Wednesday, August 08, 2012

NHK World ‘Takeshi Art Beat’: Васи-дизайнер Хорики Эрико / Eriko Horiki (born 1962), expert washi artist

"Васи обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.

Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, оригами, сёдо или укиё-э. Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п."
Из статьи; далее на этом же сайте описан сложный процесс создания васи.

* * *
Соэцу Янаги писал:
«Почему бумага, изготовленная вручную, приобретает теплоту?
Почему естественный цвет никогда не бывает вульгарным?
Почему при сушке на солнце оттенок бумаги приобретает спокойную ясность?
Почему зимняя вода способствует хорошему качеству бумаги?
Почему, когда края васи остаются необрезанными, она приобретает большую утонченность?
Всё это потому, что в бумаге, создаваемой вручную, небесное благословение выражается наиболее сердечно. В этом случае Природа показывает свою глубину, ничего не скрывая. Когда мощь Природы ощущается наиболее сильно, любая бумага становится прекрасной».

...Мастера тяною (чайной церемонии) открывали невыразимую красоту в неровностях, шероховатостях и общей безыскусности васи. Они выбирали васи для тяною (сёдзи, салфетки), основываясь на тех же положениях, по которым отбирали и все остальные предметы:
«Даже новая васи обладает зрелым качеством; ее белый цвет с кремовым оттенком естественен. Волокна танцуют на ее поверхности подобно облакам в необъятном просторе неба. Маленькие кусочки коры в "тири-гали" напоминают нечто вроде кожи стариков, слегка потемневшей и с крапинками возрастных пятен. Красота васи скромна, сдержанна».
из статьи о васи в цитатнике

Итак, японская традиционная бумага васи сама по себе произведение декоративно-прикладного искусства. На моём любимом телеканале NHK World не раз встречались сюжеты, рассказывающие о невероятно трудоёмком процессе производства васи.
А в одной из передач нового цикла Takeshi Art Beat (ведущий - знаменитый режиссер Такеси Китано, которого японцы называют Бит Такеси), еще в начале июня, шла речь о васи-дизайнере Эрико Хорики. Эта хрупкая и тихая, как все японки, дама вытворяет с васи самые немыслимые вещи, соединяя вековые традиции и отважное новаторство.
Когда-то она работала бухгалтером на фабрике по производству васи. «Самая страшная ошибка – когда с локтей или пальцев рабочих на высыхающую бумагу вдруг капает вода. Даже одна капля делает всё полотно бумаги непригодным – его выбрасывают». Хорики-сан было жаль видеть такое расточительство... И она придумала уникальную технику: создавать настоящие картины по бумаге-васи именно разбрызгивая воду – нарушая все мыслимые традиции! А позже для придания нужных оттенков стала даже окрашивать смесь, которая должна будет стать васи.

Хорики Эрико: "Мне однажды сказали: «Не называй свой материал «васи». Ведь это не традиционный метод, мы не можем ассоциировать себя с тем, что делаешь ты»... Я была потрясена. Я не знала, смогу ли продолжать делать то, что делаю. Но потом я стала думать так: 1 500 лет назад, когда люди придумали раскатывать смесь кодзо-массы на сите-экране, делая васи – это ведь тоже было чем-то новым, революционным, и лишь спустя века превратилось в традицию. Также и то, чем занимаюсь теперь я".

Бит Такеси: Странно, это кажется результатом работы мужчины – такое монументальное. Женщины ведь любят делать крохотные, миниатюрные вещи.
Хорики-сан: Да, это решительность и отвага, присущие мужчинам. Но на самом деле всё получилось по незнанию. Я не знала, что чего-то нельзя, невозможно сделать – и поэтому решалась на создание всё более и более крупных полотен, делала вещи всё большего и большего размера. Кто-то более мудрый, может быть, не стал бы даже пытаться. Иногда неведение – это благословение.

статьи и телепрограмма, посвященные Эрико Хорики - в моих переводах

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...