Sunday, October 27, 2013

Хосе Мухика: Чрезмерное потребление убивает нашу планету/ overconsumption is killing this planet - José Mujica

Президент Уругвая Хосе Мухика на «Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20» в июне 2012 года сказал:

«Мы сегодня полдня говорили об устойчивом развитии. О том, как победить бедность.
Но о чем мы думаем? Неужели мы действительно хотим следовать модели развития и потребления богатых стран?
Я спрашиваю вас: что станет с этой планетой, если у индийцев на каждую семью будет столько же автомобилей, как в Германии? Сколько кислорода у нас тогда останется?
Разве на Земле достаточно ресурсов для того, чтобы 7 или 8 миллиардов человек достигли того же уровня потребления и расточительства, как в богатых странах? Ведь именно это чрезмерное потребление и убивает нашу планету».

«Бедны те, кто так называет меня. Я считаю бедными тех, кто требует слишком многого. Потому что те, кому надо слишком много, никогда не удовлетворяются. Я бережлив и умерен, но не беден. Скромен, с легким чемоданом. Мне нужно мало, только необходимое, я не привязан к материальным вещам. Почему? Потому что у меня тогда больше времени, чтобы заниматься тем, что мне нравится. Быть свободным – значит иметь время, чтобы жить. Умеренная жизнь – это философия, я вовсе не беден.

Дело в том, что моя жизнь никак не изменилась из-за того, что я стал президентом. Я зарабатываю больше, чем мне нужно, даже если для других это кажется недостаточным.
Моя жена — сенатор, ей нужно много средств для партийных взносов. Но её оклада достаточно нам обоим на проживание. У нас даже остаются излишки – на всякий случай мы откладываем их в банк. Я делаю взносы в пользу моей политической группы и разных социальных проектов, например, для жилищного обеспечения матерей-одиночек. Но для меня это не жертва, это обязанность».

Al Jazeera: Он называет себя пацифистом. Но в молодости марксист Мухика выступал с оружием в руках, был посажен в тюрьму и вышел только после амнистии в 1985 году. 11 из 15 лет заключения он провел в одиночке.
Хосе Мухика: — Долгие годы я жил в одиночестве. Чтобы выстоять, мне приходилось искать спасение в самом себе. Человек с убеждениями – сильное животное. Возможно, я слишком старомоден и простоват. Возможно, моя сила — сила первобытная, наследие моих предков, моего крестьянского детства.

Al Jazeera: Еще одна крайне беспокоящая президента проблема – пристрастие человека к чрезмерному потреблению.
Он пользуется автомобилем – старым фольксвагеном, – но только по воскресеньям. Он говорит, что люди тратят полжизни в пробках и в погоне за техническими новинками.

Недавнее выступление Хосе Мухика на Генеральной ассамблее ООН, в котором он осудил невоздержанность и легкомыслие, также привлекло внимание мировой общественности:
«Мы принесли наших древних нематериальных богов в жертву, и сегодня толпимся в храме рыночного бога. Он организует нашу экономику, нашу политику, руководит нашими привычками, нашими жизнями, предоставляет нам прибыль и кредитные карты, давая внешнее подобие счастья.
Всё выглядит так, будто мы родились лишь для того, чтобы потреблять и потреблять, а когда мы уже больше не в состоянии потреблять, нас охватывает страх, мы страдаем от бедности, и автоматически оказываемся изолированными, отброшенными на обочину».

— Как же совершенствоваться развивающимся странам, если не посредством потребления?

— Я не против потребления. Я против расточительства. Надо производить пищу для голодных, кров для тех, кому нужен дом, строить школы там, где их нет. Мы должны решить проблему с питьевой водой. Если каждый власть имущий имеет три, четыре, пять автомобилей и дом в 400 кв. метров, и дом на пляже, и личный самолет, — конечно, ресурсов не хватает для всех. Что говорит современная наука? Она дает нам неопровержимые факты: если современное народонаселение планеты стремится потреблять наравне со средним американцем, – потребуется три планеты Земля. Что означает: если продолжать бросаться тем, что у нас есть, то естественно, бóльшая часть человечества никогда ничего не будет иметь. Они обречены.

Всё верно, здесь у нас [в Уругвае] наблюдается чудовищная расточительность. В Пунта-дель-Эсте дома используются всего 20 дней в году; роскошные дома. А другие люди не могут найти даже лачугу для ночлега. Это безумие, это несправедливо. Я против такого мира. Но я его пленник. Если бы я начал навязывать всем мой образ жизни, меня бы убили. Убили бы. Я знаю точно. Но дайте мне свободу выражать мои мысли.
Мы жалуемся на глобальное потепление, одновременно атакуя и истязая природу вырабатываемыми нами отходами. Мы отдаем в залог будущее грядущих поколений.

Полный текст - интервью, статья

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...