Sunday, January 16, 2011

Пойя дни и другие праздники на Шри Ланке/Sri Lanka - Poya Days & other holidays

Шри Ланкийский календарь насчитывает множество праздничных дней в году. Страна многокультурна, в ней уживаются и отмечаются праздники разных религий – буддизма, индуизма, мусульманства, христианства. Кроме того, есть Национальный день (4 февраля) и другие праздники.

Дни полнолуния – Poya Days. Пойя дни – безмясные и «сухие». Последователи буддизма посещают храмы, после полудня воздерживаются от пищи, а также избегают развлечений и роскоши. В храмах они делают подношения, посещают проповеди и медитируют. Дни Пойя с древних времен являются государственными праздниками. Каждый Пойя день в году ассоциируется с определенными буддийскими ритуалами.

Для небуддистов Пойя дни – это обычные выходные, с той разницей, что нигде не продают алкоголь и красное мясо. Пойя дни отмечаются каждые 28 дней и знаменуют собой начало нового лунного месяца. Каждый Пойя день посвящен определенному событию в истории буддизма.

Duruthu Poya (январь) – отмечают первый визит Будды на остров Шри Ланка.

Navam Poya (февраль) – празднование целых четырех событий:
вступление в общину двух ведущих последователей Будды (Ven Sariputta и Maha Mogallana);
первый буддийский собор;
провозглашение винайи (Vinaya – свод нравственно-этических учений, правил, заповедей, обетов и т. п.; в основе винайи лежат идеи нестяжательства, невмешательства в жизнь общества и его индивидов при готовности оказать духовную помощь просящему, веротерпимости, равнодушия к сословным рамкам и равенства внутри монастырской общины, а тж. любви, милосердия и дружелюбия ко всем существам);
провозглашение 80-летним Буддой собственной смерти (Parinibbana), через три месяца.

Храм в Коломбо организовывает перахера (Navam perahera). Сингальское слово perahera означает процессию, в общем смысле – любую, но обычно буддийскую процессию в праздничные дни, вернее, в ночь накануне полнолуния. Обычно её участники несут зажженные факелы. Перахеры организовывают отдельные храмы для своей общины.

Medin Poya (март) – знаменует возврат Будды домой, в Непал, для проповедования своей семье.

Bak Poya (апрель) – второй визит Будды на Шри Ланку, состоявшийся на пятый год его просветления.

Vesak Poya (май) – начало буддийского календаря и наиболее важный из всех Пойя дней. Другое название – «Праздник света» (Festival of Light).
Тройная годовщина: рождение Гаутамы Сиддхартхи Шакьямуни; достижение им просветления в возрасте 35 лет и превращение в Будду; а также день ухода в нирвану (Parinirvana), спустя 45 лет проповедей и служения людям.
Также в этот день на восьмой год своего просветления Будда в третий раз посетил Шри Ланку.

Poson Poya (июнь) – во 2 веке до н.э. Арахат Махинда, сын Императора Индии Ашоки, принес буддизм в Шри Ланку.

Esala Poya (июль-август) – торжества и празднования (perahera) в Канди по случаю прибытия туда реликвии – зуба Будды.
Среди прочего, отмечается первая проповедь Будды.
Также в этот месяц начинается 3-месячный ретрит монахов. Называется он vas /vassana (буквально - дожди), восходит ко временам Будды. Это время медитаций и пересмотра обязательств. Vas совпадает с периодом дождей.

Nikini Poya (август) – монахи, которые не начали vas ранее, присоединяются к нему сейчас. Также отмечается дата проведения первой ассамблеи Dhamma Sangayana (три месяца спустя после смерти Будды).

Binara Poya (сентябрь) – визит Будды в рай для проповедования матери и другим небесным созданиям. Также отмечается создание монашеского ордена (Bhikkhuni).

Vap/ Wap Poya (октябрь) – возврат Будды на землю; отказ Гаутамы Сиддхартхи от материальных благ. Также в это время шри-ланкийский король Devanampiyatissa обратился к императору Индии с просьбой прислать на остров его дочь, Арахат Сангхамитту (Arahat Sanghamitta Their) для образования здесь монашества.

Ill Poya (ноябрь) – Будда отправляет 60 своих последователей для распространения Учения.
Окончание vas (vassana) ретрита для монахов.

Unduwap Poya (декабрь) – посещение Шри Ланки Арахат Сангамиттой, дочерью Императора Ашоки, привезшей в Анурадхапуру отросток с дерева бодхи. Также она основала здесь орден монашества.

Сингальский и тамильский Новый год предсказывается астрологами и обычно отмечается в апреле, когда солнце входит в созвездие Овна. Это единственное время года, когда все без исключения заведения и предприятия закрыты. Люди моют и убирают в домах, купаются и ждут наступления Нового года. Несколько дней спустя проходит важная церемония: старейший член семьи капает одну или две капли специально приготовленного масла на головы своих домочадцев, чтобы принести им удачу в Новом году. Этот ритуал выполняет большинство сингальцев и тамилов.

источник; перевод с англ. - автор блога

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...