Wednesday, November 17, 2010

Камбоджа, день 3-й - Пномпень/Cambodia, day 3

Пномпень (кхмер. «пном» - гора или холм) – расположен на берегах рек ТонлеСап (Tonlé Sap), Меконг (Mekong) и Бассак (Bassac). По легенде, в 1372 году пожилая женщина по имени бабуля Пень (Penh) пришла набрать воды из Меконга и обнаружила плавающий в воде ствол дерева Коки (Koki tree). В его дупле нашлись четыре бронзовые и одна каменная статуи Будды. Бабуля Пень вынесла статуэтки на берег и наказала сложить к серево-востоку от её дома. Потом из стволов деревьев Коки выстроила на небольшом холме храм, который стал домом для пяти найденных статуэток Будды. Назвала она храм Ват Пном Даун Пень (Wat Phnom Daun Penh), дословно "Храм на холме имени бабушки Пень". Сейчас он известен как Ват Пном (Wat Phnom).

Также в прежние времена Пномпень был известен как Кронг Чактомук (Krong Chaktomuk), по-кхмерски – «город с четырьмя лицами», поскольку столица расположена на пересечении трёх рек.

После завоевания Ангкора войсками Сиама тогдашний король остановился в городке на привал. Услышав историю о находке бабули Пень, а так же учитывая выгодное местоположение городка, здесь и основали столицу - Пном Пень (1422 г). После этого она еще несколько раз перемещалась в другие города, окончательно обосновавшись в Пном Пене в 1863 г., после заключения с Францией договора о протекторате.

из путеводителя Lonely Planet:
Пища и напитки
- Традиционно камбоджийцы ели руками, как их соседи в Индии. Однако в последнее время часто пользуются ложкой и вилкой (не ножами!) – влияние Таиланда и Лаоса; или палочками для еды – влияние китайцев, которых так много проживает в Пномпене.

- Очень популярен напиток teuk kalohk – напоминает фруктовый смус (smoothie; пюре-подобный напиток из фруктов).

- Веганы – строгие вегетарианцы – столкнутся с проблемами питания. Многие рестораны и кафе в Камбодже предлагают «вегетарианские» меню, хотя на самом деле они не строго вегетарианские. Соусы обычно готовятся вместе с мясными или рыбными блюдами; рис и прочие блюда включают в себя мясной бульон.

**
В камбоджийском городке Скуон (Skuon) – альтернативное название Паучий город (Spiderville) - едят восьминогих волосатых животных на завтрак, обед и ужин. Туристы обычно проезжают мимо Скуона по пути из Сиемреапа в Пномпень, даже не догадываясь, где были. Скуону действительно нечем привлечь туристов – разве что экзотическим деликатесом – жареными пауками, которых ловят тут же в холмах за городом. Кажется, никто не может толком объяснить, почему вокруг Скуона развилась эта странная индустрия. Говорят, что приверженность к этому экзотическому деликатесу развилась у местных жителей во времена режима Красных Кхмеров, когда царил голод и приходилось питаться всем подряд.

**
День третий был посвящен осмотру города - глаз неофита подмечает всяческие необычные детали.

Бензин дорогой, поэтому транспортные средства используются рачительно: если едешь куда-то, нагружаешься под самую завязку. [правда, тут камбоджийцы не могут конкурировать с жителями Шанхая]

Транспортные средства – небольшие и маневренные, что обусловлено состоянием дорог, в дождливый сезон превращающихся в месиво, а также многочисленными мостиками через ручьи, - как правило, часть покрытия моста отсутствует, что делает заезд на мост опасным делом даже для небольшой машины.

Попав в эту страну, словно возвращаешься на столетия назад: пашут на волах, а добраться до некоторых провинций можно лишь в сухой сезон...

Одно из популярных лакомств - сок из сахарного тростника.

Деревенская «заправочная станция». Или более цивилизованная. Или «бензоколонка» — ряд пластиковых бутылок с бензином.

Очень популярна социальная реклама, чаще всего против насилия в семье.

Лица завернуты в шарфы-крамы — традиционный атрибут кхмерской одежды.

Курят местные мало; марки сигарет с забавными для нашего уха названиями – «Ара» (Ara), «Ален Делон» (Alain Delon)...

Посещение рынка в Пномпене:

Что-то вкусное, выставленное в блюдах прямо на земле; овощи-фрукты; кора (?) или/и приправы.

Рыба вялится просто на открытом воздухе и солнце.

Хаотичное дорожное движение. Типичная картина – все ездят на мотоциклах, причем шлем положен только водителю, пассажиры (жена, дети, прочие родственники) сойдут и так.

Путешествовать по стране муж собирался на велосипеде, в компании соратников-энтузиастов. Для создания командной атмосферы была организована прогулка на лодке по ночной реке Bassac River.

Ностальгически умилил украинский флаг на набережной.

"На набережной днем и ночью гуляют как горожане, так и туристы, а рыбаки прямо с лодок продают только что пойманную рыбу. Над ними длинный ряд флагов государств, помогающих Камбодже «встать на ноги»: здесь и флаги всех стран Юго-Восточной Азии, и соцстран Восточной Азии, и стран западного мира; рядом развеваются флаги КНДР и Южной Кореи; есть, конечно, и российский триколор"... (статья)

Далее - детали быта, присущие, наверное, всем азиатским странам: рис составляет основу рациона и является непременным элементом любого блюда; у всех кхмеров - дивные зубы, не ведавшие унижения бор-машины; здесь многое - как века тому назад – ткут вручную, пасут скот, выращивают рис... Несмотря на броуновское движение на дорогах, нет сбитых собак и кошек. Кстати, эти животные удивительно мирно сосуществуют.

путеводитель Lonely planet: Религия

До XIV века процветал индуизм. С XIII – XIV ст. – официальной религией стал буддизм. В наши дни большинство камбоджийцев практикуют Тхеравада буддизм (или "учение старейших", – это буддийская школа, которая получила своё духовное знание из текстов "Палийского Канона", который также называют "Типитака". Считается, что канон содержит наиболее ранние из дошедших до нас учений Будды Шакьямуни).

Между 1975 – 1979 годами большинство монахов были убиты Красными Кхмерами, а почти все храмовые комплексы – более 3 000 – разрушены или повреждены.
Камбоджийцам приходилось отрекаться от веры. Но возвращаясь из лагерей Красных кхмеров, они снова обращались к буддизму. В конце 1980-х он снова стал национальной религией Камбоджи.

Каждый мужчина в стране должен какое-то время побыть монахом. Наилучший период жизни для этого – между окончанием школы и началом карьеры или женитьбой. Юноши моложе 20 лет могут вступать в Сангху (монашеский орден у буддистов Тхеравады) в качестве послушников. В наши дни достаточно провести в монастыре 10-15 дней, чтобы получить заслугу монаха.

Другие религии:
Анимизм: Концепция Neak Ta коренится в поклонении священной почве и священным духам, которые нас окружают. Анимизм в чистом виде практикуется среди этнического меньшинства в Восточной Камбодже - Кхмер Ло (Khmer Leu).

Ислам: Камбоджийские мусульмане – потомки чамов (Chams), мигрировавших после 1471 года (победа вьетнамцев над чамами) из земель, ставших сейчас центром Вьетнама. В отличие от большинства мусульманских стран, на молитву чамы зовут, ударяя в барабаны, подобно буддистам, а не с помощью призыва муэдзинов.

Христианство: Большинство церквей уничтожены Красными Кхмерами.

**
еще из Lonely planet:
Положение женщин в стране меняется, но изменения происходят медленно. Традиционно считалось, что место женщины – дом и хозяйство. Женщины не имеют одинаковых с мужчинами прав.

В 1990-х были приняты законы против торговли людьми и насилия в семье, однако общую картину это изменило мало.

Король Нородом Сианук был горячим приверженцем равноправия для однополых пар.

Педофилия - серьезная проблема Камбоджи. Бедные жители продают детей в рабство. Сутенеры используют наркотики, чтобы держать своих малолетних жертв в повиновении.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...