Monday, October 21, 2013

Забытая Россия/ The Russia Left Behind

источник: The Russia Left Behind. A journey through a heartland on the slow road to ruin;
Забытая Россия

Путешествие через центральную часть страны по медленной и разбитой дороге, ведущей к руинам


Несколько раз в день высокоскоростной поезд Санкт-Петербург – Москва проносится через приходящий в упадок город Любань.
Машины скорой помощи не могут проехать к пациентам по дорогам в Любани.

За пределами двух крупных российских городов начинается другая Россия. Эта часть России не будет заметна на Зимних Олимпийских играх в Сочи в следующем году, ее не увидишь из окон созданного немецкими инженерами высокоскоростного поезда. Но вдоль автотрассы Москва – Санкт-Петербург (узкой дороги длиной около 700 км, которую на машине можно проехать за 12 часов) можно увидеть огромные просторы России, которые государство содержит в столь запущенном состоянии, что кажется, будто время здесь повернуло вспять.

Когда руководящая длань не достигает удаленных районов, их жители оказываются перед выбором, характерным для прошлых столетий: отапливать ли свои дома дровами, которые нужно руками подбрасывать каждые три часа, или использовать для этого солярку, на которую придется потратить половину зарплаты? Если дорога разбита настолько, что по ней не проехать "скорой помощи", безопасно ли оставаться в этом месте? А если продать дом нельзя, то можно ли просто уехать?

Проезжая сегодня по трассе М-10 можно увидеть и красоту, и упадок. Есть такие места, где дикие кабаны бродят по заброшенным деревням, поедая фрукты в садах, разбитых когда-то людьми.
А есть и такие, где время, кажется, остановилось. Бывший тюремный надзиратель жертвует свои средства на строительство придорожных часовен и объясняет, что на его совести «много загубленных душ». Спасатель, устранявший последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, спустя 27 лет все еще ожидает обещанной ему Советами квартиры. Женщины сидят на обочине и продают водителям чай из выстроенных в рядок самоваров. Столбы пара над ними устремляются к небесам, как это было и в 1746 году, когда начинали строить эту дорогу.

Трасса М-10 на южной окраине Санкт-Петербурга выглядит приемлемо, но после начинается тряска и дорога ухудшается. Следующие 700 километров покрытие этого шоссе (хоть и твердое) напоминает то рубчатый вельвет, то зубодробительное лоскутное одеяло. В некоторых местах трассы четыре полосы, иногда две (без средней разделительной линии), а иногда и вообще безо всякой дорожной разметки.

Эта самая загруженная магистраль в России, и, тем не менее, водители большегрузных автомобилей, если не нарушать правил, затрачивают 24 часа на поездку между двумя городами. По хорошей дороге эта поездка должна занимать 10 часов.

Временами ужасное состояние автомагистрали попадает в заголовки национальных новостей. После снежной бури в ноябре 2012 года около 10 000 автомобилей застряли в «пробке», растянувшейся более чем на 110 километров. Некоторые водители в течение трех дней были в снежном плену при минусовой температуре. Глава профсоюза дальнобойщиков говорил, что его водители «уже даже не злились, а были в состоянии тупого отчаяния от того, что из года в год происходит одно и то же».

Между двумя крупными городами расположены сотни исчезающих поселений: города превращаются в деревни, деревни превращаются в леса. Советы отрезали их от снабжения во времена дефицита в 1960-х и 1970-х годах, когда деревни разделили на «перспективные» и «неперспективные».

Однако умирание деревни – медленный процесс. Географ Татьяна Нефедова называет их «черными дырами» и считает, что они составляют от 70% до 80% российского северо-запада, где Москва и Санкт-Петербург выступают в роли гигантских пылесосов, отсасывающих людей и капиталы из остальной части страны.

Большинство россиян живут в домах, построенных в поздний советский период. В докладе, опубликованном в прошлом году Российским союзом инженеров, отмечается, что в 20% городских строений отсутствует горячая вода, 12% не имеют центрального отопления и 10% не располагают канализацией и водоснабжением. Утечки газа, взрывы и аварии в системе отопления происходят все чаще, но в большинстве мест инфраструктура просто медленно приближается к полному развалу.

«А что можно сделать без денег? – говорит Евгений Игнатов, бывший мэр Торжка, который подал в отставку два года назад после нагоняя, устроенного губернатором региона. – Выделяемых средств достаточно только для того, чтобы залатать дыры, и то не всегда, но не хватит, чтобы залатать все дыры. Выбираешь из самых больших самые страшные дыры, чтобы люди смогли хотя бы пережить зиму».

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...