Tuesday, March 05, 2013

Необычный путешественник Уилфред Тезигер /Sir Wilfred Patrick Thesiger (1910 – 2003)

Перед поездкой в Аль Эйн, как перед любым путешествием, провела теоретическую подготовку.
Возникло имя Уилфреда Тезигера.
Позже, когда стала писать отчет о поездке, разыскала его фотографии с изображением местностей в и около нынешнего Аль Эйна. Заинтересовавшись, стала больше читать об их авторе.

Любопытная личность, начиная с внешнего вида (напоминает актера Игоря Ясуловича, всё больше в эпизодических ролях недотёпистых интеллигентов – и вдруг жесткие глазки офицера СС).
Уход от цивилизации в нетронутые, девственно-чистые пески (!) – тема живо меня интересует (тут впору повеситься, а товарищ упивается).

Нашла великолепный вебсайт под эгидой Оксфордского университета (the Pitt Rivers Museum, University of Oxford), посвященный путешествиям Тезигера:
«Предлагаем вашему вниманию более 5 000 фотоснимков, сделанных в Аравии путешественником Уилфредом Тезигером между 1945 – 1950 гг».
Великолепные редкие снимки, подробнейшие карты с маршрутами странствий; описания изображенных на фото мест, отрывки из путевых дневников (ставших книгами); рассказы о попутчиках Тезигера.

Меня интересовали походы Тезигера по территории нынешней ОАЭ:

• Thesiger's Journeys in Arabia - United Arab Emirates and Oman, Spring 1948
• Thesiger's Journeys in Arabia - Dubai to Bahrain, 1948

• Thesiger's Journeys in Arabia - United Arab Emirates Winter, 1948-49
• Thesiger's Journeys in Arabia - United Arab Emirates and Oman, Spring 1949
• Thesiger's Journeys in Arabia - United Arab Emirates and Oman, Winter 1949-50

Очень понравились многочисленные фотопортреты стариков, арабов и бедуинов.


Тезигер, помимо удивительной выносливости, авантюрной жилки и тяги к странствиям, оказался большим эстетом. Судя по бессчетным фотографиям (беру период пребывания исследователя в Аль Эйне и на смежных территориях), Тезигер любил носить арабские одеяния и охотно в них позировал, умело убивал диких животных, упивался красотами сурового пейзажа...
Разглядывая фотографии, начала отвлекаться на другое – привлекли внимание пригожие юные арабы и бедуины, которых старина Тезигер брал с собой в странствия по пустыне и без которых, по его собственному признанию, она стала бы для него «бессмысленной Антарктикой».


(на фото - Тезигер в 1947 году и его тогдашний проводник в Саудовской Аравии Bil Ghaith)

* * *
Уилфред Тезигер (Wilfred Thesiger), он же Мубарак бин Лондон (Mubarak bin London).
Знаменитый британский путешественник, исследователь, писатель.
Родился в семье барона-дипломата в Аддис-Абебе (столица Эфиопии) 3 июня 1910 года.
Учился в Итон-Колледже (Англия), затем изучал историю в Модлин-Колледж (колледж Магдалины Оксфордского университета).
Между 1930 и 1933 годами Тезигер представлял Оксфорд в соревнованиях по боксу; капитаном команды стал в 1933 г.

Был первым европейцем, который в 1933-1934 годах прошёл вдоль берега реки от города Аваша до султаната Аусса. Он посетил озеро Аббе и повёл экспедицию дальше на восток, к заливу Таджура.

В 1935-м году служил в Силах Обороны Судана. Во время войны участвовал в боях против итальянцев в Эфиопии, позже служил в знаменитой Long Range Desert Group.

В 1946-1950 годах Уилфред Тезигер пересек аравийскую пустыню Руб эль-Хали (Rub' al Khali, буквально «Пустая четверть»; Empty Quarter).

Во время этого путешествия Тезигер побывал в Аль Эйне; встретился с шейхом Зайедом (Sheikh Zayed) и останавливался в его форте Аль Муваиджи (Al Muwaiji Fort).

Позже Тезигер написал две ставшие бестселлерами книги, «Пески Аравии» (Arabian Sands) и «Путешествие по пескам» (Crossing the Sands).

Тезигер писал: «Лучшее, что есть у арабов, пришло из пустыни. Единственное общество, где я встретил честь и благородство, - это бедуины».
Критики отмечали, что его «проза и фотодокументы о пустыне, о которой мало кто имеет представление, захватывают дух и с теплотой повествуют о гордых бедуинах».
(1948 год, охотничий лагерь Шейх Зайеда у горы Джабель Хафит)

Восемь лет он прожил с иракскими племенами в плавнях в устье Тигра и Евфрата. Впоследствии об этом периоде своей жизни Тезигер написал книгу «Болотные арабы» (The Marsh Arabs).

Уилфред Тезигер путешествовал по Афганистану, Ирану, Пакистану, Курдистану, Кении. Он кочевал по саванне, джунглям и горам Африки и Азии.
В 70-летнем возрасте совершил пеший переход через леса Борнео.
Фотографии Тезигера известны всему миру, а его книги стали классикой жанра трэвелог (travelogue), заразив вирусом умного странствия тысячи людей.

Сэр Уилфред Тезигер был награжден Орденом Независимости - высшей государственной наградой ОАЭ.

Скончался путешественник и писатель 24 августа 2003 года в возрасте 93 лет.

Министр высшего образования ОАЭ шейх Нахайян Аль Нахайян заявил, что Эмираты и все страны Аравии «считают большой потерей уход из жизни этого великого путешественника, исследователя и писателя, рассказавшего миру о нашей земле и о нашем народе...
Он был один из нас, мы потеряли нашего брата и большого друга арабов».
источник;
source

* * *
Из некролога издания The Guardian (2003):

Однажды в 1946 году Уилфред Тезигер в течение трех дней, ослабев от голода, лежал среди песков Арабской Пустой Стороны, в ожидании спутников-бедуинов, отправившихся за пищей.
Его мучили галлюцинации – это были видения машин и грузовиков, готовых увезти его в безопасное место.
«Нет, - писал Тезигер позднее, - я лучше буду вот так голодать, чем сидеть в кресле, пресыщенный пищей, слушая радио и будучи зависимым от автомобилей, готовых провезти меня по всей Аравии».

В тридцать с небольшим Тезигер совершил долгое и опасное путешествие по практически неизвестному для мира нагорью Тибести (Чад) в пустыне Сахара – и влюбился в неё:
«Меня охватило небывалое воодушевление от ощущения пространства, простора, тишины, от рассыпчатой чистоты песка. Я был в гармоничной связи с прошлым, странствуя по пустыне так, как странствовали на протяжении неисчислимых поколений люди, чье выживание зависело от выносливости их верблюдов и унаследованного опыта».

Более всех наград и почестей Тезигер ценил доверие и дружбу кочевников, с которыми он путешествовал. Лучшие пять лет жизни он провел среди бедуинов Южной Аравии, а один из преданных компаньонов Тезигера тех лет, Салим бин Габайша, вспоминал его так:
«Он был преданный, щедрый, бесстрашный. Прекрасный попутчик в путешествиях».
Убеждены, что сам Тезингер не желал бы лучшей эпитафии.

* * *
Из статьи In the footsteps of Mubarak bin London (2012):
(1948 год, Уилфред Тезигер и Салим бин Габайша)

Форт Джахили (Jahili Fort) – одна из основных достопримечательностей современного Аль Эйна. [В 1918 году] в форте Джахили родился Шейх Зайед. Ныне тщательно отреставрированное здание стало музеем быта и истории Аль Эйна.

Здесь расположен небольшой музей в память о британском исследователе Уилфреде Тезигере (Wilfred Thesiger, которого местные прозвали Шейх Мубарак бин Лондон), - авторе знаменитых книг «Арабские пески» (Arabian Sands) и «Арабы из болот» (The Marsh Arabs).

Тезигер останавливался в форте Джахили, будучи гостем шейха Зайеда бин Султана Аль Нахьян (Sheikh Zayed bin Sultan Al Nahyan), правителя Абу Даби и первого президента ОАЭ (с 1971 по 2004 годы).

Тезигер принял предложение провести исследование движения перелетной саранчи на территории Пустой Стороны (Empty Quarter) Арабского полуострова. Притягательность подобной работы для него объяснялась возможностью путешествовать в сопровождении местных бедуинов.
Тезигер писал: «В пустыне я нашел свободу, недостижимую в цивилизованном мире; это жизнь, не стесненная имуществом, поскольку всё, что сверх необходимого – обуза».

Действовал также суровый нравственный кодекс, ведь бедуины «безжалостно осуждают тех, кто быстро теряет терпение, доброе расположение духа, кому недостает щедрости, преданности и отваги. Они не допускают в свой круг чужаков. Если живешь с беду [Bedu, бедуинами], ты должен принимать их традиции и соответствовать стандартам их поведения».
(Аль Джахили форт, Аль Эйн, 1948 год)

В книге «Арабские пески» описаны два перехода через Пустую Сторону (Empty Quarter). Это отражает выставка музея, расположенного в форте Джахили в Аль Эйне. Тезигер остановился в тогдашней столице восточной провинции Договорного берега (trucial state, прежнее название ОАЭ) в 1948 году, после второго перехода. Здесь его тепло встретил шейх Зайед (Sheikh Zayed bin Sultan Al Nahyan), тогдашний правитель этой территории.

(на фото - шейх Зайед, 1949 год; Тезигер в районе Аль Эйна, 1949 год)

Эти двое стали друзьями. Тезигер пишет о шейхе Зайеде: «...среди бедуинов он пользовался великолепной репутацией. Они уважали его силу воли, проницательность, его физическую выносливость».
Позже, в 1966 году, Шейх Зайед стал правителем Абу Даби, а после образования ОАЭ в 1971 году – первым президентом страны.

(1949 год, Тезигер и бин Кабина у горы Джебель Хафит, Аль Эйн)

В книге «Арабские пески» Тезигер описал свою дружбу с юными Саламой бин Кабина (Salama bin Kabina) и Салимом бин Габайша (Salim bin Ghabaisha), которые сопровождали его во время переходов через Пустую Сторону.
О бин Кабине он пишет: «Ему было примерно 16 лет. Около пяти футов росту, хрупкого телосложения. Он передвигался, словно верблюд, длинными загребающими шагами, редкость среди бедуинов... Он был крайне беден, тяготы судьбы отразились на нем – костяк сухопар и вытянут, лицо ничего не выражает».

Салама бин Кабина вспоминает своё знакомство с Тезигером так: «Я пришел к колодцу сменить верблюда, когда этот христианин спросил меня, согласен ли я поехать с ним изучать растения. Мы называли его «Шейх Мубарак с Севера». Он одевался как бедуин, говорил по-арабски. Но сразу было видно, что это англичанин».
(Аль Эйн, Аль Джахили форт, 1948 год)

Выставка представляет множество фотографий, которые Тезигер сделал во время своих путешествий здесь в конце 1940-х; большинство предоставлены Оксфордским Музеем Pitt Rivers Museum.
Сквозная тема книг Тезигера – уход в прошое старого мира и появление поверхностной современной цивилизации – подробно проиллюстрирована. Тезигер писал, что если бы не его попутчики, «пустыня была бы для меня такой же бессмысленной, как Антарктика».
(бин Кабина и экспедиция Тезигера на привале, 1948 год)

В «Арабских песках» путешественник пишет, что покидая «Договорный берег» (ныне ОАЭ) в конце 1950-х, он чувствовал себя едущим в ссылку. Традиционный стиль жизни бедуинов был под угрозой экономических и социальных изменений; будущность его проводников, бин Кабины и бин Габайши, в опасности «оказаться в городах, слоняясь по закоулкам в качестве разнорабочих».
Модернизация обернется коррупцией, пишет Тезигер, и свободолюбивые бедуины, как и современный Запад, «будут вести второсортную жизнь, полностью завися от кинотеатров и радиостанций».

* * *
Из статьи на Timeout Abu Dhabi:
(1947 год, Салим бин Габайша, фото Тезигера)

Тезигер дважды перешел пустыню в сопровождении двух проводников-бедуинов, бин Габайши и бин Кабины из племени Равашид. Это путешествие вошло в историю как последняя великая экспедиция в Аравию.

Салим бин Габайша уже не 16-летний подросток, каким он был, когда познакомился с Тезигером в 1945 году. Седину его бороды ныне скрывает хна, окрашивая в ярко-оранжевый цвет. Но путешествия с Тезигером он вспоминает с гордостью: «Это был опасный и долгий путь, мы столкнулись со множеством страхов. Без остановки мы шли три месяца. Это было очень опасно, поэтому люди до сих пор помнят тот переход. Думаю, никто во всем мире не сделал подобного».
Тезигер носил одежду местных и говорил по-арабски. Звали его здесь Мубарак с Севера. Если бы соперничающие племена узнали, что он англичанин, они убили бы его.

(бин Габайша и пес-салюки по кличке Варад, 1948 год)

Салим бин Габайша вспоминает путешественника как «выносливого, сильного и доброго человека», но более всего запомнилось мастерское владение винтовкой – «он был умным выстрелом»; переводчик пытается донести смысл его диалекта.
Умение стрелять было важно, принимая во внимание, что эти трое должны были отбивать атаки мародеров, избегать межплеменных войн, а также едва спаслись от обезглавливания в Саудовской Аравии, где Мубарак бин Лондон (еще одно имя Тезигера) провел 20 дней в тюрьме за пересечение границы без разрешительных документов.

Восхищение и любовь Тезигера к его попутчикам очевидны. Он пишет о «сплоченности против суровой и иссохшей земли», об «умиротворении, приходящем вместе с одиночеством; о товариществе в компании бедуинов в этом враждебном мире».
Поэтические описания окружающей пустыни, как, например, редкий дождь: «...проблеск солнечных лучей прошел по влажной равнине, словно тихая печальная музыка. Потом снова начался дождь».

Столь же впечатляющи фотографии, которые во множестве делал Тезигер на протяжении своих путешествий.
(Дубай, 1948 год)

Это путешествие Тезигер описал, как «пять счастливейших лет моей жизни».

* * *
Из рецензии на книгу «Уилфред Тезигер: Жизнь великого исследователя» (Wilfred Thesiger: The Life of the Great Explorer):

Один из проводников Тезигера вспоминал, что тот мог не слезать с верблюда часами и ездил с невероятной скоростью.
Именно путешествие 1938 года к нагорью Тибести (Чад) привело Тезигера – с его неутолимым стремлением испытывать свои силы и выносливость, - к дальнейшему изучению мира пустыни, населенного (если вообще населенного) бедуинами.
(бин Кабина на песчаной дюне, 1949 год)

Болотных арабов, среди которых Тезигер позднее провел семь лет, он называл «водоплавающими бедуинами» и писал: «Мне всегда легко уживаться с простыми людьми вроде них». Они буквально поклонялись Тезигеру, особенно почитая его умение проводить обрезание (не менее 6 139 подобных операций он проделал, живя среди арабов) гораздо безболезненнее, чем это делали местные знахари.

Обо всем этом рассказывает в своей книге о Тезигере его друг и биограф Александр Мейтланд (Alexander Maitland, Wilfred Thesiger: The Life of the Great Explorer).
Рассказал он и о необычном детстве Тезигера в Аддис Абебе (отец будущего путешественника – британский представитель при императорском дворе); о столь же необычных 20 годах в конце жизни, которые Тезигер провел в дикой природе Кении среди племени Самбуру (представители которого жестоко его обирали).
Мейтланд описывает и время, проведенное Тезигером в Кутуме в качестве члена суданской полиции (Sudan Political Service); его жизнь в Палестине, Сирии и где угодно еще; его работу в британском обществе по борьбе с саранчой, подготовившей Тезигера к дальнейшему переходу через прилегающую Руб-аль-Кхали (Empty Quarter).
Строить догадки по поводу Тезингеровой сексуальности – занятие обычное для всех, кто пишет о нем. Все отмечают восторженное отношение Тезигера к юным арабам и к тому, что сам он называл их «двуполой красотой» (‘androgynous beauty’). Разумеется, путешественник выбирал именно таких юношей в качестве своих попутчиков в переходах через пустыню. Сам он утверждал, что влечение, испытываемое им, было исключительно «эстетического характера», и цитировал одного из своих провожатых, бин Кабину, говорившего, что гомосексуализм постыден и грязен.
В общем, было ли влечение путешественника чисто эстетическим, - не наше дело.

Единственная женщина в жизни Тезигера, – это его удивительная мать, Кэтлин, которой адресованы его пространные, исполненные любви письма и которую он брал с собой в не очень изнурительные экспедиции.
Её смерть в 1973 году (Кэтлин было за 90) стала одним из страшнейших ударов в жизни Уилфреда.

* * *
источник: Обзор книги Александра Мейтленда о Тезигере (Alexander Maitland’s book review)
(Тезигер в Дубае, апрель 1949 года)

В трехлетнем возрасте в Абиссинии будущий легендарный исследователь Уилфред Тезигер смотрел, как отец застрелил орикса (антилопа бейза, сернобык).
В 16 лет он наблюдал, как абиссинская армия-победитель, с солдатами, завернутыми в окровавленные одежды убитых противников, прошла парадом по улицам Аддис Абебы.
Эти два события Тезигер считал определяющими в своей жизни, проведенной им преимущественно среди пустыней и нагорий Аравии и Африки.
Регулярные избиения в голом виде, которые применял садист-директор школы, используя стальной хлыст, когда Тезигеру было 9 и 10 лет.
Огромное удовольствие от занятий боксом, испытанное им среди утонченных студентов Итона и Оксфорда.
Преданность матери, единственной женщине в его жизни.

Тезигер застрелил 70 львов.
Он прошел десятки тысяч миль, почти всегда пешком либо верхом на верблюде.
На заре карьеры он рискнул примкнуть к суданском племенам, которые в качестве трофеев собирали человеческие гениталии. Тезигер описал одного из представителей племени, сразу после убийства и расчленения им нескольких мужчин: «...он выглядел как симпатичный, самоуверенный ученик Итона, который только что выиграл приз школы за игру в крикет».

Тезигер писал: «Секс был для меня несущественным». Когда уже 80-летнего путешественника спросили, не голубой ли он, говорят, старик сбил вопрошавшего с ног.
Биограф А. Мейтланд обсуждает очевидные доказательства Тезигеровой сексуальности, отразившиеся в многочисленных, с любовью выполненных фотопортретах его арабских и африканских попутчиков. В основе его сексуальной жизни «объятия украдкой и вуайеризм», отмечает биограф.

* * *
из статьи (2003 год):
Писатель и телеведущий Джеймс Моу (James Maw), друживший с Тезигером в последние годы его жизни, рассказал об арабском мальчике, который был «любовью всей жизни» великого путешественника.
Салим бин Кабина (Salim bin Kabina), один из проводников и попутчиков Тезигера, ныне муж и отец, живет в Саудовской Аравии.
Правда, Моу добавляет, что сам Тезигер отказывался обсуждать какие-либо подробности своей личной жизни.
Моу рассказывает: «Тезигеру было за 30, когда он случайно встретился у колодца с 16-летним бин Кабиной. Юноша согласился путешествовать с ним, и спросил позволения привести и своего друга, Салима бин Габайшу. На протяжении следующих четырех лет Тезигер путешествовал, сопровождаемый юношами.

«Уилфред говорил про бин Кабину: «Он для меня как сын». Я думаю, любовь его была платонической. Уилфред всю жизнь был одиночкой, он обожал чистоту и непорочность пустыни, низводя жизнь к максимальной простоте. Секс для него был слишком неопрятен. Я как-то задал ему вопрос на эту тему, и он сказал: «Подобные вещи совершенно исключались». Я считаю, что он умер девственником, но в этом для самого Уилфреда не было ничего печального».


(на фото вверху - портреты юношей, сделанные Тезигером в 1946 году в Саудовской Аравии)

Моу, однако, продолжает: «Арабская культура весьма маскулинна, мужчинам позволительно испытывать взаимное влечение. Послеобеденные развлечение неизменно составляли переодевания юношей девушками, это что-то наподобие третьего пола, как «ледибойз» в Таиланде. Уилфред был очень открыт гомоэротизму. То, как Уилфред пишет о мальчиках в своей жизни, я не могу охарактеризовать иначе, как сладострастие».


Отрывок из классических «Арабских песков» (1959) свидетельствует, что не только бин Кабина, но и его друг бин Габайша был объектом влечения путешественника:

«С бин Кабиной пришел мальчик, которого я заметил еще вечером накануне. Они были одного возраста. На мальчике было только длинное синее сукно, обернутое вокруг талии, а один конец перекинут через правое плечо. Черные волосы падали на плечи, словно грива. Его лицо отличала классическая красота. Лицо задумчивое и печальное в минуты отдыха, но светящееся, когда он улыбался, - как будто поверхности пруда касались солнечные лучи. Наверняка так выглядел Антиной, когда его впервые увидел Адриан во фригийских лесах. [Антиной, греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифиния, любовник римского императора Адриана - Е.К.]



«Юноша двигался с непринужденной грацией, его походка была походкой женщины, с детства привыкшей переносить на голове тяжелые сосуды. Человеку неискушенному могло показаться, что это мягкое, гибкое, податливое тело никогда не вынесет тягот жизни в пустыне. Но мне известно, как выносливы эти бедуинские мальчики, похожие на девочек.



Он сказал, что его зовут Салим бин Габайша и попросил меня взять его с нами в экспедицию. Бин Кабина упрашивал меня позволить другу следовать с нами, уверяя, что это самый меткий стрелок в племени и отличный охотник; поедь он с нами, мы каждый день будем есть мясо, потому что в округе много горных диких козлов и газелей. «Он мой друг, - добавил бин Кабина, - ради меня, позволь ему идти с нами. Вдвоем мы пойдем, куда ты скажешь. Мы всегда будем рядом с тобой».
(попутчики Тезигера у горы Джабель Хафит, 1948 год)

Не в силах устоять перед «соблазном неведомого», Тезигер совершил множество других путешествий и экспедиций, написав об этом в «Болотных арабах» (The Marsh Arabs), о южном Ираке. Но он никогда не забывал о двух своих верных спутниках, и говорил, что «чувствует их присутствие, словно они с ним в одной комнате».
А три года назад, в 2000 году пара друзей прилетела из Саудовской Аравии отпраздновать 90-летие Тезигера. Встреча произошла в доме престарелых в Саррее, где путешественник жил на склоне лет.
Джеймс Моу сделал интервью в Тезигером для Би-Би-Си и вспоминает: «Он был невероятно рад этому приезду».

* * *
из некролога (2003):


Где бы он ни путешествовал, в Аравии, Ираке или Кении, Тезигер искал свой идеал, «свободу, недостижимую в цивилизованном мире», и проповедовал свое извечное кредо: «чем тяжелее жизнь – тем возвышеннее человек».


* * *
Books by W. Thesiger at Amazon.com

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...