Sunday, March 18, 2012

Школа - не гарантия знаний, диплом - образованности. Unschooling!

Любопытный видеосюжет на Евроньюс (русский, английский язык)

Это не домашнее обучение, когда стандартную программу проходят под руководством родителей или репетиторов. Unschooling (не-школа) – когда детей поощряют изучать то, что им нравится, к чему они чувствуют склонность, в чем проявляют талант.

Является ли школьная программа единственной возможностью получения знаний? Нет, и еще раз нет. Свобода в образовании не означает свободу от образования, даже если оно никак не связано с традиционной системой.

Германия: “I left the system”

В решении бросить школу видят угрозу будущему ребенка, однако для некоторых оно может стать первым шагом на пути к успеху. Это с уверенностью можно сказать про Дейла Стивенса (Dale J. Stevens). Он бросил школу в 11 лет, решив продолжить учебу по собственной программе и сейчас получил широкое признание как специалист в области образования.

Берлин, как магнит, притягивает к себе молодежь со всего мира – не только своей бурной ночной жизнью, но и богатыми возможностями для обучения, в том числе и в трех университетах немецкой столицы. В свое время в Берлин перебрался из США Дейл Стивенс – но не для того, чтобы получать традиционное образование или строить карьеру.

Дейл основал некоммерческую организацию UnCollege.org, продвигающую идею самообучения. Его компания, в частности, финансируется основателем PayPal Питером Тилем, который разделяет убежденность 20-летнего самоучки в том, что колледж – не единственная дорога к успеху.

Дейл пишет книгу, по его словам, «практическое руководство для получения навыков, которых не дает школа, но которые необходимы для достижения успеха в жизни». Книга основана на опыте самого Дейла как unschooler'а, но также включает в себя истории из жизни других людей, достигших успеха без традиционного образования.

После пятого класса родители Дейла разрешили ему заняться “анскулингом” – самообучением, где, в отличие от homeschooling, домашнего обучения, акцент ставится не на прохождении школьной программы дома, а на следовании собственным путем. Дейл закончил школу экстерном, основал ряд собственных компаний и даже целую библиотеку, жил во Франции и участвовал в политических кампаниях дома.

Для подтверждения квалификации Дейлу не нужен диплом – для этого служит список его достижений плюс отзывы и рекомендации в интернете. Дейл отказался от проверенных, но вместе с тем и застоявшихся рецептов, смешивая самые разные ингредиенты в уникальный, подходящий именно для него коктейль. И многие готовы следовать его примеру.

dalejstephens.com
uncollege

Франция: рецепт счастливого детства

Имя Андре Штерна (André Stern) широко известно в музыкальном мире. Однако и он также добился успеха, не проходя через школьные классы: он вырос в семье, убежденной, что лучшие учителя – увлеченность и страсть, открывающие дорогу к любым навыкам.

Андре Штерн никогда не ходил в школу – однако он совершенно этого не стыдится и даже хочет, чтобы его двухлетний сын последовал тем же путем. Ему самому, впрочем, в связи с таким выбором пришлось пережить несколько неприятных ситуаций – например, в армии офицер предложил ему поставить галочку в графе “неграмотный”, если Андре не мог определить уровень своих знаний по традиционной шкале – детсад, начальная, средняя школа и так далее…

Впрочем, такой выбор за Андре сделали его родители, и прежде всего – его отец, педагог Арно Штерн, создавший так называемый “Уголок”, кружок спонтанного обучения для детей всех возрастов, куда они приходят играть, рисовать, творить, без каких-либо поставленных взрослыми целей, без ограничений и соперничества. Целью Арно Штерна было избежать “загрязнения школой”, как он говорит – сломать те рамки, в которые, как он считает, традиционное образование загоняет детей.

Как в свое время Андре, его сын Антонин точно так же обожает играть, рисовать, учиться и следовать своим увлечениям: именно этот путь и привел Андре к успеху. Этот 40-летний мужчина в прямом смысле слова “как ребенок”: он не проводит границы между игрой и обучением.

Навыки и совершенство: вот девиз Андре. Развивая свою страсть к музыке, он стал признанным исполнителем, композитором и гитарным мастером, а также журналистом и режиссером-постановщиком. Он начал играть в 4 года, учился сам: никаких консерваторий – ведь навыки важнее диплома; «диплом вовсе не доказательство компетентности в чем-либо».

Свои убеждения Андре не возводит в догму: если его сын захочет, то всегда сможет пойти в школу. Он лишь говорит о возможности другого пути, и его книга на эту тему под названием “Я никогда не ходил в школу – Рецепт счастливого детства” вызывает все больший интерес в Германии и Франции, где посещение школы обязательно.

США: не школьная программа, а увлечения

Жизненный опыт был первым учителем рода человеческого, и для детей семьи Эмерсонов именно он и остается основным источником знаний. Герои нашего следующего репортажа овладевают самыми разными навыками, но всегда – следуя только своим желаниям. Совмещая веселье и свободу, они сами выбирают, чему будут учиться.

Мечты сбылись – в школу можно больше не ходить! По крайней мере, так могу сказать о себе 9-летний Итан и 12-летняя Абигаль Эмерсоны. Частные учителя к ним на дом также не приходят – их родители попросту не признают школьных программ, заготовленных дядями и тетями из районных управлений. Как и другие “анскулеры”, они говорят школе “нет”.

Основой этого метода является убежденность в том, что природное любопытство детей – лучший учитель. Читать и писать 12-летняя Абигаль научилась сама. Она и ее брат владеют базовыми навыками математики – в объеме, необходимом в повседневной жизни. Их родители считают, что школа – это сертификация, подгонка к нормам, а не выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

9-летний Итан большую часть своего дня проводит за игрой. У него много друзей: его семья часто встречается с другими “анскулерами”, и среди его знакомых только двое ходят в обычную школу. В нетрадиционном подходе к обучению ему нравится свободный режим дня.

Семьи “анскулеров” верят в образование как непрерывный и целостный жизненный опыт, не разделенный на предметы типа математики, литературы и географии. Скалолазание, например, дает знания по физике, анатомии – а если выбрать настоящие скалы, то и геологии. Такой процесс обучения объединяет всю семью – и, несомненно, он гораздо веселее.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...