Thursday, December 10, 2009

Дубай - транспорт, движение, вождение / Driving in Dubai

Самый популярный транспорт - автомобиль, личный или такси. Есть автобусы - марштуров 60, - остановки которых оборудованы закрытыми помещениями с АС (air-conditioning) и нарядными баками для мусора трёх сортов: бумага, стекло + пластик, прочее (на фото). Однако автобусами пользуются в основном малоимущие слои населения.

Движение на дорогах активное и беспорядочное - из-за превышения скорости, отсутствия этики вождения (редко кто придерживается своей полосы), из-за обилия транспортных средств. А еще, думаю, потому, что на дорогах много новичков - которые резко меняют полосу, завидев заветный указатель. На мотоциклах рассекают отважные курьеры и бесстрашные доставщики пиццы и прочей всячины - что ж, отвага входит в перечень требований профессии.

Покрытие идеальное, но трассы запутанные, со множеством развязок. Однако справедливости ради - вдоль дорог масса полезных громадных щитов. Синие и зеленые - указатели улиц и районов; коричневые направят вас к историческим памяткам, всяческим достопримечательностям и больницам.

Для облегчения навигации все дороги были пронумерованы. Однако люди обычно обозначают улицы по названиям знаменитых зданий или гостиниц, на них расположенных. Посему нумерация дорог постепенно выводится из употребления - и заменяется официальными названиями.

C целью снизить поток транспорта на дороге Sheikh Zayed Road, в 2007 году в разных точках города были установлены электронные платные ворота - так называемый Salik. Водителю необходимо иметь на лобовом стекле специальную табличку, подтверждающую наличие у вас кредита для проезда.
Сейчас действует четыре Salik'a. Система автоматически считывает 4 дирхама со счета водителя каждый раз при проезде под воротами.
С декабря 2008 пассажиры такси освобождены от уплаты Salika.

Несмотря на небольшие размеры города, количество дорожных происшествий достаточно внушительно: в среднем 125 в месяц, включая 18 смертей (данные дубайской полиции).
То есть, каждые двое суток в автокатастрофах гибнет один человек. Стиль вождения агрессивный; часто кажется, что водители не ведают о том, что на дороге они не одни.

Микроавтобусы и прочий неперсональный транспорт оснащены надписями: "Am I drive safely? If not please call..." (следует номер телефона, куда можно пожаловаться на небезопасное вождение).

Водителю запрещено разговаривать по мобильному во время движения. Совершенно недопустимо вождение в нетрезвом виде - даже наутро после вечерней попойки не следует садиться за руль. Есть штрафы за превышение скорости - одно из основных нарушений - и парковку в неположенном месте. О большинстве штрафов узнают только во время ежегодного техосмотра - за движением следит множество фиксированных и передвижных радаров. Оплатить штраф можно в течение недели или двух - но затем в случае неуплаты будет начисляться пеня.

**
Разыскивая информацию, набрела на блог Джессики – британки, которая с 1998 года живет в Дубае. Она описывает разные подробности местной жизни. Например:

Магистраль в опасной зоне – вождение в ОАЭ
"Вождение в Эмиратах сопряжено с ежедневным выбросом адреналина в страхе за свою жизнь. Я не шучу: в ОАЭ самый высокий в мире процент смертей на дороге на душу населения. В среднем происходит две аварии в минуту; и каждый день в дорожных происшествиях гибнет человек. Причины – невероятное количество автотранспорта на дорогах + отсутствие водительской этики.

За десять лет мне «удалось» оказаться всего в двух авариях в часы пик и оба раза за рулем второй машины были арабы, ударившие мой автомобиль сзади.
По сути, такого понятия, как этика полосного движения, не существует: едва ты покажешь, что хочешь сменить полосу – сзади идущая машина непременно заблокирует путь.
Самое страшное время – вторая половина дня и вечер четверга, когда многие арабы и молодые экспаты прилетают в Дубай на выходные. Они тут же включаются в авторалли на дорогах, зигзагообразно метаясь по трассе на максимальной скорости. Едва завидев кого-то из них, лучше оставаться на своей полосе и держать прежнюю скорость – любая попытка возникнуть на пути у лихачей может стать фатальной.
Туман, а также идиотское превышение скорости стало причиной столкновения и пожара сразу шести автомобилей в марте 2008 (на фото справа вверху).

И помните: в Рамадан к вечеру люди могут быть довольно озлоблены из-за низкого уровня сахара в крови и сигаретного голодания. Я лично никогда не выезжаю в течение 30 минут до и 30 минут после Ифтара (Iftar), поскольку люди в бешеной спешке несутся домой, чтобы прервать наконец пост. Каждый год количество происшествий на дорогах в Рамадан подскакивает на 200%! Так что лучше на закате держаться от трассы подальше...


Существует проблема в лице садовников / развозчиков на велосипедах, часто передвигающихся без каких-либо световых индикаторов по встречной полосе; а также отчаявшиеся рабочие-самоубийцы, выбегающие на трассу с целью быть сбитыми автомобилем, – чтобы их семьи в Азии могли получить пособие в виде «кровавых денег», выплаченных водителем.
Добавьте к этому чрезмерно груженные траки, на высокой скорости теряющие всё, что угодно – от картонных коробок и деревянных брусков до разорванных автошин – серьезные препятствия на трассе".

**
Даже на самых отдаленных и тихих улицах следует остерегаться бродячих животных - в частности, верблюдов. Из другой статьи Джессики:

"Дорожный знак «осторожно, верблюды» установлен не просто так. В пустыне или на малозаселенных окраинах города риск столкновения с верблюдом достаточно высок – особенно в период песчаных бурь и туманов (сентябрь-октябрь), когда видимость сведена к минимуму.

В конце 1970-х (считай, в прошлом веке) моя свекровь-автомобилистка сбила верблюда. Её пассажир оказался ранен. А свекрови пришлось судиться с владельцем убитого верблюда, который (владелец) требовал выплаты крупного штрафа.
Так что, хотя территории, где находятся верблюды, обнесены заграждениями, никогда не знаешь, что может произойти..."

**
Если во время вождения водитель сбивает человека – ему придется заплатить определенную сумму семье погибшего, так называемые «кровавые деньги». Максимальная сумма составляет 200 тыс. дирхамов, и ваша автомобильная страховка покрывает её. Однако получить страховку будет нелегко – агентство может заявить о виновности водителя в происшествии. В то же время, семья жертвы может отказаться от права требования «кровавых денег».

9 сентября 2009 года открылась первая линия метро - Красная. (Знакомые рассказывали: в вагонах такой холод, что впору надевать куртки). Планируется запуск Зеленой и Пурпурной линий.

(фото с сайта Gulfnews)
Таксисты обязаны носить униформу. Машины такси - все нарядно бежевые; отличаются только цветом крыш, идентифицирующим фирму-поставщика услуг.

В 2007 году начали работать специальные женские такси - с розовой крышей. Их водители – женщины-арабки. Я видела такие такси – водитель-дама в форме стилизованной под абайю и шейлу выглядит очень колоритно. Перевозить они могут только пассажиров-женщин, либо смешанные пары.

Для пешеходных прогулок в Дубае возможностей мало. Большинство дорог попросту не имеют тротуара. Подразумевается, что в городе, где полгода средняя температура превышает +45 градусов Цельсия, никто не захочет активно прогуливаться. В зимние месяцы гулять можно в центре города, в парках или вдоль Залива (Моря) в районах Дейра (Deira) и Джумейра (Jumeira).
[UPD: Из опыта могу сказать, что при желании в комфортное время года - с ноября по март - передвигаться пешком очень даже можно.]

При получении водительских прав необходимо пройти проверку зрения. Это можно сделать в любой оптике - стоит 25 дирхамов + предоставление двух ваших фото на документы.

Если вашей страны нет в списке стран, граждане которой автоматически получают право вождения в Дубаи, вам придется сдавать тест на вождение, независимо от того, есть ли у вас действующие водительские права своей страны или нет.
Соответствующие услуги предоставляет несколько организаций. Некоторые из них предлагают часовые уроки по удобному для вас расписанию - стоит это около 35 дирхамов в час.

Женщины должны проходить уроки вождения с инструкторами-женщинами; стоимость урока - 65 дирхамов/час. Если женщина изъявляет желание заниматься с инструктором-мужчиной, ей придется предоставить справку о том, что у её мужа/спонсора нет возражений (так называемое Non Objection Letter, NOL), а также принести подобный документ из Дорожной полиции (RTA - Road and Transport Authority).

UPD:
Не вся информация. Из собственного опыта сообщаю: чтобы даме получить водителя-инструктора мужескаго полу, потребуется: копия RTA learning permit'а на обучение вождению + копия паспорта «спонсора» (так они называют мужа или работодателя) + копия твоего паспорта + NOL (они дают свой бланк для заполнения) + платишь 10 дирхамов. На процессирование бумаг потребуется дня три, так что лучше позаботится об этом сразу после получение RTA permit'a (увы, я этого не знала, а никто не предупредил).
Вообще, арабы бюрократы вроде советских - бумажки обожают, и без устали скрепляют их степлерами!

источник; перевод и комментарии - автор блога

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...