Saturday, December 05, 2009

Дубаи, ОАЭ: "что теперь носят?" / Dubai dress code

Национальная одежда коренных жителей приспособлена к жаре и соответствует требованиям религии.

У мужчин кхандура (khandura) или как чаще называют экспаты - дишдашa (dishdasha) - белое длинное одеяние c длинными рукавами. Зимой часто можно увидеть дишдаши более темных оттенков – кофейного, песочного цвета, из более плотных материалов.

Белый или белый с красным головной убор - гутра (gutra) или сифран (sifran). Он крепится черной шнуроподобной повязкой - агалем (agal).

Носить традиционную белую дишдашу – привилегия коренного населения (15% процентов от общего числа жителей). Это «праздный класс, чья лояльность династии обеспечена перераспределением прибылей в их пользу, бесплатным образованием и рабочими местами в государственном секторе» (статья).

В средневековье считалось, что порядочному человеку не пристало носить пеструю одежду, ибо такая одежда - для рабов и женщин. Мужчина мог надевать ее только в стенах своего дома; а одежда благородного человека должна быть белого цвета.

Арабских женщин в национальном наряде я в шутку называю "бэтменами". Женщины "на людях" показываются в черных абайях (abaya) – это длинные, часто волочащиеся по полу, свободные одеяния-робы, под которыми прячут нормальную, "штатскую" одежду.

На голове - большая черная же косынка - шейла (sheyla). Иногда надевают вуаль (никаб), закрывающую лицо по самые глаза. Забавно выглядит, когда поверх такой вуали на глазах висят очки. Бывают женщины в черных перчатках - плюс к вышеперечисленному.

Пишут, что пожилые могут носить также кожаную маску - бурху (burkha), но я пока такой экзотики не видела, разве что на рекламе дубайских музеев и во время выступления национальных ансамблей во время праздников.
[UPD: традиционная для арабок-бедуинок маска называется батулла /batoola, или batulla]

Традиционно под абайями носили платье с длинными рукавами, расшитое золотыми, серебряными или цветными нитями, называемое "кандура". Поверх шаровар под названием "сирваль" - обычно надевается "сауб".


Под свободными складками абай часто угадываются обширные формы - женщины здесь много рожают и быстро утрачивают первозданную стройность. Зато молодые арабки [гражданки Эмиратов] – редкие модницы: из-под неизменных абай часто виднеются туфли на огромной высоты каблуках, джинсы... Под шейлами может возвышаться диковинная прическа-начес - невольно вспоминается советская школа с немолодыми завучихами, пользовавшими лак для волос "Экстра". Эти же "продвинутые" девушки обычно щедро накрашены. На руках - обилие украшений плюс модный татуаж.

Бесшумно перемешаясь стайками, арабки с непривычки производили на меня пугающее впечатление: напоминают черные привидения: ног не видно; словно по воздуху движутся...

По торговым центрам и улицам восточные люди перемещаются толпами – то есть семьей: впереди возвышается муж в дишдаше - большой, толстый и надменный; за ним толпятся две-три-четыре женщины (жёны или другие родственницы?), закутанные в черное; между ними копошатся детишки – эти одеты обычно. Как правило, замыкает шествие служанка - тайка или филиппинка, толкающая в коляске младшего отпрыска.

Вообще, в Дубае очень много детей и такое впечатление, что все они постоянно орут, катаются по полу или пляшут. Счастливое детство, в общем. По моим наблюдениям, арабы и прочие восточные люди склонны потакать любым прихотям своих отпрысков; фразу behave yourself в адрес расшалившихся детей слышала всего пару раз. К слову, семьи у местных жителей - огромные. Минимум 4 ребенка от одной жены - а жен может быть максимум четыре (говорят, правда, что молодые эмиратцы уже не склонны к многоженству).

*
(на фото) Я легко переняла местную моду.

Туристы и работающие в Дубае экспаты одеты привычно, удобно и невызывающе: у женщин - юбки (не мини), бриджи, джинсы, одежда в летяще-женственном местном стиле, провоцируемом климатом. На ногах - удобные шлепанцы (мне нравятся в арабском стиле - легкие и нарядные, продаются в супермаркетах по бросовым ценам) или сандалии, никаких каблуков.
У мужчин – длинные свободные шорты и футболки.
Многие женщины ходят по улицам под зонтами, скрываясь от солнца. Забавно, что при этом они обычно одеты во все черное (и это не арабки-бэтмены), - в джинсах и футболках, но черных. И с черным же зонтом. Странный способ скрыться от палящего солнца.

Сильно накрашены – туристки-соотечественницы; еще щедрее - азиатки в экзотических восточных нарядах.

Путеводитель сообщает, что совершенно недопустимо для женщин загорать топлесс и рекомендует не выставлять на всеобщее обозрение "участки тела, которые следует видеть лишь вашей маме, мужу да лечащему врачу". Отправляясь в более консервативные районы города, дамам советуют иметь при себе пашмину (pashmina, происходит от персидского слова pashm - шерсть, однако здесь "пашмина" может быть и из легкой, почти прозрачной, ткани) или шаль, дабы прикрыть обнаженные плечи и руки. Кстати, советуют приготовиться к тому, что у мужчин некоторых национальностей не считается неприличным откровенно пялиться на женщин - "если получится, старайтесь не обращать внимания - это они скорее из любопытства, никакого секс-подтекста".


Я довольно быстро научилась «выкупать» компатриоток: если девушка в ультра-коротких шортах/мини-юбке и/или на каблуках – точно наша. Как раз взывают к тому, чтобы на них попялились. Если тётя с начесом, намертво закрепленным лаком – своя! Если в полной боевой раскраске на лоснящемся от пота лице - наша.
Если мужчина в сандаликах, надетых на носок или с мобилкой, кокетливо прикрепленной к поясу – свой. Если выражения лица, словно под носом кусок дерьма ("Здесь же нет ничего", см.) – наши. С таким выражением - по крайней мере по шоппинг-моллам, среди "понаехавших тут" - ходят еще местные арабы; но их с гомо-советикус, конечно, не перепутать.
Кстати, чтобы здесь перемещаться сильно обнаженной, дама должна быть не только бесчувственной к культурным различиям и соблюдению этикета, но и обладать крепким здоровьем: на улице "нагишом" - рискуешь обгореть, даже сейчас, зимой. А любые помещения и авто оборудованы мощными кондиционерами - риск простудиться.

*
Кроме коренного населения, в Дубае живет и работает масса южно- и центрально-азиатских народов. Исходя из одеяний, мы "по определению" называли их пакистанцами и индусами. Но потом я больше почитала о национальных одеждах и оказалось, что тот или иной наряд вовсе не обязательно определяет национальную принадлежность облачённого в него.
Со временем, наверное, я смогу разобраться, где какая Азия – придется подтянуться по географии, в которой никогда не была сильна. Пока – основы теоретической подготовки.

Ощущение карнавала в любом торговом центре придают богатые индианки в национальных одеждах с блестяшками. В отличие от дамы на фотографии, часто это немолодые и полные женщины, национальный наряд которых не скрывает их обнаженных животов.
Сари (sari) — традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани длинной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 м, особым образом обёрнутого вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии).

Следующее по популярности местное одеяние - курта пижама (kurta pyjama).

Курта – свободная длинная рубаха почти по колен.
Паджама/или пижама – легкие свободные штаны на шнурке. Правда, ни один из тех, кто был облачен в вышеназванное одеяние, не выглядел так, как модель на фотографии - обычно это рабочие многочисленных строек.

В Дейре мужчины (а женщин там почти нет) практически поголовно носят саронг/сарунг (sarong or sarung), другое название - лунги (lungi).

Это мужская и женская одежда народов Южной, Юго-Восточой Азии, Арабского полуострова, Восточной Африки и островов Тихого океана.
Представляет собой кусок или полоску ткани, который обертывают вокруг бедер или груди. Прикрывает нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки.

У разных народов имеются свои способы повязывания саронга, но во всех случаях его использование служит одной цели — защите кожи от солнца и обеспечению телу вентиляции снизу в жарком тропическом климате.
Для удобства при работе или сохранения тепла в случае похолодания полы саронга могут быть завязаны узлом или подоткнуты за пояс.
Ношение саронга требует некоторых навыков и придаёт плавность движениям человека, который не хочет его потерять (так как бельё под эту одежду, по традиции, не надевают).

Салвар камиз (Salwar kameez) – или шальвар камиз (shalwar kameez or shalwar qameez) – традиционная одежда женщин и мужчин в Южной Азии.

Сальвар или шальвар (отсюда, видимо, «шаровары») – свободные легкие штаны наподобие паджамы/пижамы.
Камиз – длинная рубаха или туника. По бокам камиза - разрезы почти до талии, называются они чаак (chaak) и служат для придания большей свободы движениям.


Дхоти (dhoti) - традиционный вид мужской одежды, распространённый в странах Индийского субконтинента, в частности в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани длиной 2—5 м, обёртываемую вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног. Обычно при этом используется белая или одноцветная ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. В надетом виде напоминает узкие шорты или короткие шаровары. В южной Индии и в Пенджабе дхоти традиционно носили в виде юбки-запашки.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...