Saturday, November 13, 2010

Камбоджа, день 1й - СиемРеап и Ангкор / Cambodia, day 1st

Вид из самолёта - бесконечные рисовые поля...

Прибытие в Сиемреап [Siem Reap - произносится, согласно путеводителю Lonely Planet, как see-em ree-ep – сим рип]. Дословно в переводе с кхмерского – «завоевание Сиамом» ('Defeat of Siam'), «Сиам» - название государства Таиланд в 1856-1939 гг.

В Камбодже расположено «Величайшее культурное достояние человечества, архитектурная жемчужина - столица средневековой кхмерской империи Ангкор», с IX по XII век доминировавшей во всей Юго-Восточной Азии. Непременное посещение этого чуда света входит в обязательную программу. Пытливые могут найти массу материала про Ангкор в интернете. Напишу только о том, что узнала из фотоотчета и рассказов мужа и его камбоджийских экскурсоводов. Другие мои источники – "Lonely planet" и “Ancient Angkor” by Michael Freeman and Claude Jacques.
Итак, в первый день по прибытии в страну - посещение нескольких храмов головокружительного Ангкора, что в 6 км от СиемРеапа.

Город-храм, Ангкор Ват (Angkor Wat; Angkor - «город», Wat – «храм, монастырь», еще – «школа»): 600 метров барельефов с изображениями мифологических и исторических событий. Около 2 000 изображений танцующих апсар (áпсара, санскр., ударение на первый слог – нимфы, божества облаков и вод; небесные танцовщицы, развлекающие богов и являющиеся небесной наградой для королей и героев, храбро погибших в боях). Говорят, что число небесных танцовщиц соответствует числу жен и наложниц короля, и что вырезали их изображения «с натуры», используя в качестве моделей реальных женщин, - и поэтому у каждой из двух тысяч апсар разные лица.

Lonely Planet: В Ангкор Вате в качестве барельефов можно увидеть более 3 000 изображений апсар; каждая уникальна. Для начинающих стилистов: у апсар более 30 видов причесок.

Ангкор Ват возведен менее чем за 40 лет и строился... сверху вниз. Сначала насыпали гору земли из вырытого вокруг территории храма огромного рва. Потом с помощью слонов поднимали на вершину каменные блоки, а землю срывали. Украшение камней резьбой также шло сверху вниз, поэтому там, где отделка не закончена, «голыми» остались нижние части строений.

Изначально был посвящен индуистскому богу Вишну. С XV века стал буддийским храмом (ватом) – cейчас статуи Вишну переодеты в оранжевые одеяния Будды. Для большинства камбоджийцев Ангкор Ват, писал миссионер XVII века, - как Рим для христиан-католиков. Паломники оставляют у ног статуй Будд цветки лотоса.

Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня высотой 65 м, символизирует мифическую гору Мéру (или Сумеру, «великая Меру»).
Lonely Planet: Гора Ме́ру — священная гора в космологии буддизма и индуизма, где считается центром всех материальных и духовных вселенных. Для индуистов Меру, обитель богов, воплощают Гималаи. Кхмерские древние короли сделали гору Пном Кулен (Phnom Kulen) своей символической Меру.
Посетите виртуальный тур по Ангкору.


Ангкор Ват окружен рвом шириной 190 м. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой заходят на территорию Ангкор Вата. Этот храм сохранился лучше многих других сооружений Ангкора, поскольку здесь всегда проживали буддийские монахи.

В южной части восточной галереи храма - барельеф повествует об Океане Молока и об эликсире (амброзии) бессмертия, обнаруженном на его дне богами и демонами. Эта легенда с незначительными расхождениями излагается в нескольких литературных источниках, в частности, Бхагавате-Пуране и Рамаяне. Размер барельефа составляет по ширине почти 50 метров. Поражает тщательность проработки деталей: среди 92 асуров и 88 дэвов нет двух одинаковых. В центре, над горой Мандара, видим изображение бога Вишну, руководящего процессом...

...Боги-дэвы обитали на горе Меру. Несмотря на то, что отпущенное им и их старшим братьям демонам-асурам для жизни время многократно превышало век человеческий, они страдали от болезней и старения, и в конце их неминуемо ждала смерть. Тогда Вишну предложил заключить перемирие с асурами и вместе отправиться к Великому Океану, чтобы взбить его и добыть напиток бессмертия – амриту. В качестве «сбивалки» было решено использовать гору Мандара, обмотав вокруг нее повелителя нагов – огромного змея Васуки. Заключив перемирие, боги и асуры попытались вырвать из земли Мандару, но она была настолько высока и так глубоко уходила вглубь земли, что им оказалось это не под силу. Тогда они обратились за помощью к Брахме и Вишну, и те послали им на помощь брата повелителя нагов, змея Шешу, который вырвал непоколебимую гору из земли, вместе со всеми ее обитателями.
С горой и змеем Васуки боги и асуры отправились к Великому Океану и испросили у него позволения сбить его воды. Владыка вод дал им свое согласие, но взамен потребовал и ему выделить часть напитка бессмертия.
Исполинская черепаха Курма (Kurma, одно из воплощений Вишну) спустилась на дно океана и стала опорой для горы. Установив на черепаху гору Мандара, боги и асуры обернули вокруг нее, словно веревку, Васуки; асуры ухватились за голову великого змея, а боги – за хвост, как посоветовал им Вишну, и начали попеременно тянуть змея на себя, в результате чего огромная гора с жутким шумом начала вращаться вокруг своей оси.
При каждом рывке из пасти Васуки вырывались огонь и дым, опаляя асуров нестерпимым жаром. Дым же собирался в облака, которые смещались к хвосту змея и проливали на богов освежающие дожди. Процесс взбивания длился более тысячи лет, от трения тела змея о гору она загорелась, и в пламени начало гибнуть все живое – деревья, травы, животные. Но потом дожди погасили пожар, и соки растений стекли в океан, чтобы придать амрите ее волшебную силу. Сперва воды океана превратились в молоко, и он стал Молочным. Затем молоко стало превращаться в масло, но амрита все не появлялась.
Вдруг из вод океана появилась Луна. Она взлетела и заняла свое место на небосклоне. Вслед за ней появились богиня красоты и счастья Лакшми, ставшая супругой Вишну, божество вина и хмеля Сура и чудесный белый конь Уччайхшравас. Но на поверхности возник страшный яд халакутта, который грозил уничтожить все живое вокруг. Говорят, что к возникновению яда причастны братья-змеи Шешу и Васуки, ибо Шешу имеет привычку каждые 8 миллиардов 640 миллионов человеческих лет (что составляет всего лишь сутки для сидящего на нем Брахмы) изрыгать ядовитый огонь, сжигающий вселенную. Боги и особенно асуры, находившиеся близко к голове змея, очень испугались, но бог Шива, хоть он и считается разрушителем, ради спасения мира по приказу Брахмы проглотил смертельный яд. От этого его шея посинела, и осталась такой навсегда. С тех пор Шиву стали называть Нилакантха - «Синяя Шея». Однако от ядовитых испарений боги и асуры почти ослепли...
Боги и асуры уже обессилели, но продолжали взбивать океан. Вслед за конем из океана появились прекрасные девы-апсары и принялись танцевать, поднимая дух асуров и богов. Следующим из океана появился огромный белый слон Эраван, а затем чудесно благоухающее дерево Париджанта. Наконец, из вод океана поднялся бог врачевания Дханвантари, и в руках у него была драгоценная чаша с дарующей бессмертие амритой. Боги и асуры возликовали – цель была достигнута, и над их ликованием танцевали апсары.
Всеобщее ликование богов и асуров было недолгим, оно очень быстро переросло в противостояние. Сперва амритой завладели асуры, но боги не могли допустить, чтобы она досталась демонам. Тогда Вишну превратился в очаровательную женщину, красота которой была настолько ослепительна, что все в изумлении воззрились на нее, не в силах отвести взгляд. Индра покрылся тысячью глаз, а у Брахмы появилось четыре лица… Пользуясь замешательством, Вишну в облике женщины завладел драгоценной чашей и принялся раздавать амриту, однако делал он это так, что напиток бессмертия пили только боги, асурам же не досталось ни капли. И только один из асур – дракон Раху – оказался хитрее: он принял облик бога, и ему удалось получить несколько глотков амриты.
Луна и Солнце заметили хитрость Раху и разоблачили его. Вишну не дал свершиться злу: прекрасная женщина, в облике которой он находился, метнула боевой диск, и голова Раху отделилась от тела. Поскольку амрита успела дойти до горла Раху, голова его осталась бессмертной, а огромное тело рухнуло вниз, заставив вздрогнуть землю. С тех пор Раху ненавидит Солнце и Луну – время от времени он настигает их на небосводе и пытается проглотить, тогда происходят затмения. Но они заканчиваются – светила благополучно выходят из обрубка шеи дракона. (из статьи)

В правом (восточном) крыле южной галереи изображен сидящий на буйволе бог Яма с 18 руками, вершащий суд над душами, и направляющий их, в соответствии с заслугами, в один из 32 адов или 37 райских миров, которые изображены далее.

Барельеф в левом (западном) крыле галереи представляет картину битвы, описанной в индуистском эпосе Махабхарата. Глядя на некоторые участки барельефов, даже не верится, что они сделаны из мягкого и пористого песчаника, - отполированные прикосновениями рук посетителей, они выглядят как бронзовые...

Барельефы изображают мотивы древнеиндийского эпоса «Махабхарата», в частности, битву на Курукше́тре (Battle of Kurukshetra) между двумя враждующими кланами - Кауравами и Пандавами.

Еще один сюжет монументальных барельефов – «Рамаяна» и Царь Обезьян Хануман— один из самых почитаемых персонажей индуизма. Когда у царского сына Рамы демоны-ракшасы похитили его возлюбленную Ситу, на помощь ему пришел Хануман — сын бога ветра и обезьяны. Он привел на помощь Раме целое обезьянье войско. Враг был разбит... С тех пор Хануман для индусов — символ воинственности и преданности, а культ его (и обезьян вообще) распространился на всю Восточную Азию вплоть до Китая. В эпосе «Махабхарата» Хануман выступает также как мудрец.

Далее зашли во внутренний двор и поднялись по крутой лестнице в резиденцию королей. Лестница, по которой мог подниматься лишь сам король, имеет уклон в 45 градусов, а лестница «для посетителей» уходит вверх практически вертикально, ее уклон составляет 75 градусов — на башню иначе не залезть, нежели распростершись ниц по ступенькам, перебирать всеми конечностями — воистину, это единственный способ, чтобы подниматься к богам.

Ангкор Том (Angkor Thom, в переводе «Великая столица/ город») - был последней столицей великой кхмерской империи. Он был построен Джаяварманом VII сразу после набегов чамов в 1177 году (Lonely Planet: Атака чамов (тямов) в 1177 году застала кхмеров врасплох – захватчики пришли с моря, реки и озера, тогда как традиционно военные действия велись только на суше). В то время он был больше любого европейского города, и в нем проживало около миллиона человек.

Король Джаяварман VII, который жил в ХII веке н.э. и прожил девяносто лет, был королем-строителем. Ему обязан Ангкор Том своим архитектурным великолепием, по его приказу возведены дворцы, павильоны, храм Байон, укрепленные стены, изукрашенные террасы, в частности монументальная терраса, украшенная изваяниями слонов. В отличие от предшественников, чтивших прежде всего Шивy и Вишну, Джаяварман VII был горячим сторонником буддизма. Чтобы укрепить и расширить влияние буддизма, он приказал вырезать лик Будды в четырехстах экземплярах и украсил ими все важнейшие городские застройки. Всей душой преданный альтруистическому учению Махаяны, он организовал общественные работы ради улучшения жизни подданных. Вдоль дорог он повелел построить постоялые дворы для пилигримов и путешественников, но самое главное — открыл 102 больницы. На стенах больниц Джаяварман приказал сделать надписи, которые начинались словами: “Я страдал от болезней своих подданных больше, нежели от собственных болезней...”
Понятно, что в те времена такое развернутое, масштабное строительство могло позволить себе только государство, основанное на принудительном труде рабов. Китайский посол Чута-куан сообщает, что Ангкор Том в течение 20 лет строили 44 000 рабов и 1 000 резчиков по камню. Также Чута-куан сообщает, что царский двор состоял из 12640 человек, из которых 2740 - это чиновники, а 515 — певцы и танцовщицы... (из статьи)

Lonely Planet:
- Ангкор Том – Великий Ангкор, или Великий Город – эпическое сооружение площадью около 10 кв. км.
- Джаяварман VII начал строительство Байона в преклонном возрасте и не будучи уверенным, сможет ли когда-нибудь завершить строительство. В храмовом комплексе легко увидеть три уровня строительства, соответствующие трем этапам: только когда заканчивали строить один слой, приступали к следующему.
- Авалокитешвары (Будды сострадания) Байона смотрят на все стороны света.

...Дорога, ведущая к южным воротам Ангкор Тома проходит через мост, по сторонам которого расположены статуи дэвов и асуров, тянущих семиголовых змей-нага - мотив легенды об Океане Молока. Слева – дэвы (ведическое божество, в «Риг-веде», самой древней из четырёх Вед, описываются 33 основных дэвов).
Справаасуры (санскр. «не-бог»). Легко заметить, что многие головы статуй – недавние копии, отличающиеся по цвету песчаника.
Нага – мифологическое существо, пяти- или семиглавая змея; ассоциируется с водой, плодородием, созиданием. Lonely Planet: Змея-нага, изображение которой украшает большинство строений, воплощает радугу как мост между раем и землей.

У индуистов существует традиция – поливают статую Шивы водой, которая, стекая, становится освященной и спасает от болезней.

Центр Ангкор Тома – Великого города – храмовый комплекс Байон (Bayon, начало строительства ок. 1200 года), королевство четырёхликих Будд-Авалокитешвар, с состраданием глядящих на все стороны света. Медитативные улыбки ликов храма Байон (их здесь более двухсот) и время, утратившее значение....


Байон знаменит также монументальными нарративными барельефами из истории и быта кхмеров. Барельефы внешних галерей изображают исторические события, однако историки не пришли к единодушному мнению, о каком именно периоде идет речь (источник - Ancient Angkor).

Говорят, что посещающие Ангкор туристы не всегда отыскивают Теп Пранам (Tep Pranam, 'The adoring god') – это огромная фигура сидящего Будды в Ангкор Томе.

Храм Phimeanakas (небесный или божественный храм / celestial temple) и королевский дворец со львами-охранниками и слонами.

Lonely Planet: Ворота слонов – не имеют ступеней, ведущих вверх. Предназначены были для того, чтобы король и свита могли садиться на слонов или сходить с них прямо из галереи.

В северо-западном углу Королевской площади в Ангкор Томе расположена Терраса Прокаженного короля (Leper King Terrace), выстроенная в стиле Байона во времена царствования Джаявармана VII, хотя современное название происходит от статуи, обнаруженной там в XV веке.

Статуя изображает индуистского бога смерти Яму. Прокаженным королем статую прозвали, когда оригинал её от времени покрылся мхом и природными пятнами, так что поверхность стала напоминать кожу прокаженного. Кроме того, в Камбодже бытует легенда об одном из королей Ангкора, который страдал этой болезнью. На обратной стороне основания статуи было высечено имя – Дхармараджа (Dharmaraja). Оригинал статуи находится в Национальном музее в Пномпене, а в Ангкоре – копия.

Коленопреклоненный священный бык – Нанди (одно из ездовых средств Шивы).

Lonely Planet:
- Терраса Прокаженного короля – сразу на север от Террасы слонов. Это 7-метровая платформа, на которой воздвигнута нагая статуя без признаков пола. Оригинал находится в Национальном музее Пномпеня. Существуют разные легенды в пояснение возникновения статуи: по одной из них два последних короля Ангкора болели проказой, и статуя воплощает кого-то из них. Другая теория – более достоверная: это бог смерти Яма, а Терраса прокаженного короля служила крематорием.

- Если идти вдоль внутренней стены Террасы прокаженного короля, станут заметны всё более грубые следы долото – доказательство, что эта стена не была завершена, как и многие участки Ангкора.

- На северной стороне Террасы прокаженного короля (лицом к Террасе слонов) есть выход к скрытой террасе, покрытой изображениями апсар, нагов и других фигур – прекрасно сохранившихся, словно они высечены вчера.

- 350-метровая Терраса слонов являла собой гигантский подиум для публичных церемоний и королевских аудиенций.

После дождя лужи не пустили подойти близко к Террасе слонов (Elephant Terrace; создана в XII веке с некоторыми элементами, добавленными в XIII ст.), барельефы которой изображают сцены охоты на слонах.

Lonely Planet: Средняя продолжительность туров по Ангкору – два с половиной дня. Чтобы относительно внимательно рассмотреть храмы комплекса, понадобится от трех до пяти дней. Для полноты впечатлений путешествуйте по Ангкору разными видами транспорта – на машине или тук-туке (трехколесные мотоциклы с крытой коляской для пассажиров) – до отдаленных храмов; на велосипеде – до близлежащих; пешком обойдите безмятежные уголки.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...