Friday, November 26, 2010

Камбоджа, день 9: Пномпень, Королевский дворец/Cambodia, day 9 - Phnom Penh, Royal Palace

Последние дни пребывания в стране были посвящены столице, Пномпеню (Phnom Pehn).

Королевский дворец (кхмер. Preah Barum Reacha Veak Nei Preah Reacha Nayeak Kampuchea) – комплекс зданий, служащих резиденцией короля Камбоджи. Полное название по-кхмерски - Preah Barom Reachea Vaeng Chaktomuk. Короли Камбоджи проживают здесь с момента возведения дворца в 1866 году, кроме периода режима Красных Кхмеров.
На самом деле Королевский дворец строился дважды: он был основан в 1434 году, но королевская семья позднее переехала в Удонг (Oudong), к северу от Пномпеня.
В 1866 году, когда столица была перенесена в Пномпень, король Нородом (1834-1904) заложил нынешний Дворец.
Дворцовый комплекс занимает площадь 500 на 800 метров, почти квадрат со стороной в 425 метров, обнесенный высокими стенами.
Большинство зданий были завершены до Первой мировой войны, при участии французских и тайских архитекторов. Здания комплекса выстроены в традиционном кхмерском стиле, однако влияние французов заметно в дизайне садов и отдельных строений.
Сокрытый за высокими стенами, в тени деревьев и церемониальных зданий, Дворец – дивный оазис в центре города. Во Дворце постоянно проживал король, члены его семьи, высшие сановники; здесь проводились торжества, церемонии и ритуалы. Королевская резиденция стала одним из национальных символов Камбоджи. На протяжении истории Дворца правящие короли перестраивали и расширяли отдельные здания.

Бóльшая часть дворцового комплекса открыта для посещений туристами. Парадоксальным образом, местные жители красот своей национальной гордости не видели: входной билет стоит около $6 - слишком дорого, не могут позволить...

из статьи: «К счастью, главная достопримечательность города в период 1975—1979 гг. не пострадала. Красные Кхмеры решили сохранить в неприкосновенности Королевский дворец как символ истории страны и как «золотую клетку», где революционный режим содержал короля Сианука (Ангкар - руководящий орган Красных Кхмеров - вынесла смертный приговор королю Сиануку, но по требованию Пекина сохранила ему жизнь). Король и сегодня живет здесь, но его владения ограничены лишь небольшим дворцом. Весь остальной комплекс отдан в распоряжение новых «хозяев» — толп туристов со всего мира.

Те, кто посещал Королевский дворец в Бангкоке, будут слегка разочарованы — аналогичный комплекс в Пномпене кажется его упрощенной копией. Здания не такие помпезные, вместо золота и разноцветного инкрустирования — дерево и цемент. Галерея с росписями на сюжет «Рамаяны» (Буддийская версия «Рамаяны» несколько отличается от оригинальной индуистской) нуждается в немедленной реставрации и не вызывает того чувства восхищения, что испытываешь, глядя на аналогичные росписи в Бангкоке. Даже макет Ангкор Вата в «бангкокской» версии кажется величественнее.

Впрочем, в кажущейся простоте Королевского дворца есть свое изящество. Если в Бангкоке рябит в глазах от цветовых, скульптурных и архитектурных «излишеств», то здесь можно, не отвлекаясь на украшения, насладиться самими формами кхмерских храмов с непременными четырьмя фасадами, смотрящими во все стороны света, и конусообразным шпилем. Из ряда традиционных для кхмерской архитектуры построек выделяется небольшой серый дом в стиле барокко. Это подарок Наполеона III тогдашнему королю Камбоджи в обмен на протекторат Франции над королевством. Сердце комплекса — Серебряная Пагода, пол которой устилают 5 000 килограммовых серебряных плит. Здесь хранятся главные сакральные статуи страны — Будды из изумруда, золота, серебра, мрамора».

Тронный зал (Preah Thineang Dheva Vinnichayyeaah, кхмер. "Sacred Seat of Judgement") на территории Королевского дворца. Изначально был выстроен из дерева. Теперешнее здание датировано 1919 годом.
Башенка Тронного зала (59 м в высоту) имитирует башни Ангкора (храм Байон, Ангкор Том) – такие же четырехликие. Летающие небесные божества поддерживают свесы крыши здания.

Павильон лунного света (Preah Thineang Chan Chhaya/"Moonlight Pavilion") – в этом открытом павильоне проходят танцевальные представления кхмерского королевского балета. Нынешний павильон выстроен в 1913-1914 годах королем Сисоватом (King Sisowath) и являет собой копию прежнего, деревянного павильона, созданного при Короле Нородоме. Здесь также проводятся королевские банкеты и выступления короля, обращенные к народу.

Храм изумрудного Будды (Temple of the Emerald Buddha), кхмерское название Preah Vihear Preah Keo Morakot (или короткая версия Wat Preah Keo). Более распространено название Серебряная пагода – пол здесь выложен серебряными плитками, которых более 5000 и каждая весом 1,125 кг. На территории пагоды находится библиотека, ступы с прахом королей и религиозные реликвии Камбоджи; в период режима Красных Кхмеров часть их была утрачена.
Главное здание Пагоды – хранилище множества национальных сокровищ. Среди них – «Изумрудный Будда» Камбоджи – небольшая статуя, датированная XVII веком, а также статуя Будды Майтрейя (Maitreya), - почти в натуральную величину, инкрустирована 9,584 бриллиантами.
На территории Пагоды расположен Phnom Mondop, стены которого украшены изображениями 108 будд, а внутри хранится отпечаток ступни Будды. Здесь же в нескольких ступах покоится прах королей Камбоджи и членов семей, в честь признания их заслуг. Среди прочих есть две ступы в память короля Нородома и его супруги.

Слева от Тронного зала расположен павильон Ho Samran Phirum. Построен между 1915 и 1917 годами, использовался для хранения музыкальных инструментов и принадлежностей для проведения церемоний коронаций. Первый этаж некогда был опочивальней, где его величество отдыхал перед тем, как воссесть на ожидавшего его слона...

Галереи расписаны сценами из эпоса Рамаяна, среди которых выделяются сцены битвы при Ланке. Роспись (время создания – ок. 1903-1904 года) была частично отреставрирована, но работы по восстановлению были приостановлены из-за исчерпания средств...

Внутри комплекса – копия традиционного интерьера с образцами произведений искусства и ремесел Камбоджи.

Макет Ангкор Вата, древней столицы. Ангкор - самая знаменитая достопримечательность Камбоджи, он изображен на флаге страны.

Обитатели дворца - кошки

Статуя короля Нородома. Говорят, что раньше это была статуя Наполеона III, но после того, как Камбоджа перестала подчиняться Франции, просто заменили голову - и получился король.

Из менее популярных зданий - павильон Наполеона (Napoleon III Pavilion), железный домик во французском стиле – дар императора Наполеона III королю Камбоджи Нородому. Превращен в фотовыставку и музей королевских вещей; в данное время - на реконструкции.

По аккуратным клумбам разгуливают желтоклювые майны – привычные обитальницы и Дубаев.

статья: «Королевский дворец стоит на набережной реки Тонлесап, не так далеко от того места, где она сливается с Меконгом. Именно этот речной узел двух величайших рек, опутавших всю страну своими речными бассейнами, обрек Пномпень на звание столицы. Все попытки перенести столицу в другой город были неудачны: ее вновь возвращали сюда — уж больно выгодное у города географическое положение. На набережной днем и ночью гуляют как горожане, так и туристы, а рыбаки прямо с лодок продают только что пойманную рыбу. Над ними длинный ряд флагов государств, помогающих Камбодже «встать на ноги»: здесь и флаги всех стран Юго-Восточной Азии, и соцстран Восточной Азии, и стран западного мира; рядом развеваются флаги КНДР и Южной Кореи; есть, конечно, и российский триколор».
И украинский флаг тоже.

Выйдя из Дворца можно прогуляться по набережной и понаблюдать популярное развлечение местных жителей – которые, как я говорила выше, во Дворец своего короля попасть не могут. Но стойкие кхмеры не унывают: заплатив что-то символическое за использование электроэнергии, мужчины и женщины всех возрастов начинают ритмично отплясывать (или же выполнять простые упражнения по аэробике) – более или менее активно, в зависимости от темперамента – под музыку, несущуюся из установленных тут же динамиков (оплата поглощаемой ими энергии – единственная трата, а веселья целый мешок).

**
Меня очень заинтересовала фотография из Королевского дворца, где девушки-манекены демонстрируют национальную одежду - фасон один, цвета разные. Поискала информацию и вот что выяснила (источник 1, 2):

В одном из храмов представлены веера и одеяния короля Сиамони (King Sihamoni), которые были на нем во время коронации.

Кроме того, чудесная разноцветная одежда, своеобразная «неделька»: семь девушек, одетые в семь яркоцветных Phamuong Phamung, новая версия традиционного сампота (sampot). Для каждого дня недели свой цвет: воскресенье – красный, понедельник - желто-оранжевый, вторник – пурпурный, среда – горчично-зеленый, четверг – зелёный, пятница – синий, суббота – бордовый. Кхмеры верят, что выбор одежды правильного цвета, в соответствии с днями недели, принесет удачу и счастье.

**
Еще немного об одежде: Хамелеон крама

Lonely Planet: Цветные клетчатые шарфы, известные как крама (krama) – наиболее популярный предмет одежды среди кхмеров. Их делают из хлопка или шелка и используют в самых разных целях. Изначально крама защищала от солнца, пыли и ветра, - именно с такой целью приобретают краму и туристы, путешествующие по стране. Кроме того, краму носят обвязанной вокруг талии на манер мини-саронга, используют как полотенца, повязывают на шею как украшение, вешают через плечо, создавая импровизированную поноску для младенцев, крамами застилают стулья и кровати, завязывают части сломавшихся мотоциклов, запихивают в шины, залечивая прокалывание – список бесконечен:

- используется как защита от солнца, жары, пыли и, как не парадоксально, от холода, в разумных пределах, конечно.
- Перевязь на случай перелома.
- Полотенце для душа. Благодаря рыхлости ткани крама идеальна для промокания и вытирания пота и влаги.
- Украшение - повседневное и праздничное одновременно.
- Мужчины часто завязывают краму на манер пояса или кушака, под который удобно засовывать разные нужные вещи.
- Головной убор, причём как мужской так и женский, хотя женщины чаще надевают краму на голову.
- Как саронг, т.е обматывается вокруг талии с запáхом, затем верхний край закручивается в трубочку на талии.
- Как игрушка: из крамы часто делают своеобразную тканевую куколку для детей.
- Ну и конечно же, как средство для ношения детей.

Краму, как правило продают разносчики, переходя по базару с одного места на другое, а иногда и просто по городу. Найти торговца - полдела. Скорее всего, в его ассортименте будут платки сделанные как из хлопка, так и из синтетики. Яркие сочетания и цвета, как правило указывают на использование синтетики. У настоящей хлопковой крамы в момент продажи есть ещё одно интересное свойство: она на ощупь груба и жёстка, причём настолько, что ткань стоит и держит форму. Крама из искусственных ниток, наоборот, мягкая и податливая. Это связано с тем, что перед продажей многометровый кусок ткани складывают в гармошку, длина одной складки примерно полтора метра, т.е. соответствует длине крамы. Затем гармошку пропитывают крахмалом, и сушат. Это позволяет при продаже отрезать ровные куски. Новую краму всегда стирают, чтобы она стала мягкой и не линяла.

Никто не продаёт готовую краму. Вы покупаете отрез ткани стандартного размера, он уже обладает всем качествами от рисунка до размера, остаётся только обработать края. Есть несколько способов, самый простой и практичный - прямо тут же на базаре найти швейные ряды (они есть всегда), и попросить подшить края. Люди ленивые и прижимистые край не обрабатывают вовсе, со временем на нём образуется тонкая бахрома, длиною сантиметра два-три, которая предохраняет ткань от дальнейшего распускания. А эстеты сами делают длинную бахрому, разбирают её на пряди и формируют из них кисточки или косички.

в оформлении поста использованы фото отсюда

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...