Saturday, February 04, 2012

юрийгагарин представляет: Гражданин поэт /Citizen Poet

Из интервью:

Ефремов: Проект называется «ньюзикл». Мы отталкиваемся от новости. Андрей Васильев отвечает за «ньюз». Мы с Быковым — за «икл». Есть хорошо забытое старое выражение «Утром в газете — вечером в куплете».
Быков: Мы претендуем не на анализ, а на веселое переосмысление.

Не будучи ни социальным, ни политическим животным, как-то миновала выпуски этого стёбного гражданского проекта (да, да, я из «тех, кто последние пару месяцев провел на Луне», по чуть пренебрежительному определению сайта). Ну, видела в ЖЖ-ленте ссылки на ютьюбные ролики (там сейчас все пробавляются перепостами/copy-paste'ами), - а слушать было лениво. Наконец выкроилось время и совпало с настроением – послушала/посмотрела несколько выпусков, тем более что в юности Дм. Быкова в «Собеседнике» (начала 1990-х) я читала с любовью (запомнился рассказик про отпуск для умершего). Судя по тогдашним фото автора, он еще сохранял форму, растолстел позднее.

Смысл большинства гражданских стихов «по поводу» остался тёмен, - чтобы уразуметь и оценить требуется этот повод знать и в ситуации разбираться, а я (см. начало поста) не в курсе: о чем? кто эти люди? Но, безусловно, актерское мастерство Ефремова и бойкий поэтический слог Быкова – «доставляют» (используя слэнг интернет-молодежи. Я так понимаю, это от английского deliver: 2. {slang} To succeed in doing well what is expected.).
Ефремов-мл. – вот же талантливая мартышка; и грим не нужен; буквально превращается - например, изображая "на разрыв аорты" Высоцкого.
Некоторые визуальные стихотворения, на самые общедоступные темы, - насмешили.

Из запомнившегося (и посмотренного):
Агния Барто и «Задебатый»
...Но вдруг опять гляжу в окно
И вижу там Явлинского.
Он говорит: «Иди сюда ты,
Я хочу с тобой дебаты».
Но мне с моими близкими
Смешно болтать с огрызками!

У меня и так работа,
А мне еще летать охота,
Впахивать с колхозником,
Бредить с коматозником,
Плыть в морях, ходить во храм,
Гладить деток по вихрам...

**
Вознесенский (по случаю заявления Рашида Нургалиева о том, что "толстые и пузатые милиционеры могут не пройти аттестацию")


Вновь повеял реформы запах, вновь рыбалка в мутной воде: ликвидацией всех пузатых озаботились в МВД. Эта мера многих заденет. Я не верю, я долго жил. Неужель, как Ленина с денег, уберут с полиции жир? Умоляю вас ради Бога я: затопчите эти ростки! Это ж, собственно, то немногое, что смотрелось в них по-людски!
...Я хотел бы закончить тостом. Я хочу, для блага элит, Нургалиева видеть толстым, да и всех, кто сейчас рулит. Колобками в цивильном платьице, шаровиднее всех планет…
Был бы шанс, что они укатятся.
А сегодня и шанса нет!

Быков дружески подтрунивает над толстяками. И то верно: злобно критиковать оных было бы со стороны пышнотелого поэта некорректно.
В комментарии к посту нашла кстатическую Шекспировскую цитату, которую тоже вспомнила "по поводу", но не дословно - собиралась гуглить:

Цезарь
Хочу я видеть в свите только тучных,
Прилизанных и крепко спящих ночью.
А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.
Он много думает, такой опасен.
<...>

**
Корней Чуковский и «Селигерище»

Им, рептилиям, везде теперь идиллия,
В Селигере стала ферма крокодилия,
Управляют ими правильные гномики,
Соблазняют высшей школой экономики,

...А кто скажет чего-нибудь дерзкое
Про камлание их селигерское –
Тем судиться приходится с нашими,
А в окно им кидают какашами.

... Рада, рада детвора,
Все танцуют до утра:
Шакалы поднимают бокалы,
Бараны стучат в барабаны,
Кобра хихикает добро,
Веселый клоп поет «Гоп-стоп»,
Веселый глист танцует твист,
Скорпионы, акулы, тарантулы
Тоже блещут своими талантами

Посмеялась рифме нашими – какашами; прочитано чуть в нос, по-корней-чуковски.

**
Александр Твардовский и «Путин и мужик»
Путин вышел из комбайна!
Путин! Тут и сел мужик.

Вышел, солнцем осиянен,
Наступил в родную слизь…
-- Что, трясешься, россиянин?
Это правильно, трясись…

The New Times спрашивает режиссера и продюсера проекта, в прошлом многолетнего главного редактора «Коммерсанта» Андрея Васильева - про самый удачный ролик:

- Твардовский, «Путин и мужик» [«Правда, лучше вам не править. /Лучше так вот по полям /Чтоб ракетки, и воланы, /И комбайн для куражу... /А какие ваши планы? /Я хоть бабе расскажу!».] Это Быков на концерте, кстати, написал. Заказали тему: Путин с Медведевым на комбайнах, кукуруза, бадминтон. Это был чистый экспромт, а потом уже мы его в Москве записали. В интернете успех сразу виден: этот ролик за неделю посмотрели 500 тыс. человек, и еще 1 млн – мужик на концерте снял и вывесил. Итого, полтора миллиона за неделю. Круто, да? Миша, когда стал со сцены читать «Путин и мужик», – сам ржет, он первый раз это читал, зал ржет…

**
Редьярд Киплинг
(А тут Ефремов напоминает Ливанова-Шерлока Холмса)
За пару часов до рассвета, собравши зверей толпу,
На лысой горе Совета разлегся великий Пуу.

-- Слышите ли вы меня, мои джунгли?
-- Мы слышим тебя, о Пуу!
-- Нравлюсь ли я вам, подхожу ли?
-- Мы любим тебя, о Пуу!
Когда из норы, освещен мигалкой, вылазишь ты на тропу,
От страха и нежности самой жалкой мы вертимся на пупу!

Андрей Васильев:
...во-первых, «Бандерлоги» совершенно не смешное стихотворение, оно, скажем так, отвратительное… И, во-вторых, это адекватный ответ… Если ты работаешь президентом (а мы будем называть Путина президентом, потому что как же его еще называть?), то очень много ограничений, ну, объективных, и в частности, ну не можешь ты людей называть бандерлогами, лучше пид…ами назови, это менее обидно… Потому что бандерлоги даже в сказке «Маугли» – там все звери, даже этот Табако – у него имя есть, он персонаж, а бандерлоги, это какая-то мразь… Понимаешь? И ты, лидер нации, не имеешь право это говорить…

**
В интервью - писатель и публицист Александр Кабаков:
Задается современная, злободневная, часто политическая тема. Дима Быков, блистательный версификатор, сочиняет некий парафраз классического стихотворного сочинения, приспосабливая к этой теме. Миша Ефремов читает.

Это очень остроумная, этакая ёрническая постмодернистская идея. Она, во всяком случае, формально, принадлежит предприятию, которое имеет название "юрийгагарин". Я не говорю, что это правопреемник, но вероятно, раз что то же самое название. Так называлась рекламная компания, которую организовали в 1990-е годы Андрей Васильев (бывший главный редактор "Коммерсанта") и генеральный директор Леонид Милославский, в прошлом медиамагнат, сейчас издатель. Оба они в прошлом журналисты "Московских Новостей" и "Коммерсанта". На мой взгляд, это забавно, это великий жанр стеба. Сам Андрей Васильев говорит, что идея "Поэт и гражданин" принадлежит ему, она напрашивающаяся. Я говорю еще раз, мне это нравится, это некое дразнение власти. В таком ключе, на мой взгляд, дразнить власть позволительно.

- И полезно для власти?

Кабаков: Полезно и позволительно. Это, вообще, развлекает. Дразнить власть по-хулигански, на мой взгляд, можно и нужно, а обличать власть на полном серьезе – это всегда опасно. Во-первых, всегда возникает вопрос: ты кто такой, ты что, знаешь, как должно быть? Во-вторых, это чревато тем, что серьезное обличение примут всерьез, и это будет чревато большими неприятностями не в последнюю очередь для тех, кто это все затеял. А вот то, что они не пришли на встречу с Путиным, на мой взгляд, зря. Дима Быков не пришел на встречу с Путиным, когда нас собрали в качестве писателей, и объяснил тогда, что он не хочет портить Владимиру Владимировичу день рождения. На мой взгляд, это какое-то странное объяснение, очень уж подобострастное. Дурно относишься – приди и испорть ему день рождения.

Оганесян: "юрийгагарин" в одно слово, с маленькой буквы. У многих наших слушателей это вызывает недоумение и протест. Или это тоже элемент стеба?

Кабаков: Стёб. У нас очень сакрализированная страна, у нас буквально все считается святым. Юрий Гагарин – трогать нельзя. […] именно потому, что у нас очень много святого, у нас страна победившего стеба. Там, где нет святого в таких количествах, не может быть стёба.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...