Thursday, February 21, 2013

рисунки Резо Габриадзе/ paintings by Rezo Gabriadze

источник:
Выставка Резо Габриадзе в Пушкинском музее (2012 год)

В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается персональная выставка произведений Реваза Левоновича Габриадзе.
Новый проект ГМИИ им А. С. Пушкина отличается от предыдущих, тем, что для всемирно известного создателя театра марионеток и сценариста любимых фильмов отечественного кино — «Не горюй», «Кин-дза-дза», «Мимино» и других — изобразительное искусство является не «вторым призванием», а первым и самым главным.

Резо Габриадзе родился в 1936 году в городе Кутаиси, Грузия. Народный артист Грузинской ССР, лауреат Государственной премии Грузии, командор ордена Искусств и литературы Французской Республики. Художественное студийное образование он получил у трех мастеров — скульптора Валико Мизандари, художника Дмитрия Такаишвили, живописца, графика и художника-постановщика Тенгиза Мирзашвили.
Первая выставка Резо Габриадзе состоялась в 1952 году в Кутаиси. Созданный 16-летним Резо бюст Н. В. Гоголя участвовал в городской выставке, посвященной 100-летию со дня смерти писателя.

Помимо постоянных занятий живописью и скульптурой, Резо Габриадзе окончил факультет журналистики Тбилисского государственного университета. В этот период Резо Габриадзе рисовал иллюстрации к своим статьям в газетах и журналах, занимался линогравюрой. Позже поступил на Высшие сценарные курсы (мастерская А. Каплера) в Москве. В 1960–70-е годы Резо работал в кино, в том числе как художник-постановщик, автор декораций и костюмов. Резо Габриадзе — автор более 35 фильмов. Все свои сценарии Резо дополнял рисунками и эскизами.
В 1981 году Резо Габриадзе основал театр марионеток в Тбилиси, в котором полностью реализовал себя как художник, создавая декорации, куклы и костюмы.

Резо Габриадзе широко известен как книжный график. Он иллюстрировал книги российских писателей и поэтов — А. С. Пушкина, Д. Хармса; современных авторов — пять книг Андрея Битова, шесть томов Михаила Жванецкого и др. Более 50 книг оформлены его графическими работами. Резо Габриадзе создал целую галерею графики о жизни А. С. Пушкина: серии «Пушкин на Кавказе», «Пушкин в Тифлисе», «Пушкин за границей» и др.


Резо Габриадзе — автор скульптур, украшающих Санкт-Петербург и Одессу. Среди них «Чижик-пыжик», «Нос майора Ковалева» и «Рабинович».

Кроме того, Резо Габриадзе является архитектором и скульптором Башни, которая открылась в 2010 году в Тбилиси. Башню украшают сотни изразцов, расписанных Резо. Каждый час из Башни выходит златокрылый Ангел и бьет в колокол, два раза в день створки в Башне открываются и под музыку происходит небольшое театральное представление.

На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлено около 100 произведений Резо Габриадзе. Это живописные и графические работы из серий: «Улица Тельмана» (1975), на которой разыгрываются сцены из обыденной жизни; «Служебный вход» (1972–1995) — сцены, которые можно было бы подсмотреть у театра; «Малая энциклопедия Кутаиси» (1997) объединяет портреты персонажей и сценки из жизни этого города; «Портреты» — в ней объединены портреты реальных людей, которых Габриадзе хорошо знал, — например, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Мераба Мамардашвилли, и изображения исторических личностей — Льва Толстого, Константина Станиславского, Гийома Аполлинера.

Совершенно особое место в творчестве художника занимает образ Александра Сергеевича Пушкина, которому художник посвящает оригинальную серию «Пушкин».

Еще один герой Габриадзе — крупнейший грузинский поэт-символист Галактион Табидзе (1892–1959), именем которого также названа серия «Галактион».

Дарование, сочетающее изобразительное и литературное начала, позволило Резо Габриадзе добиться успеха и признания в различных областях и вместе с тем сохранить верность своему миру, где переплетены смешное и трагическое, подсказанное фантазией и точно увиденное в жизни, глубоко интимное и понятное каждому.

Как художник, Габриадзе имеет потрясающую способность «улавливать трагикомическую сторону будней и в этом трагикомизме выражать существеннейшие стороны бытия, с редким сопряжением юмора и лиризма, чувственности и духовности». Он умеет, как писал известный искусствовед Э. Кузнецов, «из материала окружающей действительности творить миф, соперничающий с этой действительностью, с его поистине безудержной фантазией, способной воспарять далеко от подтолкнувшего ее предмета и непринужденно возвращаться к нему».

см. также - беседа Ю. Норштейна и Р. Габриадзе

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...