Monday, January 14, 2013

Дежурный по стране: «междусобойчики» людей с другими лицами/ M. Zhvanetsky on duty

Я не безоглядная поклонница МЖ. Коробит многое, например, его фразочка: «Женщина должна раз – лежать, два – тихо», которую он с гордостью вставляет почти в каждое свое выступление (гадливое любопытство вызывают зрительницы, над этой фразой в зале хохочущие). С другой стороны, его экспромты и афористичность, живой ум, который МЖ в свои годы умудрился сохранить, а также котолюбие - вызывают симпатию. Читать его не люблю – не хватает интонации, слушать интереснее (жена МЖ Наталья в интервью: «Но все еще зависит от его чтения. Иногда он может заразить самой простой вещью всех вокруг, а иногда потрясающие произведения исполняет так, что губит все на корню»).
Когда-то в детстве дома были виниловые пластинки с записями выступлений дуэта Карцев-Ильченко, так что в нынешнее восприятие МЖ вплетается нотка ностальгии.

С неожиданным удовольствием смотрела время от времени «Дежурного по стране» (на Ютьюбе полно выпусков разных лет), не знала про эту передачу. Огромный спокойный вдумчивый ведущий и живчик даже в свои хорошо за 70 МЖ, с таким драйвом.
Каждый раз заново поражалась: в каком заповеднике набирают зрителей? – такие изумительные, интеллигентные лица, и стар и млад - как на подбор! (Слово заповедник я, оказывается, выбрала удачно).
Почитала немного про монументального косматого А. Максимова, отрывки из статьи:

«Дежурный по стране» — вы произносите короткую фразу, а Михаил Михайлович встает и начинает говорить, говорить, говорить… Интересно, это импровизации или вы заранее обговариваете с ним темы?
— Это импровизация Жванецкого. Я не хочу рассказывать технологию производства программы — это наше внутреннее дело. Вряд ли зрителям нужна наша кухня. Зрителю должно быть интересно, что происходит в кадре, а если он начинает интересоваться тем, что остается за кадром, значит, передача плохая.
За кадром мы практически с ним не общаемся. Ощущение, что мы близкие друзья, не совсем соответствует действительности. Мы делаем одно дело, встречаемся перед съемкой и расходимся после. Я никогда не был у него в гостях, а он у меня. Когда мы случайно встречаемся в каких-то компаниях, мы вежливо здороваемся, и кажется, оба относимся друг к другу с почтением, но каких-то близких отношений нет.

— Неужели нет стремления и человеческого интереса друг к другу?
— Мы общаемся с ним каждый месяц, обсуждаем массу вопросов. И мне кажется, что это более чем достаточно. К тому же мы люди разных поколений.

*
из интервью А. Максимова на радио:
Эхо Москвы: 24 эфира в месяц – это как можно такое выдержать, такой режим?

А. Максимов: Вы знаете, я говорил. Дело в том, что я ничего такого не делаю, кроме того, что я разговариваю с людьми. Если я сейчас разговариваю на «Эхе Москвы», то, вот, мы закончим с вами беседу, я пойду, буду разговаривать не на «Эхе Москвы». Поэтому мне все равно, стоит камера, не стоит камера. Я просто разговариваю.

[…] первым гостем в «Дежурный по стране» был мой учитель и потрясающий человек – Григорий Израилевич Горин. А потом это все превратилось в ту передачу, которая сейчас есть, и там, естественно, один-единственный человек Жванецкий – главный герой.

[…] Меня выбрал Михаил Михайлович. Сначала он приходил к нам на программу «Дежурный по стране» внутри программы «Ночной полет». Когда началась эта программа, то у него спросили, с кем бы он хотел ее делать, он сказал, что со мной.

Эхо Москвы (вопросы слушателей): Как попасть на записть программы?
А. Максимов: Надо попасть на сайт телекомпании «Авторское телевидение» и там найти ответ на этот вопрос. Меня регулярно про это спрашивают. Вот я только что ездил в Украину (отдельная история). Меня бесконечно спрашивали киевляне, как туда попасть. И я даже киевлянам вынужден был говорить, что я не занимаюсь этим, но на сайте там, по-моему, написано, как это можно все сделать. Единственное, что я точно знаю, что это программа, куда люди попадают бесплатно. Вот, билеты туда не продаются, а каким-то образом они туда попадают бесплатно.

*
А вот Жванецкий:
«У меня на концерте публика выглядит другой, лица другие. Лучше. Я где-то уже читал упреки, что на нашу передачу специально собирают где-то людей. Будто приглашаем где-то чуть не персонально. Потому что у нас собираются люди с другими лицами. «Междусобойчики», как сказали на «Эхо Москвы».
(передача 02.04.2007)

Мне лично каков Жванецкий за кадром не интересно (да и представить это, кажется, не так трудно). А вот вопрос отборных (во всех смыслах) зрителей передачи меня давно занимает.
Из любопытства попробовала сделать, как советует выше Максимов. Но на вебсайте «АТВ» под названием Как попасть на съемки нашелся только ролик с описанием как одеваться публике для (любых) телемассовок, а также какие-то запиканные матюги закадрового персонала.

В Интернете ничего, кроме крика о помощи, тоже не удалось отыскать [цитата: «попасть на съемки передачи практически невозможно. Я, являясь боооольшим почитателем Языка Жванецкого, неоднократно и всякими путями пытался попасть на программу. Без результата!!!»].

Еще нагуглилась фраза: «Когда хочется получить допинг, вырываюсь на запись "Дежурного по стране"». То есть вопрос лишь в том, где выкроить время, чтобы метнуться на (недосягаемую для страждущих остальных) телезапись. Это из поста в ЖЖ (автор Ирина Ясина, информации на страничке пользователя нет, но судя по содержанию других постов – какая-то журналистка/ политолог; из вышеупомянутого разряда люди с другими лицами): «попробую вести часовую программу на радио Финам-ФМ... Посчастливилось сидеть рядом с Владимиром Войновичем. А рядом с Войновичем сидел Петр Тодоровский». На вопросы ЖЖ-пользователей о том, как попасть на телепрограмму, ответов Ирина не дает.

Про «вопросы зрителей с Красной площади» ведущий-Максимов туманно (опять-таки) говорит, что: «в определенном месте стоит наш микрофон, и вы можете задать свои вопросы»...
Прямо какая-то мафия по созданию декораций из интеллигенции; моделирование телеобраза новой культурной России.
Совершенно ясно, что зрителей для МЖ жестко отсеивают (приглашают персонально, как будто бы пошутил Жванецкий). Степень цинизма телевизионщиков меня нимало не удивляет; посмеиваюсь над собой - купилась, "ренессанс, просвещенная Россия, как красиво говорят, как глубокомысленно внимают"... Разочарована другим: казалось бы, столь щепетильный и прямо патологически честный человек (об этих своих чертах неустанно говорит и сам писатель, и его жена) не пойдет на дешевые «подставы» (зачем? ведь настоящий его зритель и так не неандерталец). Хотя тут МЖ и ведущий могут умыть руки: знать не знаем, всё телевизионщики с их кухней! Но тогда уж не следует писателю лишний раз напирать да хвастаться своей элитно-интеллектуальной публикой, набившейся к нему в студию с улицы.

Пар выпущен. Теперь немного цитат из Дежурного-МЖ:

«Одинокая мужская старость – это пиджак, заправленный в брюки».
(май 2011)

«Самое для меня интересное в жизни это люди, да.
Вся страна зависит от одного человека, который рядом с вами. Будет хороший человек – вам понравится [вся] страна».
(сентябрь 2011)

про возраст:
«Главное не гаснуть, не тухнуть, не убавлять свой огонек – пусть он небольшой, но не давать ему... любой, [огонек] любви, интереса к жизни, что-то писать, что-то такого творческого, затевать всё время, не давать себе скиснуть, потому что вокруг очень много того, что [к этому] побуждает. У нас ляжешь – сразу умрешь. И попытаться не испытывать чувство глубокого удовлетворения. С чувством неудовлетворенности люди двигаются, с чувством глубокого удовлетворения лежат в могиле».
(эфир 05.03.2007)

...старость – это что такое?
«Кто-то со мной заговаривает о возрасте – я пресекаю. Я человек суеверный... Если начинаешь говорить о возрасте – произнести эту цифру сложно, вот сложно вслух произнести, сколько мне лет. Если я буду часто повторять, какой-то отпечаток будет на мне, и я буду вызывать сочувствие. Я не хочу, чтобы мне помогали, поддерживали, помогали войти в троллейбус... сам, сам, пока сам.
Мама моя говорила: Пока я могу себя обслуживать, я жива-здорова. И я так же».
(передача от 01.10.2007)

«Бывает так: человек просто рассказывает, как он живет, но чувствуешь, он говорит: дай денег! Как ему лечение обходится дорого, как обходится дорого питание, переезд, за телефон платить приходится... Зачем он тебе это рассказывает, не знаешь. Он не просит. Но он рассказывает так, что у тебя если что-то есть начинаешь [роется в карманах], я могу...»

«И где-то прикрытые листиками (я почему так говорю: недавно мне показали цветочек, прикрытый листиками), абсолютно одинокие, попадаются умные люди. Вот такие закрытые. Они прикрываются, потому что они не верят сами себе. Не может умный человек понять, чтó занимает первое место на Евровидении, на конкурсе литературы. Умные уже теперь как «голубые» – чувствуют друг друга издали. Окруженный всем тем, чтó пользуется таким успехом, умный человек чувствует себя виноватым. Он этого не понимает и не может присоединиться. Он чувствует себя идиотом, которого метлой куда-то сгоняют... Раньше у умных людей были места скопления: КБ, НИИ, Институт физических проблем, где вступали какие-то барды, это был вполне широкий мир... оттуда распространялись пленки. Теперь этого нет...

Я помню время, когда токарями и слесарями работали порядочные люди. И время, когда должности врачей и юристов занимали интеллигентные люди.»
[по поводу вспомнила фоторепортаж Яна Берри/ Ian Berry (члена ассоциации Магнум-фото) из Одессы 1982 года; фотографиями поделился Тёма Лебедев]

«Чем старше – тем больше отход ко сну похож на отъезд в другой город...»
(передача 04.06.2007)

«Сейчас и так самая головокружительная карьера – это из деревни в педерасты, грубо говоря. (А откровенно - это всегда грубо...)»
(эфир 31.03.2003)

«Проблема современной культуры в её отсутствии. Она в каком-то странном состоянии. Фильмы выходят, спектакли выходят... А для того, чтобы что-то понять, прочитать, услышать новое – какую-то свежую мысль – надо или нагибаться или куда-то ехать или где-то копаться в старом шкафу. Надо добывать хорошую мысль. Раньше они висели в воздухе. Раньше нам их сообщали. А сейчас только те, кто чувствует тоску по мышлению, тоску по хорошему языку, тоску по литературе – они добывают, где-то добывают, что-то начинают читать...»
(Дежурный по стране, 01.10.2012)

«Знаете, в Советском Союзе, когда говорили «Я тебя научу родину любить!», это означало, что вам сейчас будут бить морду. А вообще, для рядового гражданина, который торчит в очередях в бесчисленные кабинеты, родина это не огромные просторы и великие поэты, а мелкие чинуши, сидящие в своих конторках. К тому же, сейчас в России патриотизм - это четкое, аргументированное убеждение, почему мы должны жить хуже других. Так почему бы Кремлю не заниматься таким патриотизмом?

[…] Знаете, в последнее время, я, как и многие россияне, стал задумываться, каким должен быть президент. Вот сидишь в автомобильной пробке и думаешь: какой он должен быть? Бедный - будет грести под себя, быстро разбогатеет, может даже через пятнадцать минут. Богатый - не поймет народ. Он спросит: «Пить хотите?», а ему ответят: «Воды хотим!».

про систему образования:
«Ну а зачем сейчас детям учиться в школе? У них же все есть в экране, все знания человечества. И множество красивых тел в экране. И попробуй эти тела с экрана убрать, все взбунтуются, и молодые и старые. И как вообще сейчас заставить детей читать четырехтомник Льва Николаевича, когда в экране есть все комментарии и краткие содержания? А Лев Николаевич тоже хорош, не додумался сам к своим книгам краткие содержания делать. Но от учебы никуда не деться, без сопромата, без математики всё скоро рухнет. А о литературе можно и потом задуматься. Но сейчас я вижу один путь, стимулом учиться для детей станет горе их родителей».

– Каков ваш идеальный день, на что вам жаль терять время, а на что нет?
– Начну с того, на что мне не жаль тратить время. Не жаль тратить время, делая что-то важное, великое. Не жаль тратить время на общение с незнакомцами и женщинами. Только так, в простецкой болтовне, можно лучше узнать и собеседника, и самого себя. А жаль мне тратить время на общение с закрытым человеком: ну как так, я ему открываюсь, а он молчит и переспрашивает. Очень жаль времени на ложь. Какой смысл общаться с человеком, если он лжет? Я обычно ничего не отвечаю, даже не реагирую на такое.
(ноябрь 2011)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...