Saturday, November 27, 2010

Камбоджа, день 10: Снова велосипед, Wat Ounalom, мемориалы /Cambodia, day 10

В один из последних дней путешествия муж присоединился к импровизированной группке велосипедистов. В течение дня они посетили полуострова на Тонлесапе около Пномпеня.

Китайский храм – недавно построенный и изукрашенный – на полуострове Chruoy Changva, что в километре на север от моста через реку ТонлеСап (tonlé – кхмер. "большая река"). Велосипедисты-туристы заметили прихожанку – гид объяснил, что это вьетнамка, именно они посещают китайские храмы.

На ступеньках, ведущих от храма к реке, происходил некий ритуал. Немолодая женщина лила воду, перемешанную с лепестками цветов, на голову одной, а потом и другой девушки. В интернете я нашла описания «благословения священной водой и цветочными лепестками» в качестве предсвадебной церемонии. Но здесь всё было довольно буднично. Может, кто-то из забредших в этот блог, объяснит?

После храма путешественники паромом отправились в одну из деревенек на близлежащем полуострове. Среди пассажиров парома была bhikkhuni - буддийская монахиня. Быт жителей деревни, кажется, не менялся столетиями. Наблюдали работу ткачих – всё делается вручную и по веками сохранившимся технологиям – ткут, окрашивают полотно...

Повсюду - неизменные спутники кхмеров – костлявые быки и коровы; голенастые малыши-телята. Пастухи загоняли животных в реку – остыть в жаркий день.

Повсеместные буддийские храмы – этот с памятником кормилице-креветке.

В Пномпене муж посетил знаменитый Ват Оуналом храм и монастырь (Wat Ounalom Monastery). Оказалось, что "оуналом" (Ounalom) означает "волос из священной брови" - имеется в виду реликвия - волосок из брови самого Будды.
Храм был построен в 1443 году и с тех пор благополучно переживал многие исторические события и перемены. Однако в 1975 году Красные кхмеры сравняли с землей главный храм, уничтожив его бесценную древнюю библиотеку, и зверски убили патриарха.

После падения режима Красных Кхмеров храмовый комплекс был отстроен, однако теперешний вид - лишь отблески былого великолепия. В храме живут монахи; здесь же расположен институт изучения буддизма. Сам храм – 3-этажная постройка в кхмерском стиле, где на первом этаже находится мраморная статуя Будды, привезенная из Бирмы.

Статуя была разбита Красными Кхмерами, и частично восстановлена в 1979 г. На втором этаже находится медная статуя патриарха кампучийского буддизма, убитого пол потовцами, стены третьего этажа украшены фресками изображающие сцены вероучения. На территории резиденции находится ступа, где хранится волосок из брови Будды, высоко чтимой в Камбодже религиозной реликвии.

Муж был в храме, когда в Камбодже начался Пчум Бен (Pchum Ben) – двухнедельный период поминовения ушедших предков. В храме проходили церемониальные службы и было много прихожан.

о празднике: "В жизни местного сообщества ват (wat – буддийский храм или монастырь) играет центральную роль, также, как календарь буддийских праздников, тесно связанный с временами года и циклом сельскохозяйственных работ. Начало буддийского лунного календаря приходится на апрель.

Во время сезона дождей монахам следует находиться в одном и том же монастыре; начало и окончание уединения (ретрита) отмечается специальными церемониями.
Период окончания сезона дождей, когда завершена пересадка риса, но урожай еще не собран, отмечен двумя важнейшими праздниками, первый из которых:

Фестиваль Пчум Бен или День предков (Pchum Ben/ Ancestors' Day) – две недели, когда проводятся ритуалы в память духов умерших. Отмечается в 15-й день 10-го (лунного) месяца. В это время духи предков приходят на землю. Живые могут облегчить их страдания, накормив.

Принято делать также подношения монахам – не только еду, но и одежду или деньги. Многие монахи ждут этого праздника весь год – это возможность хорошо поесть и получить новую одежду. Пожертвования, сделанные в период праздника, помогают очиститься от грехов.

Современный праздник длится 15 дней, а традиционно – три месяца, завершаясь в 15-й день 10-го месяца. Ранее монахи должны были эти три месяца проводить в затворничестве – молиться, медитировать. Но в древности это имело и практическое значение – на территории храмов беднякам разрешалось выращивать зерновые. А поскольку монахи проводили время в помещении – урожай вырастал без помех и риска, что его затопчут.

Последние 4 дня празднования – государственные праздники в Камбодже. Люди едут «на малую родину» - в родные провинции и деревни, встречаясь с родственниками.
Даже современные кхмеры, которые называют себя нерелигиозными или сменили веру на христианство, очень трепетно относятся к выполнению обрядов Поминовения усопших. Считается, что никакие поступки живущих не должны препятствовать кормлению духов предков. Даже в период режима Красных кхмеров запрет на религиозную деятельность не затрагивал Поминовение усопших".
статья; перевод мой
*
(из "бумажной" Lonely planet: Cambodia): Праздники в Камбодже

Конец января – середина февраля
Chaul Chnam Chen (Китайский Новый год)
Китайцы, проживающие в стране, отмечают Новый год. Поскольку крупный сегмент бизнеса в Пномпене принадлежит китайцам, большинство заведений закрыто и по всему городу проходят танцы дракона.

Середина апреля
Chaul Chnam Khmer (Кхмерский Новый год)
Празднование длится три дня и являет собой смесь рождества, нового года и дня рождения. Камбоджийцы делают подношения в храмах, моют свои дома, обмениваются подарками. Толпы кхмеров отправляются в Ангкор, так что если вы хотите посетить храмы Ангкора в более спокойной обстановке, планируйте визит на другое время.

Начало мая
Chat Preah Nengkal – Королевская церемония вспашки
Ритуальный сельскохозяйственный праздник, которым отмечают начало сезона выращивания риса. Проводится перед Национальным музеем, что около Королевского дворца в Пномпене. Говорят, что королевский бык имеет дар предсказывать, каким – богатыми или нет - будет урожай.

Май-июнь
Visakha Puja - День Будды
Отмечается день рождения, просветления и уход (parinibbana) Будды. Основные мероприятия проводятся в храмовых комплексах. Праздник отмечается на 8-й день 4-й луны; лучшее место, где можно наблюдать праздничные процессии монахов с зажженными свечами – Ангкор Ват.

Сентябрь-октябрь
П’чум Бен (P’chum Ben) - Праздник мертвых, или День предков
Длится две недели и напоминает День всех святых, когда по всем храмам и монастырям делаются подношения мёртвым родственникам и друзьям.

Октябрь-ноябрь
Bon Om Tuk – Фестиваль воды
Праздник Воды отмечает эпическую победу короля Джаявармана VII в 1177 году, против чамов (тямов), захвативших Ангкор. Кроме того, фестивалем отмечено уникальное явление природы - река ТонлеСап начинает течь в обратную сторону!

В период половодья на реке Меконг значительная часть сточных вод поступает в Тонле Сап; с началом сухого сезона вода из ТонлеСапа отходит в Меконг, освобождая обширные сельскохозяйственные земли, удобренные илом.
В программу праздника входят обязательные лодочные гонки на реках Тонле Сап и Сиемреап. Каждая лодка имеет 40 гребцов, а также декорирована изображением огромного глаза – для отпугивания злых духов.

[именно этот праздник так трагично закончился в этом году...]
*
Водный режим Меконга зависит от количества дождей, выпадающих в его бассейне в течение года (подземные источники составляют лишь 20%, а снеговое питание — 5—10%, причем оно имеет существенное значение лишь в верхнем течении и у истоков). Неравномерное распределение осадков по сезонам, столько характерное для муссонного климата, существенно влияет на внутригодовую величину стока Меконга: наибольшие среднемесячные расходы воды в бассейне наблюдаются в августе, минимальные — в апреле, иногда в мае, то есть в самые «сухие» месяцы. В целом Меконг — полноводная река. Во время разлива, начиная с конца мая и до конца августа, средний уровень реки поднимается от 2 до 10 м, а расход воды возрастает в 2—3 раза. Интересно, что во время паводка Меконг благодаря хорошей естественной зарегулированности не затопляет близлежащие поселения. В период дождей его воды устремляются вспять, через р. Тонлесап в одноименное озеро, выступающее в роли аккумулятора. Во второй половине сентября — начале октября уровень воды в Меконге и в оз. Тонлесап выравнивается, течение р. Тонлесап практически отсутствует, а в остальное время года воды из озера сливаются в Меконг. Во время разлива реки и поднятия уровня воды в оз. Тонлесап и других близлежащих озерах все низменное пространство к северу от Пномпеня становится судоходным.

С разливом Меконга и поворотом его течения в обратную сторону связан любимый кхмерами праздник «Возвращение вод». Его кульминационным моментом считается день поворота течения реки, который еще в давние времена определялся астрологами. В течение трех дней в столице устраивались народные гулянья и лодочные гонки на длинных раскрашенных лодках, каждой из которых управляли 20—25 гребцов в национальных костюмах. (статья)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...