Sunday, March 08, 2009

Международный женский день / International Women's Day

Идея установления специального дня солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе против угнетения, неравенства, за свои права была выдвинута известной немецкой революционеркой Кларой Цеткин (Clara Zetkin) в 1910 году на женской конференции в датской столице Копенгагене. День 8 марта был выбран для праздника женской солидарности не случайно. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда.
В 1908 году прошли массовые демонстрации, требовавшие запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса.
Впервые Международный женский день отмечался в ряде стран Европы в 1911 году.

В России Международный женский день 8 марта празднуется с 1913 года. С первых лет советской власти он стал государственным праздником, с 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску.

* * *
UPD
Семейный психолог Людмила Петрановская - про Восьмое марта

Мужчины шарят по прилавкам взглядом цепким —
Духи, конфеты, розочки, вино —
Недобрым словом поминая Клару Цеткин
И Розу Люксембург с ней заодно.
В конторах тетки за шкафами крутят кудри
И бодро красят сеточку морщин,
Чтоб каждой грымзе, мымре, выдре и лахудре
Упиться комплиментами мужчин,
Упиться праздником до визга, до икоты,
Пока на стол не рухнет голова...
Прости нас, Клара, но сегодня вряд ли кто-то
Пойдет бороться за свои права.
Л. Уланова

Действительно, уж насколько мы привычны к инверсиям всего и вся, чай не первый год живем в оруэлловском мире, но праздник 8 марта даже на этом фоне впечатляет. Задуманный как день борьбы женщин за то, чтобы иметь равные права с мужчинами, созданный женщинами, которых воротило от патриархального «особого» отношения к даме, он превратился в день, когда «особость» женщин подчеркивает даже тот, кто обычно не заморачивается.
Именно в этот день все вдруг бросаются уступать место и придерживать двери, то есть делать все то, от чего кости бедных суфражисток, наверное, со стуком ворочаются в гробах. Не говоря уже о подарках, которые сплошь либо гламурны (цветочки-колечки-бирюльки), либо откровенно намекают, что, сколько бы Роза с Кларой ни колотились, а бабский удел — кухня (тостеры-сковородочки-прихваточки). И сами дамы, вместо того, чтобы идти на митинги, идут в парикмахерские и делают маникюр.
Если учесть, что при этом подавляющее большинство женщин уже давно не борются за право работать, а пашут, бывает, и побольше, чем мужчины...
А дополнительный выходной 8 марта используют, чтобы наконец разгрести накопившиеся домашние дела, или побыть с детьми, или просто выспаться...

«Сюр» становится полным, законченным, гармоничным и достойным помещения в Палату мер и весов в качестве эталона сюра.
Но возникает вопрос.

Если все это такой бред, если этот праздник дик и никому не понятен, то почему он так живуч? Мало ли официозных глупых дат, которые люди просто игнорируют! А тут — прям событие, готовятся все, традиции свои есть. И как бы скептически, скажем, мужчины, ни относились к «гинекологическому празднику», а бегут как миленькие «шарить по прилавкам взглядом цепким», и в страшном сне им не приснится, чтоб вот просто забить и все. А уж учительницу не поздравить! Свят-свят...

Вот у меня есть на эту тему гипотеза. Мне кажется, праздник просто занял в нашем сознании место древнего культа Великой Женской Богини. Как раз ранней весной, перед началом пахоты, наши предки старались умилостивить Богиню щедрыми дарами, ей воспевали хвалы, ее чествовали и всячески ублажали. Потому что она, конечно, дающая жизнь и все такое, но от нее же зависело, чтобы все не сдохли с голоду ровно следующей зимой. Нрав-то у нее крутой, к непочтению нетерпимый. И она всегда и рождающая, и поглощающая, и любящая, и опасная, а власть ее такова, что все мужские бряцанья мечами и метания громов — лишь забавные спецэффекты на фоне этой темной бездны.
Ну, и как, скажите на милость, имея такой архетип в голове, не поздравить достойно тещу? Даже если из тебя так и прет ирония в адрес Розы с Кларой? Гера-то с Астартой постарше будут и посерьезней тетеньки.

Учительницы-воспитательницы — вообще отдельная песня. Именно их поздравление носит характер культа, абсолютного must-be-done. Еще бы! Ведь у них власть над детьми нашими, буквальная и ежедневная. Могут оросить благодатной любовью, а могут и сожрать. Как же не умилостивить?

Непременная часть культа Богини — женские таинства, мистерии, куда вход мужчинам был заказан под страхом смерти. И дамы там, надо думать, отрывались нехило. В том числе с использованием психотропных препаратов и прочих техник изменения сознания.
Эх, хорошо, наверное, было! В голом виде, да под лунным светом, да с одуряюще пахнущей весенней землей под ногами... Кстати, и сегодня единственный по-настоящему приятный способ отметить 8 марта — в чисто женской компании. Чтоб и поржать до упаду, и выпить, и ни минуты не думать о том, как выглядишь и как себя ведешь.

В общем, девушки, это я к тому, что шутки шутками, а дело серьезное. Пущай дарят и прославляют. Надо являть благосклонность и милость. Архетипы не пропьешь. Не нами придумано, не нам и отменять.
Хотя под луной и в голом виде было бы лучше.
С праздником, сестры!

См. также

Еще: Л. Петрановская о феминизме

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...