Tuesday, November 16, 2010

Камбоджа - день 2-й: Ангкор, Бантей Срей (Банто Шрее), Та Пром / Сambodia, day 2

Lonely Planet: Джаяварман II (Jayavarman II) провел годы становления на острове Ява, при дворе в Королевстве Шаилендрас (the Shailendras Kingdom), и возможно, был вдохновлен индуистским храмом Прамбанан (Hindu temples of Prambanan) и великим буддийским храмом Борободур (Borobudur, or Barabudur).

Топ 10 королей Ангкора, руководивших Кхмерской империей с IX по XIV века нашей эры (самые значимые из королей!).
Имя каждого включает «-варман», то есть «доспехи» или «защитник».

Джаяварман II (802—850) – основал Кхмерскую империю в 802 году.
Индраварман I (877—889) – построил первый барай (baray, озеро или водоем), Preah Ko и Bakong.
Яшоварман I (889—910) – перенес столицу в Ангкор и построил Lolei и Phnom Bakheng.
Джаяварман IV (928—942) – король-захватчик, перенес столицу в Koh Ker.
Раджендраварман II (944—968) – строитель Восточного Мебона, Pre Rup и Phimeanakas.
Джаяварман V (968—1001) – следит за возведением Та Кео (Ta Keo) и Банто Срей (Banteay Srei).
Сурьяварман I (1002—1049) – расширил границы империи, захватив большую часть Лаоса и Таиланда.
Удаядитьяварман II (1049—1065) – строитель пирамидального Baphuon и Западного Мебона.
Сурьяварман II (1112—1152) – легендарный строитель Ангкор Вата и Бенг Мало (Beng Mealea).
Джаяварман VII (1181—1219) – король богокоролей, строитель Ангкор Тома, Pleah Khan и Ta Prohm.

Легендарный король Джаяварман VII был приверженцем буддизма Махаяны, ставшего государственной религией. Свою веру король направил на улучшение жизни народа, возводя университеты, больницы, приюты и дороги.

Считается, что Сурьяварман II (1112—1152) возводил Ангкор Ват в качестве погребального храма или мавзолея для себя. Однако там он захоронен не был – по некоторым данным, король погиб после неудачной экспедиции по захвату Dai Vet (Вьетнам).
(перевод с англ. мой)

2-й день в СиемРеапе - также посвящен осмотру храмов Ангкора.

Попытка встретить рассвет в Ангкоре не удалась. Утро было пасмурным, накрапывал дождь и многочисленные ожидающие разбрелись, так и не увидев божественное зрелище – восход солнца над древними храмами с отражением в Священном пруду...

Вездесущие обезьяны. Мирно пасущиеся рядом с древними развалинами буффало.

У входа на территорию Ангкора находится небольшой буддийский храм со ступой.
[Ступа - санскр. вершина, верхушка. В древней Индии так назывались могильные курганы. Первоначально ступа (пали «тхупа», тиб. «чортен») представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру].
В этом храме муж имел возможность пообщаться с одним из монахов – его гид оказался коллегой ушедшего на три месяца в монастырь кхмера-мирянина.

Парадоксально: для жителей Камбоджи Ангкор Ват, как и многие туристические достопримечательности родной страны, – заказаны: непомерно дорого. Ангкор - особенно дорогое удовольствие - самый дешевый билет стоит 20 баксов; для сравнения - вход в Королевский дворец или Национальный музей - всего 5 баксов. 

(статья): "Что же до храмов Ангкора, то это вообще отдельная страна, государство Ангкор. Территория около 200 кв. км имеет собственную «визу» — входной билет (однодневный — за 20 долларов, трехдневный — за 40 долларов, недельный — за 60 долларов, причем многодневный даже снабжен фотографией владельца), который в любой момент может проверить «иммиграционная служба» — многочисленные сторожа храмов.
Кстати, деньги за выдачу «виз» поступают не в казну Пномпеня, но частным лицам. Да-да, решительно все значимые достопримечательности Камбоджи давно выкуплены у государства частными компаниями. Они платят в казну ежегодный налог, обязуются содержать территорию в чистоте, а памятники в сохранности; и отныне именно они устанавливают здесь правила. Поэтому не стоит считать соотношение Ангкор = отдельная страна лишь художественным приемом.
Владельцем Ангкора является местная нефтяная компания «Сокимекс» (Sokimex), которая, по некоторым сведениям, платит Пномпеню миллион долларов в год. Некоторые так называемые дальние храмы, находящиеся более чем в 30 км от Ангкор Вата, также имеют своих владельцев. Например, недавно некая фирма отреставрировала дорогу к древнейшему ангкорскому храму — Пном Кулен. Теперь вход в храм (хотя официально — плата за использование дороги) стоит 20 долларов.

На огромной территории проживает собственное население — жители многочисленных деревень, чьи лачуги порой стоят в считанных метрах от колоссов древности. Почти все так или иначе вовлечены в обслуживание туристов, хотя в свободное время умудряются и поработать на рисовых полях. Есть здесь и свои «иностранные рабочие» — многочисленные жители Сиемреапа.

Многие камбоджийские особенности, например постоянный мусор под ногами, в Ангкоре не встретить. Можно забыть и о низких ценах — еда здесь будет стоить в два-три раза дороже, а уж про воду, да в жаркий день, и говорить страшно.

Здесь даже есть собственные иностранные зоны влияния: храм Пре Кхан восстанавливали американцы, Террасу слонов — французы, Пре Руп — итальянцы, Байон — японцы. «Каждый храм восстанавливается в зависимости от того, кто финансирует работы, — объяснял мне инженер, участвующий в реконструкции храма Та Сом. — Некоторые склонны применять голландскую технику реконструкции — замену отсутствующих частей цементными репликами. Это довольно дешевый и быстрый метод, успешно опробованный, например, в Борободуре (храм VIII в. на острове Ява, Индонезия). Однако работы ведут французы, у которых другая политика: они стараются искать и ставить на место оригинальные детали. Поэтому дело идет так медленно: мы методично копаем землю вокруг храма, извлекая его обломки, собираем их и встраиваем в храм». Действительно, некоторые колонны собраны словно мозаика, и каждый ее кусочек памятен: этот мы нашли вот там, а вот эту часть капители мы искали почти месяц — совсем было отчаялись.

Храмы Ангкора — великое наследие ангкорской цивилизации, что возводила свои удивительные творения с VIII по XII век. Монархи с труднопроизносимыми именами несколько раз переносили свои столицы, благодаря чему отдельные комплексы храмов отстоят друг от друга на многие километры (скажем, от Ангкор Вата до храма Пном Кулен — 50 километров). Окончательно остановились на Ангкоре, где в первой половине XII в. выросли башни Ангкор Вата. А полувеком позднее Джаяварман VII построил миллионный город Ангкор Том, центром которого стал храм Байон о 54 башнях с 216 усмехающимися лицами Будды.
То было время наивысшего расцвета империи, о котором подробно рассказывают километры храмовых барельефов. А ровно через 250 лет после начала строительства Ангкор Тома наступил конец. В 1431 г., не выдержав натиска тайцев, кхмеры окончательно оставили столицу. Сиемреап переводится как «побежденный Сиамом». Город быстро стал непригоден для жизни: была разрушена его сложная ирригационная система, а сокровища его храмов были утеряны (тайцы вывезли сокровища города в свою столицу Аюттхаю, которая, в свою очередь, была сожжена бирманцами). Ангкор медленно зарастал джунглями, и вскоре о забытом городе остались лишь смутные легенды.

В 1860 г. французский натуралист Анри Муо заблудился в джунглях. Ученого била малярийная лихорадка, смерть казалась неминуемой — единственной надеждой на спасение было выйти к деревне, где ему смогут оказать помощь. Когда Анри увидел огромные храмы, что, казалось, вырастают прямо из джунглей, он подумал, что лихорадка посылает ему галлюцинации. Но то был забытый миром Ангкор — находка настолько фантастическая, что мир упорно отказывался в нее верить на протяжении нескольких веков (описания храмов Ангкора известны с XVI в., но уж слишком сказочными они казались скептикам). Лихорадка все же сломила Анри, он умер спустя год в Лаосе, однако успел переправить рукописи с подробным описанием храмов в Европу. В 1866 г. француз Луи Делапорт сделал зарисовки храмов, и, глядя на его гравюры, общественность задохнулась от восхищения. С тех пор к камням Ангкора не зарастает тропа. Кто-то искал здесь вдохновение (считается, что Ангкор Ват — прообраз города обезьян в «Маугли» Р. Киплинга), кто-то наживу, а кто-то просто приезжал взглянуть на чудо света. С тех пор прошло 150 лет. Мотивы все те же..."

А вот что пишет Lonely Planet (перевод с англ. мой):
«Открытие» храмового комплекса Ангкор французами в 1860-х вызвало всплеск интереса к стране. Однако слово «открытие», как бы романтично оно ни звучало, в данной ситуации неверно. Когда французский исследователь Анри Муо (Henry Mouhot) наткнулся на Ангкор Ват, это был богатый действующий монастырь, с монахами и рабами. Кроме того, о храме упоминали португальцы еще в XVI веке, называя его Город за стенами (Walled City). В 1614 году Диего ду Куто (Diogo do Couto) сделал подробнейшее описание Ангкора, которое было опубликовано только в 1958 году.
Однако впервые Ангкор был явлен публике в работе Анри Муо, опубликованной в 1868 году посмертно. Француз по рождению, Муо был женат на англичанке и его путешествие, в котором был «открыт» Ангкор, финансировало Лондонское Королевское географическое общество. Слава первооткрывателя Анкгора пришла к Муо посмертно – сам он таких заявлений не делал.
Со времен Муо Ангкор стал местом частых экспедиций французских ученых. В 1907 году Ангкор был возвращен Камбодже после почти 150-летнего пребывания во власти тайцев.
Интересно, что в XVII веке японский пилигрим создал детальный план Ангкор Вата, по ошибки указывая, что обнаружил его в Индии.
Между 1970 – 1973 годами фронт, разделявший войска Лон Нола (Lon Nol) и Красных Кхмеров/Северо-вьетнамских солдат, проходил между СиемРеапом и Ангкор Ватом. Археологам позволено было пересекать линию фронта туда и назад, продолжая работы по восстановлению храмов.
Первым фотографом, в 1866 году запечатлевшим храмовый комплекс был шотландец Джон Томпсон (John Thompson). Именно он впервые высказал идею, что храмы являют собой символическое олицетворение горы Меру.
**
В 20 км к северу от Ангкора расположен прелестный храм Бáнтей Шрей (Banteay Srei; "BAHN-tay SHREE", построен ок. 967 г. н.э.). Относительно современное, название можно перевести как «Цитадель (кхмер. бантей) красоты», - очевидно, из-за небольших размеров храма и изысканной резьбы.

К воротам ведет мощеная дорожка с 32 семами по сторонам («сема» - буддийский граничный камень).
Banteay Srei довольно компактный, и построен из небольших, по сравнению с огромными «валунами» Ангкор Вата, каменных блоков. К сожалению, это не лучшим образом сказалось на его сохранности – древние кхмеры строили без использования раствора, просто укладывая камни «в замок», и, конечно, конструкции из больших камней сохранились лучше. Впрочем, есть еще одна причина, по которой стены и башни покосились: у сооружений нет фундамента, они просто стоят на плотном песке, непоколебимость которого путем поддержания постоянной влажности призваны были обеспечивать наполненные водой рвы (устройства двойного назначения: защита от врагов и стабилизация), которые оставались без ухода в течение нескольких сотен лет и стали пересыхать.

Утонченная резьба, покрывающая розоватого цвета песчаник; невероятное количество мифологических повествований, высеченных на фронтонах, а также оконных и дверных перемычках. Резьба настолько глубокая, сложная и тонкая, что кажется, будто храм вырезан из дерева или выкован из металла, но никак не сложен из камня.

Во время посещения этого чудесного храма муж сфотографировал бхиккуни (Bhikkhuni) – буддийских монахинь, пришедших поклониться святыням. В Камбодже (страна буддизма Тхеравада) цвета монашеских одеяний – оранжевые, коричневые или белые – у женщин-монахинь.

После почти игрушечного Бантей Шрея – восточная часть Ангкора с невероятным храмом Та Пром (Ta Prohm), где джунгли давным-давно живут в изумительнейшем симбиозе с руинами древней цивилизации.

Корни гигантских тропических деревьев кажутся то конечностями исполинских спрутов, то растекшейся и застывшей навеки лавой...

Оригинальное название – Раджавихара (Rajavihara). Та Пром – современное название храма, выстроенного в стиле Байона в конце XII – начале XIII столетий и расположенного в километре на восток от Ангкор Тома.
В отличие от большинства ангкорских храмов, Та Пром решено было оставить таким, каким он был обнаружен: оригинальная, фотогеничная, создающая уникальную атмосферу комбинация растущих из руин тропических деревьев и окружающих джунглей. Та Пром пользуется наибольшей популярностью у туристов.

В тропиках встречаются деревья, выглядящие как рощицы или небольшие леса, охватывая площадь в несколько акров. А при ближайшем рассмотрении они оказываются одним деревом – вторичные стволы поднимаются от его же ветвей. В семействе фиговых есть виды, которые образуют воздушные корни, дающие растению возможность выжить на малопригодной местности, например, на камнях или даже других деревьях. Многие фиги начинают жизнь на других деревьях и называются душителями или эпифитными фигами.

Душители и сейба (шёлковый хлопчатник, хлопковое дерево / Seiba) буквально вплетены в руины древних храмов. Удивительное смешение природы и строений...

Таинственное лицо будды между стволов и корней.

Линга (Linga, санскр. – знак, метка, характеристика) - стилизованное изображение фаллоса, репрезентация сущности Шивы.

О всемогуществе священников можно судить по надписи в святилище Та Пром. В нем одновременно пребывало 18 верховных священников, 2740 обычных и 2232 служки. Одно время в святыне проживало 12 640 человек, которых кормили 66 625 крестьян, работавших на принадлежащих храму землях. То есть это была хозяйственная организация, охватывавшая 80 000 человек. Если вспомнить, что подобных святынь в государстве кхмеров было достаточно много, легко понять, какой силой обладала каста священников. (статья)

Рассказывая о Та Проме, нельзя не упомянуть о находящемся в нем «флюорографическом кабинете». Древние не знали рентгена, но они нашли другой способ диагностики заболеваний легких. Они построили специальную резонирующую башню: если встать внутри нее у стены и стукнуть себя кулаком в грудь, то при отсутствии заболеваний раздастся довольно звонкий гул (если такой оксюморон уместен), а при наличии проблем с легкими звук будет глухой. (статья)

Lonely Planet:
- Одно из самых известных мест Та Прома – так называемое Tomb Raider Tree.

- Посетите www.angkor-ruins.com – японский сайт с английскими субтитрами.

- Храм Та Кео посвящен Шиве и это первый храм, выстроенный в Ангкоре целиком из песчаника. Согласно надписям на стенах, во время строительства в Та Кео угодила молния, что сочли дурным предзнаменованием и забросили строительство.

- Из Та Неи (Ta Nei) можно пройти в Та Кео пешком через лес – гарантия того, что толпы туристов останутся позади.

- Preah Khan (Sacred Sword). Эклектичный храм, восточные ворота которого посвящены буддийской Махаяне, а другие направления – Шиве, Вишну и Брахме, с соответственно уменьшающимися входами.

- Банто Шрее (Бантей Срей) – «цитадель женщин» - говорят, мог быть построен только женщинами, поскольку тщательная резьба столь тонка и изысканна, что могла быть сделана лишь нежными женскими руками.

- В 1923 году француз Андрэ Мальро (André Malraux) был арестован в Пномпене за попытку украсть несколько статуй и фрагментов скульптур из Бантей Срея. По иронии, позднее при Шарле де Голле Мальро был назначен Министром культуры.

**
По пути назад, в СиемРеап, гид привез мужа посмотреть на луна-парк со всяческими незатейливыми развлечениями: бросаешь дротики, сбиваешь надувные шарики, получаешь приз – что-то из выставленного перед вами «добра». Муж выиграл банку популярного местного пива «Ангкор».

Рынок, где продают снедь – всякие пережаренные (санитария) «птеродактили» и рисовое лакомство, завернутое в банановые листья (sticky rice in banana leaves) – по рассказам, нечто действительно вкусное.

Среди прочих "бытовых деталей" этого дня: одно из интернет-кафе в СиемРеапе – удобно, уютно, скорость отличная.

Съемки рекламы с участием какой-то кхмерской звезды.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...