Wednesday, August 12, 2009

Esquire №4, сентябрь 2005: история мракобесия и Ноам Хомски

Приобрела подержанный выпуск журнала Esquire - №4 за сентябрь 2005 года. В общем, многое из него вывешено в архиве на сайте журнала - например, симпатичный рассказ Мураками "Что такое джаз".

[UPD 2011: с появлением нового сайта журнала все он-лайн архивы утрачены. Поэтому дополнила этот пост текстами]

Или письмо редактора:
"Но вчера в цирке на Вернадского я видел дрессированных медведей, которых таскают за намордник люди с гестаповской осанкой, и дрессированных котов, которые, в ужасе прижав уши, вращают лапами подожженные с двух концов палки. И сегодня утром я пришел на работу, сел на исцарапанный Мурзиком зад, включил компьютер и написал колонку о том, что мне жаль котов. Мне жаль котов, мне жаль перепуганных медведей в бескозырках, танцующих вприсядку, и мне жаль людей, которым такая мерзость доставляет удовольствие".

Из невывешенного на сайте Esquire'a:

Интервью с Ноамом Хомски:
"Очень легко подчиниться мировоззрению, которое «отвечает твоим интересам». Большинство из нас не убивает людей налево и направо и не ворует пищу у детей. Очень многие действия мы считаем патологическими, если совершаем их индивидуально. С другой стороны, если они совершаются коллективно, их признают уместными и необходимыми.
[...]
Да, тебя с пеленок учат, что единственный выбор, который тебе доступен, - это выбор товаров. Не твое дело, как работает правительство, какова его политика, как организован город и прочее. Твое дело - приобретать предметы потребления. Это вбивают в голову с младенчества. Поэтому и выборы наши - фарс. Они сфокусированы не на проблемах. То есть никто не знает, какова позиция кандидатов по тому или иному вопросу. Потребуется целый исследовательский проект, чтобы выяснить, какова их позиция касательно здравоохранения или еще чего-то, если она вообще у них есть. Нам положено фокусироваться на качествах. Ну знаете: «Сильный ли он лидер? Защитит ли он нас? Симпатичный ли? Хотел бы ты встретиться с ним в баре?» То, что называется здесь выборами, - мы бы просто смеялись над ними, происходи они в другой гране. Ну что такое наши выборы? Два человека с одинаковыми биографиями: богатство, политическое влияние, те же элитные университеты, состояли в тех же тайных обществах, где обучают быть правителем, оба стали кандидатами, потому что финансируются теми же корпоративными организациями".
Весь текст интервью

Еще - статья «История мракобесия»:

Художник: Фидий
Работа: Статуя Афины Парфенос
Время: V в. до н.э.
Происшествие: Среди героев, изображенных на щите Афины, Фидий поместил себя, за что был обвинен в богохульстве. Плутарх рассказывает об этом случае так: «Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно всё же видно с обеих сторон».
Итог: Фидий был заключен в тюрьму, где и умер.


Художник: Веронезе
Работа: «Тайная вечеря»
Время: 1573
Происшествие: Художник Паоло Веронезе был осужден трибуналом за неканоническое включение в сцену кошек, собак, карликов, гуннов, шута с попугаем (символом похоти), а также нетрезвых людей. Инквизитор назначил художнику в течение трех месяцев и за собственный счет исправить картину таким образом, чтобы она отвечала важности изображаемого сюжета.
Итог: Веронезе ограничился тем, что ввел надпись: FECIT D.COVL MAGNU LEVI-LUCAE CAP. V («И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение». Лк. 5). Таким образом, он изменил лишь название холста, превратив «Тайную вечерю» в «Пир в доме Левия».


Художник: Микеланджело
Работа: Роспись стен Сикстинской капеллы
Время: 1536-1541
Происшествие: Фреска «Страшный суд» на алтарной стене оказалась далека от традиционной иконографии: на ней был изображен голый безбородый Христос, обнаженные бескрылые ангелы, а также был виден автопортрет на коже, снятой со Св. Варфоломея. Художника обвинили в отступлении от правил благочестия, причем скандал не утихал так долго, что через 20 с лишним лет нарушениям Микеланджело была посвящена часть трактата «Об ошибках и злоупотреблениях художников в исторических композициях».
Итог: Папа Павел IV собирался сбить фреску, но затем поручил другому художнику написать «поверх фигур легкие ткани, которые бы прикрыли наготу» микеланджеловских персонажей.


Художник: Николай Ге
Работа: «Что есть истина?»
Время: 1800
Происшествие: Картина была снята с выставки после письма обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева императору Александру III: «Не могу не доложить Вашему императорскому Величеству о том всеобщем негодовании, которое возбуждает картина Ге «Что есть истина?». Художник имел в виду надругаться над [...] образом Христа - Богочеловека и Спасителя».
На полях письма император приписал: «Картина отвратительная» - и запретил возить ее по России.
Итог: Ге подал заявление в правление Академии художеств об увольнении, а картина в результате была утеряна. Ныне ее репродукцией (из каталога 1894 года) иллюстрируют свои статьи православные сайты.

А еще Булгаков использовал картину в романе «Мастер и Маргарита» - беседа Пилата с Иешуа, белая мантия, кровавый подбой...

**
Андрей Битов "Эссе о так называемых неприятных словах":
 
Неприятное слово «эссе». Раздумья, размышления, опыты — все не подошло. А это — мочегонное — победило.

То же — естественный как противоположность неестественному, а не наоборот.
(Ахмадулину избрали в РАЕН (Российскую академию естественных наук)… «А что, разве бывают науки неестественные?» — сказала она.)

Сука, козел, свинья… Хватит оскорблять животных, награждая их собственными свойствами!

Так аббревиатура — это болезнь, оспа языка. Сокращения все неприятны — приоритет согласных.

**
5-минутный путеводитель по зубам:

Голливудская улыбка

1. В Америке есть присказка — если в лифт вместе с тобой вошел незнакомый мужчина и не улыбнулся тебе, значит, он пришел тебя убить. Даже американские убийцы оснащены превосходным оскалом, который принято демонстрировать при каждом удобном случае. Путь к успеху — это голливудская улыбка. По слухам, самая дорогая — у Джулии Робертс. Голливудская улыбка — это «художественная реставрация зубов с восстановлением анатомической формы зуба и цвета с применением светоотверждаемых материалов последнего поколения ведущих мировых производителей». Стоимость такой улыбки в Москве — 2-3 тысячи долларов. Надо сказать, что в Америке это стоит почти в два раза дороже — около 6 тысяч долларов.

2. «Отстегивающаяся улыбка звезды» появилась в ассортименте модных стоматологов Голливуда совсем недавно, однако сразу же приобрела большую популярность у людей, не располагающих баснословными деньгами на изготовление настоящей голливудской улыбки. Американские дантисты предлагают соотечественникам экономичный вариант за $3 тысячи. Зубы пациентов служат креплением для накладных зубов за счет потайных крючков. При этом имеющиеся зубы ни деформации, ни разрушению не подвергаются.

Самый главный стоматолог

Леонардо да Винчи от стоматологии — великий дантист Пьер Фошар родился в Анжере в 1678 году. По совету отца занявшись хирургией, очень скоро Фошар решил оставить прибыльное дело в пользу стоматологии. Зубные протезы в тот блестящий век могли позволить себе лишь очень состоятельные люди, поэтому первыми пациентами Пьера стали представители парижской аристократии. Неожиданно выяснилось, что Фошар — стоматологический гений. Он придумал привинченное к полу кресло, систему маленьких зеркал, особый свет, для точного направления которого он также придумал специальный прибор с линзами и зеркалами. Коротко говоря, он придумал современный стоматологический кабинет. Некоторое время спустя он изобрел вставные зубы в их современном виде: штифтованные зубы, мосты. Другое важное изобретение Фошара вызвано соображениями косметического характера: чтобы придать зубам из слоновой кости более естественный вид, он покрывал их колпачками из золота, на которые наносился слой обожженной фарфоровой эмали различных цветов. Эта новация положила начало изготовлению искусственных зубов из фарфора. Наконец, Фошар придумал и столь популярные ныне металлические пластинки для исправления прикуса. Мсье Фошар был личным дантистом Дидро и Руссо и несколько раз лечил зубы Людовику XV — в частности, сделал ему маленький мост.

В протезной мастерской великого дантиста производилось до 1000 вставных зубов в год. Себе мастер оставлял только важные заказы. Например, для маркизы де Помпадур Фошар сделал несколько штифтовых зубов из драгоценных материалов. Каждый такой зуб стоил французской казне 100 луидоров (приблизительно 10 тысяч долларов).
Сам Фошар к концу жизни стал чрезвычайно богатым человеком. Вероятно, именно ему человечество обязано мифом о безбедной жизни стоматологов.

Социология

В соответствии с результатами опроса, проведенного канадскими социологами, около 800 человек разных возрастов и профессий из 1000 опрошенных самым страшным врачом считают стоматолога. (Панически боятся стоматолога 37% женщин и 19% мужчин.) Второе место занимает гинеколог. Венерологи на седьмом месте. Забавно, что те же 800 человек на вопрос: «Если бы вы стали врачом, то какую профессию вы бы выбрали?» — ответили: — «Профессию стоматолога». Видимо, оставшиеся двести человек входят в те 2% землян, которые вообще не знают, что такое зубная боль и кто такие дантисты.

Панацея от кариеса

«Давно бы пора пристрелить Истера, — заговорил он. — Избавили бы его от боли, от ревматизма… К старичью надо быть милосердным, избавлять от страданий… Один выстрел, сильный шум, одна сильная боль - скажем, в голове — и все. Это лучше, чем вечная ломота в костях и гнилые зубы».
Джон Стейнбек, «Великие горы»

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...