Wednesday, October 03, 2012

«Открытие буддизма» (2004) / Discovering Buddhism

Discovering Buddhism (2004)

Постепенно посмотрела документальный сериал, по сути, введение в буддизм для начинающих и интересующихся («Этот цикл из 13 фильмов поможет вам сделать первый шаг в изучении буддизма Махаяны»). Взяла здесь.

Список серий:

1. Mind and Its Potential / Сознание и его возможности
2. How to Meditate / Что такое медитация
3. Presenting the Path / Что такое духовный путь
4. The Spiritual Teacher/ Духовный учитель
5. Death and Rebirth / Смерть и перерождение
6. All About Karma / Всё о карме
7. Refuge in the Three Jewels / Прибежище в Трёх Драгоценностях
8. Establishing a Daily Practice / Что такое ежедневная духовная практика
9. Samsara and Nirvana / Сансара и Нирвана
10. How to Develop Bodhichitta / Как развить Бодхичитту
11. Transforming Problems / Трансформация проблем
12. Wisdom of Emptiness / Мудрость постижения пустоты
(Отдельно в Сети нашлась серия 13. Introduction to Tantra/ Введение в тантру)

В целом, симпатично, ёмко, просто, с наглядными примерами (человек - это желудь, из которого должен вырасти дуб – то есть человек должен стать буддой).
Как всегда, очень впечатлили ламы, выросшие в иной культурной среде (уроженцы Австралии, Швеции, Америки, Швейцарии и т.п.), овладевшие тибетским языком и всеми премудростями этого сложного учения.

Каждая серия имеет разделы: вступление (Ричард Гир, в трех сериях – Кину Ривз); мотивация (полненькая уютная буддийская монахиня Кони Миллер); цитаты, разъяснения учителей; комментарии учеников – буддийских монахов и/или мирян.

Нужно ли говорить, что наибольшее впечатление произвела серия пятая, про смерть и перерождение. Процитирую отрывки:

Мотивация. Буддийская монахиня Кони Миллер: «Все мы умрем, от крошечного насекомого до самого крупного зверя, от последнего бедняка до самого богатого человека на Земле. В этом фильме мы будем размышлять о том, что каждому из нас в конце концов придется пройти через страдание смерти. В этом мы все равны. И правда в том, что мы не знаем, когда наступит смерть».

Досточтимый Рибур Ринпоче (Ven. Ribur Rinpoche, 1923-2006): «Совершенно ясно, что я умру. Это неизбежно. Я не останусь здесь навсегда. И поэтому думайте о тех необычных, особых причинах, которые приводят нас к рождению в драгоценном человеческом теле.
И это причина – чистое нравственное поведение. Загляните в свой ум, как советовали ламы школы Кадампа. Они говорили: «Если хотите знать, кем вы были в прошлой жизни, посмотрите на условия своей сегодняшней жизни. А если хотите знать, кем вы будете в будущем, посмотрите на состояние своего ума [mind – ум, сознание]».

Ученики:
Что для вас смерть и перерождение?
Досточтимый Наванг Лекше Пенде:
«Мне кажется, стремление к духовной практике возникло у меня прежде всего благодаря моей работе. Я был водителем кареты скорой помощи, видел много смертей. Я осознал, что люди умирают. Я видел ужасные страдания. Ни один человек не умер в мире. Я читал в книгах, что человек может умереть спокойно. Но на самом деле все происходило совсем иначе: люди кричат, они полны страха. Это ужасно, настоящий кошмар.

Мне особенно запомнилось, как однажды меня отправили к парню, моему ровеснику, которого зарезали ножом. Он лежал весь в крови и кричал, он умирал. Прежде я работал на ферме и бывал на скотобойнях, я видел, как умирают свиньи. Я подумал тогда, он умирает как животное. Нет никакой разницы. Но где-то глубоко внутри я знал, что совсем не обязательно умирать вот так, что это ошибка.

Моя духовная практика и монашеская жизнь - это подготовка к смерти. Я хочу не только сам умереть спокойно, но также достичь такого уровня практики, чтобы иметь возможность помогать другим проходить через смерть».

«Тот труп, о котором они толкуют, это и твое тело, созерцатель».
- Джецун Миларепа -

Иси Херстхаус: «Учителя постоянно говорят, что мы можем умереть в любой момент.
Я медсестра и мне доводилось ухаживать за моими ровесниками, которые умирали от рака при самых чудовищных обстоятельствах. Они ужасно страдали, их тело менялось до неузнаваемости, я смотрела на них и думала: «Боже, а ведь на их месте могла быть и я!».
Это действительно так. Самое важное понять, что каждое мгновение жизни - это возможность, каждое мгновение жизни драгоценно. Мы не знаем, сколько мгновений у нас осталось. И потому давайте постараемся правильно распорядиться каждым мгновением. Тогда в жизни будет больше приятных минут и больше смысла.
И еще одно: когда люди умирают, они начинают спрашивать себя, был ли смысл в их жизни.
Однако этот вопрос лучше задавать себе сейчас, пока у нас есть время что-то изменить. К чему ждать пока у нас останется пара недель, и мы так и не сумеем сделать то, чего так хотели?
Мне кажется, эти мысли лежат в основе моих сегодняшних поступков.

...Я помню одного мужчину из Бирмы, у него была жена и две дочери. Его родственники обратились в городскую службу помощи умирающим и позвали нас, потому что мы были единственным медперсоналом буддийского вероисповедания. Мы взяли его постель, матрас и перенесли в алтарную комнату в доме. Он повернулся лицом к алтарю и сказал жене: «Я не хочу никакой суеты вокруг меня, оставьте меня одного, я должен сосредоточиться сейчас, потому что я умираю». Медсестры и врачи, которые ухаживали за ним, никогда не видели такого прежде, обычно умирающие испуганы, принимают много лекарств, особенно успокоительных, чтобы прийти в себя, потому что они скованы страхом. Но ему это все было не нужно, и медсестры говорили: «Он не просит успокоительных, он так безмятежен!»
Все, кто входили в дом, ощущали такой покой, такое удивительное чувство, что это было просто невероятно. Его жена и дочь ухаживали за ним. Это было похоже на последнюю уединенную практику перед смертью. Он был примером для каждого, кто входил в этот дом. Все отзывались о нем с таким восторгом. Никогда прежде я не видела более спокойного и счастливого человека».
источник: Открытие Буддизма / Discovering Buddhism

Очень понравились выступления Дженис (Джен) Уиллис (Janice Dean Willis, or Jan Willis, born 1948) - профессор, исследователь и преподаватель индо-тибетского буддизма в Вестландском Университете, штат Коннектикут. Дженис встретилась с Дхармой в 1967 году, 35 лет практикует и преподает буддизм.
Темы ее публикаций: буддийская философия, биографии учителей, женщина и буддизм, буддизм и расы.
Новая книга Джен Уиллис - «Мои сновидения: духовные странствия одной афро-американки» (Dreaming Me: Black, Baptist, and Buddhist - One Woman's Spiritual Journey).

Профессор Уиллис прекрасно (кто ясно мыслит – ясно излагает) рассказала про Четыре Багородные Истины (серия 9 – сансара и нирвана), а также о постижении Пустоты (серия 12).

Не обошлось, правда, без курьезов. Насмешила темпераментная девушка-ученица (серия шестая - о карме): «для меня учение Будды что-то вроде бизнес-плана». В качестве примера «кармы в действии» она рассказала: «Каждый год товары, одежда, люди воровали их с наших складов, из наших магазинов...» Зато после своевременных оплат пропажи прекратились, бизнес наладился...
В серии седьмой, про Прибежище, опять же в конце – выступление другой ученицы: «раньше я часто употребляла наркотики в больших количествах. Они были мне прибежищем... если меня спросят, изменило ли меня Прибежище – конечно, на сто процентов, а может и больше»... Речь девушки настолько замедленна и невнятна, что можно усомниться, окончательно ли она отказалась от прежних омрачающих «прибежищ».
Впрочем, если эти трогательно-примитивные иллюстрации помогут кому-то обратиться к буддизму – тем лучше.

Когда собирусь пересмотреть цикл этих фильмов - непременно возьму язык оригинала (на английском серии 1-7 есть на Youtube, via Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition). Потому что относительно заявленного «профессионального перевода» возникли замечания...
Я уже не говорю о тонкостях вроде чрезмерного использования заимствований, например, «энтузиазм» - вместо отличного русского «воодушевление». Или повсеместное «достопочтимый» вместо «досточтимый». Мелькали перлы вроде «духовный директор» и «вы пашете землю сада» (так и видишь плуг или трактор - среди фруктовых деревьев).
Хуже, когда недобросовестный перевод искажает смысл сказанного.
Фильм 6-й, дост. Тубтен Дондруп: «Если мы будем руководствоваться законом причинно-следственной связи как самым главным принципом нашей повседневной жизни, то, поступая так, мы взрастим отречение». Отречение от чего? В оригинале – detachment, что в данном случае скорее - беспристрастность, отстранённость.
Буддийская монахиня Эмми Миллер: «Я работала в Вашингтоне, в политике, в атмосфере высоких скоростей...»
«Занималась политикой», хотя бы...

Русскоязычный перевод от серии к серии становится всё хуже; в последних сериях (темы которых как раз становятся всё сложнее!) - просто анекдот: (фильм 12) дост. Робина Куртин для примера вещает про очки (к тому же она их всё время демонстрирует слушателям!) – а девушка за кадром переводит про «стаканы», «стаканы»...
Обидно - ведь сделан перевод фондом «Сохраним Тибет», я им так доверяла. Правда, статьи на их вебсайте тоже пестрят опечатками и ошибками.

Глядя фильм мельком думала: сколько же в западных странах людей, готовых постигать сложности буддийского учения! Удивляюсь и уважаю: откуда упорство, вера, время, наконец?
Своим не вполне отчетливым сомнениям после фильма неожиданно нашла поддержку - отчасти они озвучены в давнем (2001 год) интервью Алана Уоллеса (B. Alan Wallace, born 1950, исследователь буддизма, автор массы книг; Кинокуния забита его книжками),
внизу на фото 1984 года - Уоллес и Далай Лама (фото отсюда).

Отрывки из интервью А. Уоллеса, полный текст:

«На Западе считается обычным делом, когда лама приезжает в какой-либо город и передает там буддийское тантрическое посвящение или на выходных проводит эзотерические учения по практикам визуализации, либо учит, как достичь чистого осознавания. В большинстве случаев таким лекциям не достает основательного, глубокого контекста: теоретической подготовки, веры, зрелого духовного сообщества. Сами по себе такие учения остаются в высшей степени традиционными, но передаются они в совершенно не традиционном контексте. И, с моей точки зрения, часто это приводит к неправильному их пониманию, множеству ненужных конфликтов, волнениям, запутанности и страданию.

Здесь, на Западе, мы живем в совершенно не монашеском и не созерцательном обществе. Поэтому браться за такие глубокие эзотерические созерцательные практики и принимать монашеский образ жизни без соответствующих условий весьма проблематично. Боюсь, что те ламы, которые в основном живут в Азии и время от времени на несколько недель приезжают на запад, не в полной мере доносят это до своих слушателей.

...если ламы будут ограничивать себя объяснением таких тем, как нравственное поведение, беспристрастность, взращивание доброты и сострадания, то на их лекции будет ходить мало людей. Перед поездкой на Запад учителя обычно интересуются, какие учения хотели бы получить западные люди. В ответ же их просят о продвинутых учениях, скажем, по Дзогчену или Махамудре, которые связаны с познанием природы ясного, лишенного концептуальных конструктов осознания или заложенной в нас природы будды. Многие ламы уступают из сострадания и стремления исполнить желания других людей. Вероятно, они считают, что люди получат больше пользы от того, в чем действительно заинтересованы, нежели от по-настоящему ценных учений, к которым они не чувствуют интереса и на которые, скорее всего, не придут.

Итак, мы имеем коммерческую модель спроса и предложения, обратно противоположную ситуации с Дхармой в Азии. На Западе учения рекламируют и получают от них прибыль. Поэтому хотим мы того или нет, в большинстве случаев в учениях присутствует и коммерческий фактор. Даже если у лам есть богатые покровители, которые заботятся о них, кто-то все равно должен оплачивать их транспортные расходы и аренду зала, где будут даваться учения. Вот так обстоят дела.

Будучи представителями общества потребления, мы стремимся к мгновенным результатам. Это мы называем эффективностью. Получив учения, мы хотим увидеть результаты на выходных или хотя бы через неделю! Некоторые учителя ориентируются именно на такой тип мышления. Я однажды видел объявление о лекциях по тибетскому буддизму, которая походила на рекламу с Мэдисон авеню.

...В результате, некоторые ламы считают жителей Запада ― за редким исключением ― нетерпеливыми, поверхностными и ненадежными. У тибетцев ненадежность считается одним из наихудших пороков. Надежность, честность, верность и усердие же у них в большом почете.

Судя по последним тенденциям, тибетский буддизм на западе быстро вырождается. Одна из них ― коммерциализация буддизма, а вторая ― уход из жизни многих великих ученых-философов и созерцателей. С другой стороны, я наблюдаю живой, искренний интерес среди многих тибетских буддистов на Востоке и на Западе, который вселяет в меня надежду на то, что эта духовная традиция переживает жизненно необходимое ей возрождение. Возможно, ее звездный час впереди. Посмотрим, по какому пути пойдет ее развитие».

Порадовали комментарии после статьи – вежливо, конструктивно.
В конце концов, в целом ведь всё просто - те же десять заповедей, что в христианстве, плюс дзенская осознанность - будь здесь и сейчас.

А, еще в фильме понравились завершающие каждую серию жизнеутверждающие строки:
«Пусть та благоприятная энергия, которую вы накопили, слушая Учение, поможет вам быстро достичь Просветления ради блага всех существ».

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...