Monday, June 27, 2011

Кшиштофу Кесьлевскому 70 лет/ Krzysztof Kieślowski - 70

"Для этого я и снимаю фильмы. Когда меня спрашивают, почему я их делаю, я отвечаю: потому что хочу поговорить. Что такое открытие тайных и невыраженных значений, как не род беседы? Ведь беседа в том и состоит, что находишь у другого то, чего не имеешь сам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что и в себе обнаруживаешь нечто неожиданное".
К. Кесьлёвский, из интервью

(фото - Piotr Jaxa; Кесьлевский на съемках "Три цвета: Белый", Варшава, январь 1993)

Так сложилось, что этот июнь стал для меня месяцем Кесьлевского... Случайно (хотя, возможно, и нет) наткнувшись на Youtube’е на документальные фильмы о режиссере, погрузилась в его мир – снова потянуло пересмотреть его картины... Статьи, интервью – только его и о нем.

В польском документальном фильме «Still Alive...» (названном по фразе из письма Кесьлевского, датированного 1992 годом, к его давней подруге Хане Кралль) нашлось множество редких фотодокументов, которые идеально проиллюстрировали книжку «О себе». Здесь впервые увидела фотографии его близких – отец, сестра; портреты жены и дочери.
Мария – или как ласково называют её, Марыся, - пухленькая смешливая брюнетка – за 30 лет изменилась мало. Чего, увы, не скажешь об измученном режиссере...

Разговор с Кесьлевским – во время съемок фильма «Двойная жизнь Вероники» (1991). В начале фильма он еще более-менее бодр – в конце заметно, что очень устал... Прямая речь режиссера, фрагменты работы над фильмом – бесценно.

И самое удивительное - документальный фильм «Я - так себе...» (1995), снятый меньше чем за год до смерти режиссера.
Он держит себя так свободно в кругу друзей, снимавших фильм, что кажется, будто подсматриваешь и подслушиваешь частную беседу.

«Неотъемлемый признак мудрости – умение отыскать удивительное в обыденном», - писал Эмерсон.
Кесьлевский был очень мудрым кинорежиссером.
(фото - Piotr Jaxa; Кесьлевский на съемках "Три цвета: Белый", Варшава, декабрь 1992)

Источником вдохновения он называл жизнь и литературу. Его фильмы, как лучшие и мудрейшие книги, требуют многократного и вдумчивого просмотра – как прочтения.
Они сродни не просто литературе (о чем он так мечтал) – это визуальная поэзия и философия. Каждый раз входишь в его фильм, как в воду одной реки – вроде то же, да другое... Это не сюжет – это внутренний мир персонажей, который тебе, - изменившейся во времени, - каждый раз открывается новою гранью.

Человек, фильмы которого с годами я люблю и ценю всё больше и больше.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...