Sunday, October 23, 2011

Чистота как отсутствие запаха/ cool japan: Smells

И Япония, и обонятельная сторона жизни вызывают мой живейший интерес. Поэтому очередная телепередача японского NHK World под названием cool japan: Smells оказалась чрезвычайно интересной и познавательной.

Японцы (как, собственно, все нормальные люди) не любят неприятных телесных запахов, как то: пот, галитоз (вонь изо рта), запах стареющего тела, и т.п. Для борьбы с этими амбре используется масса средств – нейтрализаторы в виде освежающих таблеток для дыхания, а также влажных салфеток или спреев.
Ведущие программы отловили на токийской улице белых туристов, и те с готовностью признались: чтобы «не пахнуть», обливаются (все!) туалетными водами.
Интервьюируемые на улицах же японцы в один голос заявляли, что никогда не станут «грузить» себя запахами духов и одеколонов. Избыточное благоухание считается неприличным (!!). В Японии – в отличие от Индии или Среднего Востока – сильные ароматы не в чести. «Громко» пахнуть не принято; тем самым ты врываешься в личное пространство других людей.

О трепетном отношении к чужому пространству много говорилось в программе про этикет (cool japan: courtesies). Но осторожность в ароматизации себя! - какая восхитительная чуткость! Ведь сколько мук доставляет шумовое насилие (грохот машин, громогласные беседы по телефону, музыкальное «умца-умца»), а наравне с ним и обонятельное - чрезмерная самоароматизация воспринимается именно как вонь.

[Из книги настоятеля Мухо:
Запомнилось, как один репортёр делал для телевидения документальный фильм о бездомных и спросил одного парня, который ледяной водой мылся зимним утром в общественном туалете, как часто он это делает. «Каждый день, - был ответ. – Я моюсь ради окружающих, чтобы не обременять их своим запахом. К тому же холодная вода полезна для здоровья».
В первую очередь думать о других - это добродетель, повсеместная в Японии, но особенно заметная в парке, среди бездомных.]

Большой популярностью в Японии пользуются магазины, предлагающие широчайший ассортимент средств по борьбе со всевозможными запахами. Например, в нарядных розовых тюбиках-спреях оказалось средство, которое «используют после того, как опустела коробочка обэнто, - чтобы избавить от запаха до тех пор, пока появится возможность её вымыть». Масса поглотителей запахов (обувь, холодильники, шкафы) на основе бамбукового угля.
Венец творения – футболка, поглощающая вонь пота и неприятный запах «стареющего тела». Особая ткань была разработана для космонавтов, которые долгое время лишены возможности принимать душ!

Гостья в студии - кореянка – сказала, что «азиаты могут не принимать душ по три дня, и при этом не вонять». Её горячо поддержал русский Юра: «Я после занятий спортом воняю, а японцы, игравшие со мной в баскет, свежи, словно из душа».
Гостья из Индии рассказала про случай в её университете, когда преподаватель (в тактичной беседе с глазу на глаз) сделал замечание одной из студенток, злоупотреблявшей духами: «Ваш парфюм беспокоит остальных» (Your loud perfume is disturbing others). Индианка призналась, что с тех пор очень внимательно относится к собственным запахам.

Итог дискуссии подвел приглашенный профессор-японец: «Японцы помешаны на гигиене и главное для них – не пахнуть ничем. Чистота - это отсутствие запаха. Японцы – как сама природа, как воздух. Наш запах не должен влиять на окружающий воздух. Самое унизительное - услышать от других замечание, что от тебя пахнет [неважно, пот это или сильные духи]».
В синтоизме одно из основополагающих понятий, чистота – приравнивается к отсутствию запаха. В VI веке вместе с буддизмом в Японию, как часть религиозного ритуала, принесли традицию воскуривать благовония. Но это ароматы для воздуха, а не для тела.

Ведущие программы посетили церемонию Кодо – своего рода дегустация запахов. Подобно чайной церемонии, существует целый ритуал проведения Кодо. Обычно «слушателям запаха» предлагают кусочки драгоценной древесины (зачастую стоимостью дороже золота). Аромат выражен очень тонко, едва уловимо. Важно уметь почувствовать нюансы, уловить благоухание подобное тихой мелодии. Участники церемонии Кодо рассказали, что занятия помогают обрести внутренний покой и гармонию: когда концентрируешься на «слушании запахов», для тебя ничего вокруг больше не существует.

На полках с товарами в супермаркетах часто расставляют диспенсеры запахов (например, аромат кофе, карри и т.п.), помогающие привлечь покупателей к соответствующим продуктам.
Провели эксперимент: действительно, люди, проходя мимо полок с карри, машинально тянутся купить, и лишь после вопросов ведущих осознают, что их поманил вкусный запах.

Есть специальные фирмы - производители таких «раздатчиков запахов» - любых, от выхлопных газов, используемых в музеях транспорта, до запахов пищи («Унюхав что-то вкусное, мы инстинктивно хотим это съесть»).
В офисах используют диспенсеры с ароматом соснового леса – это расслабляет, освежает и даже помогает понизить температуру тела. «Не приходится включать кондиционеры, сотрудникам и так комфортно, они меньше устают». Экономия электричества и повышение производительности благодаря запаху!

«Мы не можем противиться влиянию запахов, они затрагивают нашу сущность и способны влиять на подсознание».
Отдельные гости в студии начали протестовать, обвиняя японцев в манипуляции сознанием граждан. На что профессор-японец возразил – вы ведь «поглощаете» рекламу, продукцию телевидения и прочих СМИ, совершенно не задумываясь, а тем временем на ваше мнение влияют умелые манипуляторы...

И наконец показали работу удивительной фирмы по борьбе с неприятными запахами. Её основатель, молодой японец, посвятил себя этой работе в память о любимом дедушке. Десять лет назад тот долго и тяжело умирал в больнице, окруженный неприятными запахами – лекарства, старые больные тела людей, не имеющих возможности регулярно мыться, и т.п. Внуку хотелось бы, чтобы дедуля перед смертью мог дышать свежестью. И вот, восемь лет назад он основал такую контору; теперь в ней десять сотрудников – инспекторы с государственными лицензиями!
Они берут образцы, помогают избавиться от неприятного запаха на производстве или в жилых домах.
Японцы очень чувствительны к свежести запахов и чистоте. В то же время из-за тесноты жилья в городах не всегда есть возможность проветривать или вычищать труднодоступные места в квартирах. Если жильцов беспокоит вонь, можно вызвать наших инспекторов, он проверит, выявит источник и даст совет: как избавиться от обувной вони, от зловония в раковине или санузле (1 ложка пищевой соды на два стакана воды – вот простой нейтрализатор запаха), от застарелого смрада окурков в доме курильщика («бычки» следует тушить в испитом зеленом чае; тогда запаха не будет, а если будет, то приятный).

См. архивный фотоальбом - cool japan: Smells

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...