Tuesday, February 01, 2011

Каменный храм Гал Вихара, Полоннарува/Gal Vihara Rock Temple in Polonnaruwa, Sri Lanka

[UPD 2017
После того, как доблестный гугл+ похерил фотоальбомы Picasa, ссылки на отдельные фотографии внутри текста перестали работать.
Архивный фотоальбом, посвященный Каменному храму Галвихара, доступен по ссылке.]

* * *
В подготовке рассказа использованы материалы книги Tantric Buddhism and art of Galvihara, by Chandra Wikramagamage, Kyoko Kusumoto.

Комплекс Галвихара (Каменный храм Galvihara), известный также как Уттарама (Uttararama) составляют четыре скульптуры, плита с наскальными письменами, а также наскальная живопись.

Согласно Махавамсе (Mahavamsa), Великим хроникам Шри-Ланки, Король Паракрамабаху (на престоле находился с 1153 по 1186 гг.) лично выбрал для строительства Каменного храма гранитную глыбу (длиной около 27 метров и около 10 метров в высоту) в северной части древней столицы Полоннарувы, а также нанял самых талантливых скульпторов своего времени. Однако Хроники не упоминают плиту с письменами, а также статую стоящего Будды. Считается, что эти элементы храмового комплекса были добавлены позднее.

Вся скульптурная группа повернута на северо-восток. Изначально статуи были разделены каменными стенами и располагались в отдельных храмах. Однако столетия назад кирпичная кладка начала разрушаться и сейчас осталось лишь основание стен.

Известный археолог Гарри Белл (Harry Charles Purvis Bell, 1851 - 1937) в своем отчете об экспедиции (Archeological survey of Ceylon, annual report, 1907) упоминает лейтенанта 2-го Цейлонского полка Митчелла Генри Фагана (Lieutenant Mitchell Henry Fagan) как первого из западных путешественников, оставившего записки о Гал Вихаре. В 1820 году лейтенант Фаган случайно обнаружил в тропических зарослях колоссальные скульптурные изображения, повергнувшие его в благоговейное изумление. Талант скульпторов, создавших этот храм в Цейлоне, многократно превосходит достижения европейских мастеров в соответствующий период истории.
Гарри Белл пишет: «Этот высеченный в скале храм, точнее, Kalugal vihara (храм из черного гранита) не имеет себе равных на острове Цейлон, а возможно, на всем индийском континенте».
Беллу принадлежит первое описание фигурок Брахмы и Вишну, а также двух фигур с опахалами (у статуи Будды в пещере). Белл считал, что стоящая фигура – это ученик Будды Ананда, а лежащая – Будда после смерти (ухода в паранирвану).

Наиболее полные отчеты о посещении Каменного храма Галвихара датированы началом ХХ века. В 1905 году археолог Берроуз (Burrows S.M. The Buried Cities of Ceylon, 1905) первым высказал мнение, что стоящая фигура – это Ананда, поскольку изображения Будды в такой позе неизвестны.
Риджиналд Фаррар (Reginald Farrar, Old Ceylon, 1908) считает стоящую фигуру изображением Майтрейя Боддхисаттвы (Maitreya Boddhisatva), бодхисаттвы сострадания. Однако широкой поддержки его версия не получила.

Пещера духовного знания (the Vijjadhara Guha /cave of the spirits of knowledge), со статуей сидящего в медитации Будды (высотой в 4.636 м).

Вокруг головы сидящего Будды виден нимб (Ramsijala). Сзади него – нечто, напоминающее арку.

Вокруг Будды расположены четыре ниши, виманы (vimana, храм определенной формы), в каждой из которых видно миниатюрное изображение Будды.
Каждый из пяти Будд (один в центре, миниатюрные изображения - по бокам) изображен в дхьяни-мудра (dhyani mudra) - медитативной позе.
Профессор Фернандо (Fernando P.E.E. 1960 “Tantric influence on the sculpture of Galvihara, Polonnaruwa”, in “University of Ceylon Review”, vol. XVIII) считает, что тема Галвихары навеяна концепцией Мандалы пяти Дхьяни-Будд (dhyani buddha-mandala). (Мандала - графическое изображение схемы Вселенной, иерархическое положение в картине мироздания буддийских святых). Специалисты, склонные поддерживать это мнение, делают вывод, что Будда в центре – это Ваджрасаттва (Vajrasattva).

Остроконечные башенки (pinnacles) венчают крыши каждого из четырех миниатюрных храмов вокруг головы Будды.
Четыре миниатюрные изображения Будд (по двое с каждой стороны) символизируют четыре направления вселенной (Lords of the directions).
Полукруглая арка за спиной Будды украшена изображениями 10 лотосов – возможно, это символ 10 ступеней Боддисаттвы (dasabhumi; 10 stages), изложенные бодхисаттвой Ваджрагарбхой.

На макушке у Будды находится выпуклость — ушниша (санскр. uṣṇīṣa, также Ketumala, crest jewel), которую ещё называют шишкой Будды - один из признаков просветления; непременный атрибут буддийской иконографии. На Шри Ланке ушнишу принято использовать в изображениях Будды начиная с V века н.э.

Восседает Будда на лотосе. Некоторые ученые отмечают, что сидение из лотоса (padmasana) – черта Махаяны, символизирующая вознесение Будды над миром.

В изображениях сидящих Будд (как этого, так и расположенного в пещере рядом), пьедестал оформлен фигурками львов, чередующимися с символическими изображениями ваджры (vajra, санскр. «алмаз», часто используемое в буддийских священных текстах и в названиях сутр). В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») - символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название течения в буддизме), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры.

Один из специалистов указывает, что согласно тантрическим буддийским текстам, символ ваджры необходимо изображать под лотосом, на котором восседает Будда. Однако единодушной поддержки эта интерпретация не имеет. Некоторые ученые склонны считать это декоративным цветочным элементом или изображением языков пламени, мотивируя свое мнение тем, что Садханамала (Sadhanamala, Tantric Buddhist text) в период создания скульптур еще не получила распространения в Шри Ланке.

По обе стороны от Будды (в качестве узоров его трона) - горизонтальные полосы, венчают которые изображения шести (по три с каждой стороны) макара-гала (Makara Gala, каменный дракон, или коравак-гала/ Korawak gala) – мифическое животное, вернее, смесь из 6 разных животных, очертаниями напоминающая дракона. Обычно ими украшали ступени при входе в здания и храмы.
Из пасти дракона-макара в данной композиции вместо языков пламени вылетают миниатюрные львы.

На вертикальных полосах-бордюрах (их две, с каждой стороны трона Будды) изображены лотосы, по пять на каждой.

Пещера с сидящим Буддой /the Nissina Patima Lena (excavated cave of seated Buddha)

Рядом с первой скульптурой, Vijjadhara Guha, в искусственной пещере, вход в которую оформлен двумя колоннами, расположена статуя Будды поменьше (около 1.40 метра в высоту), в похожей позе.

По обеим сторонам головы Будды – изображения богов Брахмы и Вишну.
Слева от головы Будды – Брахма, видны четыре руки этой фигуры. Две руки сложены в молитвенный жест (намасте) в знак почитания Будды, в двух других – лотос и предмет, напоминающий книгу.
Справа от головы Будды – четырехрукий Вишну, который держит лотос, конусообразную ракушку (символ Вишну как властелина вод), а другой парой рук делает намасте.

Двое других божеств (другая интерпретация - слуг) стоят по сторонам трона Будды с опахалами в руках.
Чуть выше – фигуры охраняющих трон Будды львов, по одному с каждой стороны, вставших на задние лапы. Над головой каждого из двух львов – изображение дракона-макары (мифического существа, в котором объединились черты шести разных животных).

Как и первая, эта статуя изображает Будду сидящим на лотосе, под которым вырезаны в камне изображения львов и ваджра-симолов (vajra).  Считают, что фигуры львов на пьедестале Будды могут символизировать также одно из его имен, согласно буддийским текстам: Шакьясимха (Sakyasimha), или Человек-лев.

Некоторые из комментаторов считают, что эта композиция изображает визит Будды на Небеса Тушита, в Сад радости, где он проповедовал своей матери. Сингальцы верят, что в древности эта статуя была покрыта слоем золота, которое позднее разворовали охотники за драгоценностями – растапливая золото, они разжигали на статуе огонь.

Скульптура, а также сохранившиеся росписи на стенах дают возможность предполагать, что это – монументальная картина, изображающая встречу правителя Шакры (Sakra), или Индры, с Буддой в пещере Indrasala-cave.

Согласно легенде о посещении Будды, медитирующего в пещере, Индра (Индра-шайлагуха) в сопровождении сонма богов сошел с неба в Магадху, где в пещере на горе Ведийяка медитировал Татхагата. Пробужденный от медитации пением Ганд-харвы, Будда волшебным образом раздвинул пещеру, так что все гости смогли войти в нее, а он – принять их подобающим образом. Пещеру освещал яркий свет. В классических биографиях Будды это посещение Индры не упоминается. Однако данный эпизод занимает важное место в искусстве Гандхары и Центральной Азии.

На стенах пещеры с «малым сидящим Буддой» сохранились остатки древних росписей, по обе стороны от статуи. Эти рисунки очень близки по стилю на роспись из Храма реликвий Тиванка (Tivanka Image House), также расположенного в Полоннаруве.

На наклонной плите между этой пещерой и статуей стоящего Будды находится наскальная надпись – наиболее пространная из дошедших до нас из древней Шри Ланки. Надпись повествует о стремлении великого правителя Паракрамабаху (King Parakramabahu I, 1153-86) реформировать и объединить Сангху (общество буддистов) в 1165 году. Цитируются слова короля: «Если могущественный монарх, такой как я, останется в стороне, то придется снова и снова видеть, как незрелые приверженцы буддизма пятнают себя позором; религия может погибнуть и множества живых существ будут обречены на пребывание в аду. Хочу послужить религии ради её процветания на протяжении многих тысячелетий». Далее следовал свод правил поведения для монахов, изложенный известным монахом-аскетом Маха Кассапа (Maha Kassapa of Dimbuagala). Эти правила особено ценны, поскольку дают возможность бросить взгляд на будни шри-ланкийских монахов XII века.

Пещера стоящей статуи / Guha of Standing statue

Между стеной с наскальными надписями и статуей лежащего Будды расположена стоящая фигура. Некоторые историки и археологи считают, что эта статуя была создана раньше остальных фигур Каменного храма, другие – что в более поздний период. Вторая часть Хроник шри-ланкийского буддизма The Culavamsa (продолжение Великих хроник Махавамсы / the Mahavamsa ("Great Chronicle") об этой фигуре не упоминает.

Эта 7-метровая статуя изображает стоящую фигуру со скрещенными на груди руками. Тонко выполненные черты печального лица, необыкновенно изящные детали ниспадающей одежды – безусловно, это один из шедевров скульптурного искусства Шри Ланки.

Из-за не вполне традиционной для буддийской иконографии позы статуи, не утихают споры ученых по поводу того, кого именно изобразили древние зодчие. Некоторые придерживаются мнения, что это - Ананда, ученик Будды, скорбящий о смерти Учителя.
Однако стоящая статуя несет на себе все черты, присущие традиционным иконографическим изображениям Будды: пьедестал из лотоса, на котором стоит фигура; короткие завитки волос по часовой стрелке; удлиненные мочки ушей (так учеников Будды никогда не изображали), ушниша (нарост на темени, так называемая шишка Будды).
Археолог Белл доказал, что изначально статуи стоящего и лежащего Будд находились в разных храмах (пещерах), отделенные кирпичной стеной. Таким образом, подчеркивал он, они не являются частью одного тематического изображения.

Единственное, что смущает сторонников этой версии – поза. Правда, современным историкам известны другие изображения стоящего со скрещенными руками Будды. По их мнению, этот стоящий Будда выражает para dukkha dukkhitha mudra – печаль, скорбь и сострадания к печали, мучениям и боли всех живых существ (sorrow for the sorrow of others).

Пещера лежащего Будды / the Nipanna Patima Guha (reclining statue/ cave of the sleeping image)

Великолепная 14-метровая статуя изображает лежащего Будду. Это одна из самых крупных скульптур не только Галвихары, но и всей Южной Азии. Как и остальные скульптуры Каменного храма, эта выполнена с поразительным изяществом.

Работа древних скульпторов отличается такой тонкостью и мастерством, что даже гранитная подушка под головой Будды выглядит мягкой – тщательно вырезана небольшая ложбинка под головой лежащего.

Все статуи Каменного храма имеют традиционные для буддийской иконографии черты: каплевидная форма головы, короткие вьющиеся волосы (завивающиеся по часовой стрелке), удлиненные мочки ушей, а также на вершине головы находится выпуклость — ушниша (санскр. uṣṇīṣa, дословно — тюрбан, повязка), которую ещё называют шишкой Будды. Эту выпуклость на макушке головы считают символом достигнутого просветления. У статуи лежащего Будды на ладони правой руки, а также на обеих ступнях виден цветок лотоса.

Большинство ученых поддерживают мнение, что лежащий Будда – это Будда в момент смерти (паранирваны /Pali: Paranibbana). Будда изображен лежащим на правом боку, под голову подложена правая рука (поза «спящего льва»). Левая рука вытянута вдоль тела. Большие пальцы ног находятся на разном уровне; верхняя нога лежащего Будды чуть позади нижней. Это традиционная черта буддийской иконографии, означающая, что Будда не спит, но достиг Нирваны.

Однако не все согласны с этим. Считают также, что это поза спящего Будды – одна ступня выставлена чуть вперед, чтобы косточки лодыжек не давили друг на друга, причиняя боль спящему. Комментаторы также мотивируют свое мнение тем, что если это сцена умирания Будды, то должно быть изображение горюющих учеников и деревьев sala.

Информация от наших гидов была разноречивой: одни говорили, что если большие пальцы ног на одном уровне – то он спит (а как же тогда косточки лодыжек?); другие – что в момент паранирваны пальцы ног Будды на разном уровне, потому что он дернулся при последнем вздохе.

Хроники Шри Ланки Махавамса (вернее, их вторая часть, The Culavamsa) называют лежащего Будду спящим, а не уходящим в Паранирвану. Нет необходимых элементов, традиционно изображаемых в этой сцене (скорбящий ученик Ананда у ног Учителя, роща деревьев sala, осыпающие Будду цветки). Авторы книги утверждают, что для древнего и средневекового искусства Шри Ланки было нетрадиционным изображать Будду в момент умирания.
Правда, от себя могу добавить, что Каменный храм Галвихара не отличается строгим следованием традициям. Вспомнить хотя бы споры по поводу стоящего Будды – тоже ведь изображен не вполне традиционно.

Оставив споры специалистов в стороне, скажу, что на меня Каменный храмовый комплекс произвел неизгладимое впечатление. Можно часами разглядывать это ошеломляющее, непревзойденное творение древних зодчих. Находясь рядом, чувствуешь, как пронизывает тебя нечто неописуемое, трансцендентное. В вечном камне застывшие безмятежность, печаль, освобождение.

фотоальбом, посвященный Каменному храму Галвихара

[Архивный фотоальбом доступен по ссылке.]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...