Wednesday, September 25, 2013

Фрикономика: Идеальные родители?../ Freakonomics' What Makes A Perfect Parent

Стивен Д. Левитт (Steven D. Levitt), Стивен Дж. Дабнер (Stephen J. Dubner)

Глава 5. В которой мы задаем злободневный вопрос: действительно ли важны родители в жизни ребенка?

Энн Хальберт (Ann Hulbert) в своей книге «Воспитание Америки: эксперты, родители и век советов о детях» (Raising America: Experts, Parents, and a Century of Advice About Children) показала, как эксперты по воспитанию противоречат друг другу, а порой и самим себе. Их разглагольствования могли бы быть довольно занятными, если бы не сбивали людей с толку.

Типичный эксперт по воспитанию, подобно экспертам в других областях, всегда твердо убежден в своих словах и взглядах. Уверовав в один аспект, он не желает обсуждать никакие другие стороны затронутой проблемы. Дело в том, что эксперт, чьи аргументы имеют различные нюансы, часто не привлекает к себе большого внимания. Если знаток родительского мастерства надеется превратить свою сырую теорию в общепринятую точку зрения, он обязан быть самоуверенным и даже наглым. Ему просто необходимо задействовать человеческие эмоции, которые являются главным врагом рациональных доводов. А когда дело доходит до эмоций, то наибольшую силу и влияние имеет одна из них — страх. Суперхищник, наличие в Ираке оружия массового уничтожения, коровье бешенство, птичий грипп, смерть новорожденных во время сна… Как нам не реагировать на советы эксперта по этим проблемам, если он, подобно дядюшке, рассказывающему жуткие истории маленьким племянникам, приводит нас в трепет?

...проблема в том, что зачастую родители боятся не того, чего следует. Правда, это не их вина. Отделить реальные факты от слухов всегда тяжело, особенно для занятых родителей. А весь этот «белый шум», вызываемый экспертами, не говоря уже о давлении, которое оказывают друг на друга сами супруги, просто не позволяет сохранять ясность мысли. Факты, которые они все же берутся проверить, обычно попадают к ним отлакированными, преувеличенными или вырванными из контекста. Получается, что едва ли не все идеи, которыми руководствуются родители, являются чьими угодно, но никак не их собственными.

Все дело в том, что опасности, которые пугают людей, и опасности, которые их убивают, абсолютно разные. Угрозы, которые вы контролируете, являются меньшим источником беспокойства, чем опасности, контролировать которые не в ваших силах.

При помощи принципа «контроля» можно также объяснить, почему многие люди больше боятся летать на самолетах, чем ездить за рулем автомобиля. Они думают примерно так: поскольку я контролирую машину, я единственный человек, от которого зависит моя безопасность. А поскольку самолет я не контролирую, то здесь я завишу от миллионов внешних факторов. И все же, чего нам следует бояться больше — самолетов или автомобилей?

Разобраться в этом нам поможет ответ на более простой вопрос: чего конкретно мы боимся? Вероятно, смерти, скажете вы. Значит, страх перед ней необходимо свести к нулю. Конечно, все мы знаем, что когда-нибудь умрем, и время от времени эта мысль может нас беспокоить. Но если вам скажут, что вероятность умереть в следующем году составляет 10%, вы, скорее всего, начнете волноваться в большей мере. Возможно, вы даже кардинальным образом измените свою жизнь. А если вам скажут, что 10% составляет вероятность смерти в течение следующей минуты, то, скорее всего, вас охватит паника. Отсюда можно сделать вывод, что страхом движет близкая возможность смерти. Это означает, что наилучший способ количественно выразить страх смерти — это подумать о том, сколько разных смертей происходит в течение одного часа.

Предположим, вы отправляетесь в путешествие и у вас есть выбор — ехать на машине или лететь на самолете. Возможно, вы захотите принять во внимание почасовой процент смертельных случаев на дорогах против такого же процента смертей в воздухе. Конечно, это правда, что в Америке ежегодно в ДТП погибает больше людей (около 40 000), чем в авиакатастрофах (немногим более 1 000). Но правда также и то, что большинство людей проводит больше времени именно в машинах, а не в самолетах. Тем не менее процент смертей за один час в дорожных авариях практически равен проценту смертей в результате аварии самолета. Эти два изобретения приводят к смерти с равной долей вероятности (или, вернее будет сказать, маловероятности).

Однако страх больше всего охватывает человека в настоящем времени. Именно поэтому эксперты так на него полагаются. В мире, который становится все более нетерпимым к долгосрочным процессам, для появления страха много времени не требуется. Представьте только, что вы правительственный чиновник, которому поручено найти деньги для борьбы с одним из двух известных убийц: терроризмом или болезнями сердца. Вероятность быть убитым террористами гораздо меньше вероятности умереть от атеросклероза. Однако террористический акт происходит в настоящем времени, а смерть от болезней сердца представляет собой отдаленную, так сказать, «тихую» катастрофу. Смерть вследствие нападения террористов (или птичьего гриппа) считается страшной; смерть же от сердечного приступа, по тем или иным причинам, таковой не признается.

[...] Родители, чрезмерно опекающие своих детей, знают об этой черте своего характера и, как правило, гордятся этим фактом. Родители, не выказывающие чрезмерной заботы, прекрасно знают, что представляют собой «навязчивые родители» и обычно любят над ними подтрунивать.

Понятно, что плохое выполнение родительских обязанностей порождает огромные проблемы. Точно так же нежеланным детям живется на этом свете куда хуже, чем детям, появления которых родители ждали с нетерпением. Но как много эти любящие родители могут действительно сделать для своих детей?

За последние десятилетия этот вопрос стал встречаться в достойных внимания исследованиях особенно часто. В ряде работ, включая изучение близнецов, разделенных после рождения, был сделан вывод, что гены несут ответственность только за 50% черт характера и способностей ребенка.

Но если природа определяет лишь половину судьбы ребенка, то что же определяет ее вторую половину? Вне всякого сомнения — воспитание. Это и записи классической музыки, подобранные для детей, и церковные проповеди, посещения музеев, уроки французского, разговоры по душам, родительская ласка, споры и наказания. Ведь из этого и состоит родительское искусство. Но как же тогда объяснить результаты исследований? Ведь они свидетельствовали о том, что посещение детского сада, воспитание в неполной семье, занятость матери, наличие отчима или мачехи весьма мало влияют на характер ребенка.

Чтобы немного прояснить ситуацию, рассмотрим историю двух мальчиков — одного белого, а другого черного.
Белый мальчик вырос в пригороде Чикаго. Его родители очень много читали и принимали активное участие в школьной реформе. Его отец, имевший приличную работу на производстве, часто брал сына с собой на прогулки по лесу или парку. Его мать сначала была домохозяйкой, а затем продолжила образование и получила степень бакалавра в области педагогики. У мальчика было счастливое детство, и в школе он демонстрировал только хорошие результаты. Учителя полагали, что в будущем он сможет стать настоящим гением в математике. Родители всегда поддерживали и вдохновляли своего ребенка на новые свершения. Они необычайно гордились тем фактом, что он легко перескочил через один класс. У мальчика был и любимый всеми младший брат, также весьма смышленый ребенок. Эта семья устраивала дома литературные вечера, которые посещали многие интересные люди.

Черный мальчик родился в городке Дайтона-Бич (штат Флорида). Мать бросила его в 2-летнем возрасте. Его отец имел хорошую работу в сфере торговли, но любил выпить и часто бил маленького сына металлическим носиком садового шланга. К учебе мальчик особого интереса не проявлял. Вскоре он вступил в местную банду, начал продавать наркотики, грабить жителей пригорода и носить оружие. Каждый день он старался лечь спать прежде, чем отец вернется после очередной попойки, и уйти из дому до того, как тот проснется. В конце концов, его отец угодил в тюрьму за изнасилование. В двенадцать лет мальчик вынужден был заботиться о себе сам.

Не нужно быть сторонником чрезмерной родительской заботы, чтобы предположить, что второй мальчик не имеет шансов на успех в жизни, а у первого есть для этого все возможности. Какова же судьба этих двух столь разных ребят?

Второй ребенок (ему уже 30 лет) — Роланд Г. Фрайер младший, известный экономист, изучающий в Гарварде причины дискриминации. Первый ребенок тоже попал в Гарвард и даже стал профессором математики, но прославился совсем другим. Это Тед Качински — печально известный “Унабомбер”, страдавший умственным расстройством и много лет рассылавший в посылках бомбы. Убил троих человек и ранил двадцать девять, терроризируя Америку на протяжении семнадцати лет.
[// сравнить: «Наша классная руководительница думала, что мы с друзьями либо станем наркоманами, либо сядем в тюрьму, либо нас где-то убьют. Я врач, один мой друг — юрист, другой — с двумя высшими образованиями работает в Канаде. Но она к нам относится по-прежнему».]

Вот 8 факторов, которые связаны со школьной успеваемостью ребенка:

• Родители ребенка получили хорошее образование.
• У родителей ребенка высокий доход и хорошее положение в обществе.
• Мать ребенка в первый раз родила в возрасте тридцати лет или старше.
• Ребенок мало весил при рождении.
• Родители ребенка разговаривают дома на английском языке.
• Ребенок был усыновлен/ удочерен.
• Родители ребенка являются членами Ассоциации родителей и преподавателей.
• У ребенка дома много книг.

А вот восемь других факторов, которые со школьной успеваемостью никак не коррелируют:

• Ребенок вырос в полной семье.
• Родители ребенка недавно переехали в более престижный район.
• Мать ребенка не работала после рождения ребенка и до поступления его в детский сад.
• Ребенок участвовал в программе Head Start.
• Родители регулярно ходят с ребенком в музеи.
• Ребенка регулярно бьют.
• Ребенок много времени смотрит телевизор.
• Родители ребенка читают ему вслух практически каждый день.

Имеет значение: Родители ребенка получили хорошее образование.
Не имеет значения: Ребенок вырос в полной семье.

Ребенок, имеющий образованных родителей, обычно хорошо учится в школе, и в этом нет ничего удивительного. Мать и отец, посвятившие много времени собственному образованию, как правило, высоко ценят процесс получения знаний. Пожалуй, еще важнее то, что высокий уровень интеллекта, вызывающий тягу к знаниям, легко передается из поколения в поколение. Зато жизнь ребенка в полной семье, похоже, не имеет особого значения для его успехов.

Имеет значение: У родителей ребенка высокий доход и хорошее положение в обществе.
Не имеет значения: Родители ребенка недавно переехали в более престижный район.

Высокий доход и положение в обществе сильно коррелируют с хорошей учебой в школе, что кажется вполне понятным: это четкие показатели общего успеха, поскольку предполагают более высокий уровень интеллекта и образования родителей. У преуспевающих родителей с гораздо большей степенью вероятности рождаются дети, которым будет сопутствовать удача. Зато переезд в более престижный район не улучшает школьных показателей. Возможно, это происходит потому, что смена места жительства для ребенка сильный стресс.

Имеет значение: Мать ребенка в первый раз родила в возрасте тридцати лет или старше.
Не имеет значения: Мать не работала после рождения ребенка и до поступления его в детский сад.

Женщина, у которой не было детей до тридцати лет, вероятнее всего, будет внимательно следить, чтобы ее ребенок хорошо учился. Такая мать относится к категории женщин, которые сами, скорее всего, получили престижное образование или сделали карьеру. Во многих случаях она больше хочет появления ребенка на свет, чем мамаша весьма юного возраста. Из этого вовсе не следует, что старшая по возрасту женщина обязательно будет лучшей матерью. Просто она, скорее всего, будет уделять заботе о своем ребенке больше времени. (Необходимо заметить, что подобного вряд ли можно ждать от юной матери, которая к тридцати годам рожает уже второго ребенка. Данные ECLS показывают, что у ее второго ребенка школьная успеваемость будет не лучше, чем у первого.) В то же время пребывание матери дома со своим ребенком до его поступления в детский сад не дает никаких особых преимуществ.

Имеет значение: Ребенок при рождении мало весил.
Не имеет значения: Ребенок посещал программу Head Start.

Ребенок, чей вес при рождении был ниже нормы, обычно показывает не слишком высокие результаты в учебе. Возможно, это происходит из-за того, что преждевременное появление на свет вредит здоровью. Возможно, низкий вес указывает на плохое отношение к родительским обязанностям. Мать, которая курением, употреблением алкоголя или другими вредными привычками наносит ущерб своему ребенку еще в утробе, скорее всего, не откажется от этих «удовольствий» и после его рождения. Дети с недостатком веса обычно рождаются в бедных семьях. Следовательно, они чаще становятся участниками Head Start — федеральной программы дошкольного воспитания для детей до пяти лет. Главными целями этой программы являются укрепление здоровья, психическое и физическое развитие ребенка, подготовка к школе. Между тем, по данным ECLS, эта программа никак не влияет на будущую успеваемость ребенка.

Имеет значение: Родители ребенка разговаривают дома на английском языке.
Не имеет значения: Родители регулярно ходят с ребенком в музеи.

Ребенок англоязычных родителей в Америке почти всегда учится лучше тех детей, у которых родители не говорят на английском.

Имеет значение: Ребенок был усыновлен / удочерен.
Не имеет значения: Ребенка регулярно бьют.

Между усыновлением ребенка и его школьными успехами существует очень сильная корреляция, причем негативная. Исследования показали, что на способности детей гораздо больше влияет уровень интеллекта их биологических, а не приемных родителей. Интеллект же матери, отказывающейся от своего ребенка, обычно ниже, чем тех людей, что его усыновляют.
Есть и еще одно объяснение, которое может показаться неприятным, однако соотносится с экономической теорией личной выгоды: женщина, намеренная отказаться от ребенка, вряд ли будет тщательно следить за своим поведением во время беременности.

Имеет значение: Родители ребенка являются членами РТА.
Не имеет значения: Ребенок много времени смотрит телевизор.

Ребенок, чьи родители являются членами Ассоциации родителей и преподавателей (РТА), очень редко учатся плохо: в эту организацию вступают именно те люди, которых серьезно волнуют проблемы воспитания и образования.

Вопреки расхожему мнению, телевизор вовсе не превращает мозги ребенка в кашу. (Например, в Финляндии, где система образования считается лучшей в мире, дети редко идут в школу до семи лет. Читать многие из них учатся сами при помощи телепередач с финскими субтитрами.) В то же время наличие в доме компьютера не превращает ребенка в Эйнштейна. Согласно данным ECLS, между умением работать на компьютере и школьными показателями корреляция отсутствует.

Вот хорошая теория: большинство родителей, покупающих детям много книг, изначально умны и хорошо образованы. Такие родители считают, что каждая книга для ребенка — очередной ключ к развитию интеллекта. Но в действительности книга чаще всего не причина интеллекта, а его следствие.

У хорошо образованных, успешных и здоровых родителей дети обычно показывают хорошие результаты в школе. Между тем походы в музеи, битье, Head Start, чтение родителями детских книжек вслух и телевизор, как видно, не приносят большой пользы.

Родителей — а также экспертов, — для которых разнообразные методики воспитания детей стали навязчивой идеей, эта новость, возможно, отрезвит: четко определенных и эффективных технологий в этом деле не существует.

Однако отсюда вовсе не следует, что родители ничего не значат в жизни ребенка. Конечно же, значат. Просто большинство вопросов, которые имеют значение, были решены много лет назад. Если вы умны, трудолюбивы, хорошо образованы и обеспечены, а ваша вторая половина разделяет эти качества, то дети. вероятно, тоже будут успешны. (Не помешает также быть честным, чутким, любящим и любознательным человеком.) Но то, что вы делаете, став родителем, не имеет особо важного значения по сравнению с тем, кто вы по своей сути. 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...