным. То есть – по Библии. Амишская община строго следует мельчайшим библейским предписаниям. Все остальное – от лукавого. Они, например, не признают громоотвода: молния – орудие Божьего гнева.

Амишские семьи беспримерно прочны. Разводов у них нет, детей заводят много и живут мирно. На похоронах одного престарелого амиша присутствовали все его прямые потомки – 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков.

[Wikipedia:
Amish populations have higher incidences of particular genetic disorders, including dwarfism (Ellis–van Creveld syndrome), and various metabolic disorders, as well as an unusual distribution of blood types. Amish represent a collection of different demes or genetically closed communities. Since almost all Amish descend from about 200 18th-century founders, genetic disorders that come out due to inbreeding exist in more isolated districts (an example of the founder effect). Some of these disorders are quite rare, or unique, and are serious enough to increase the mortality rate among Amish children. The majority of Amish accept these as "Gottes Wille" (God's will); they reject use of preventive genetic tests prior to marriage and genetic testing of unborn children to discover genetic disorders. However, Amish are willing to participate in studies of genetic diseases. Their extensive family histories are useful to researchers investigating diseases such as Alzheimer's, Parkinson's, and macular degeneration.]

У каждого народа есть свои, очень древние, представления о золотом веке, о безгрешной, простой, трудовой жизни на земле. Амиши подошли к этому идеалу, может быть, ближе других, но то, что одним кажется раем, другие считают тупиком. Амишская жизнь ходит по кругу – от поколения к поколению, из века в век. Создав идеальную для себя социальную структуру, они никогда не меняют в ней ни одной детали. От рождения до смерти жизнь здесь определяет традиция. На первый взгляд, тут нет свободы, жизнь лишена выбора, драмы, полноты и глубины вольного существования. Но так кажется только посторонним. Каждый амиш в возрасте 15-20 лет, прежде чем принять крещение и стать членом общины, отправляется во внешний мир. Там он волен делать что хочет. (Такой ритуал называется на амишском диалекте «румшпринг»). Лишь после испытания он или она решают, вернуться ли им в амишский круг, чтобы больше уже никогда не покидать его.

Чтобы понять, почему амишам многие завидуют, я закончу рассказ о них старым советским анекдотом, уже малопонятным нынешней молодежи.
Два профессора принимают экзамен. Абитуриента спрашивают:
– Что Ленин писал о "рабкрине"?
– Какой Ленин? – удивляется юноша.
– Откуда вы такой? – спрашивает пораженный профессор.
– Из Урюпинска.
И тогда один преподаватель говорит другому:
– Как вы думаете, коллега, не перебраться ли нам в Урюпинск?

источник: Александр Генис «Амиши: жизнь без завтра»// Радио Свобода

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...