Tuesday, June 29, 2010

художник Тэцуя Исида / Canvas in sadness. Tetsuya Ishida (1973 – 2005)

Благодаря ЖЖ Дмитрия Коваленина узнала о совершенно ошеломляющем японском художнике:
Японский художник, уроженец г. Сидзуока. С малых лет рисовал без остановки на всем, что попадалось под руку.
Основная тема работ — жизнь японского простолюдина. Преобладают мотивы «города-человейника», «живого конвейера» и стандартизации души. У героев почти всех картин — большое портретное сходство с автором.

Сюрреалистический мир механико-человека, машино-человека (именно так: сначала – машина), исполненный мучений и бросающий в дрожь. Глядя на эти картины, начинаешь задыхаться, но не можешь отвести взгляд.



Тэцуя Исида изобразил «повседневную жизнь японцев» - доведя её тёмную сторону до немыслимой трагичности. Впрочем, не исключительно японской повседневности. Хотя отсутствие индивидуальности и ощущение себя винтиком в сложном механизме – необходимая составляющая жизни Японии, конвейерность бытия, бессмысленность, зашоренность в быту, в бездумно-механическом существовании – универсальные, общечеловеческие переживания.


В основе работ Тэцуя Исиды – автопортреты. Художник с болезненной остротой чувствовал скованность, порабощенность тела машинами, механизмами, бытовым хламом и теснотой (из утробы матери - на всю жизнь скорчившись, не имея возможности распрямиться); страдал от конвейерной безысходности бытия. Центр его полотен - изувеченный человек с полными ужаса и одновременно жутко покорными глазами – глазами замученных животных в ожидании смерти-избавительницы.

Из года в год тематика картин несколько меняется. Остаётся основа – автопортрет. Но возникают новые мотивы. Спасение из пожара.


Автокатастрофа.


Больничная койка в окружении членов семьи.


Уложенные парашюты. Подготовка к путешествию – рюкзаки, связки пожиток.


Поезда. Поезда – люди, поезда на фоне, намеки на железнодорожное полотно...

С годами мотивы картин становятся всё мрачнее.

К сожалению, о художнике трудно найти более подробную информацию... Что в его работах было навеяно событиями из жизни? что рождено воображением, подстёгиваемым мучительной безысходностью?


Предсказуемый финал – Тэцуя Исида погиб пять лет назад, 23 мая 2005 года, под колёсами поезда. Он несколько недель не дожил до своего 32-го дня рождения. Принимая во внимание мотивы произведений художника, напрашивается предположение о самоубийстве.


Мои переводы - краткая биография Тэцуя Исиды; о его картинах

*
Из комментариев к статье о художнике у Коваленина:

- они все уже мертвые.

- Думаю, такая тематика родилась из постоянного культурного запрета на проявление своих эмоций. Горе оскорбляет. Неприятность - сродни неприличной болезни. Что бы ни случилось, изволь улыбаться. Нация с мертвыми улыбками, присохшими к лицу. Думаю, что только у ЯПОНСКОГО художника могла родиться такая страшная мертвая тематика. Представляю, какие кошмары его мучили по ночам.

- Меня (как, думаю, и художника) пугает тех.прогресс, усиление «бытовой» энтропии в жизни. Бесконечные средства «улучшения качества жизни» крадут саму жизнь. Люди становятся рабами палочек для чистки ушей. Японцы это как-то особенно остро чувствуют, возможно, оттого, что у них этот «процесс» убыстрен.

Коваленин: Но японцы же как бы согласны быть рабами. Поскольку если мы поймаем их и тупо спросим: Эй, господин японец, ты готов быть личностью? - НЕТ! - кричит японец. Он не готов быть личностью, он скорее задавит тебя со всех сторон - а ты к этому не готов. […] Японцы согласны быть рабами потому, что они лучше нас знают, что их в любую секунду может смести с лица земли - цунами, тайфун, землетрясение.

- прямиком в подсознание... вариации на тему белых воротничков особенно

Коваленин: А вы тоже воротничок? Я вот как-то тоже: иногда да, иногда нет. Лавирую. Но понимаю, что большинству особо не повилять.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...