Sunday, November 01, 2009

теоретическая подготовка: история и культура ОАЭ / UAE history, culture

Объединённые Арабские Эмираты (Имарат эль-Арабия аль-Муттахида/ОАЭ) – молодое государство, возникшее в результате объединения 2 декабря 1971 года шести эмиратов (княжеств):
Абу-Даби (Abu Dhabi), Дубаи (Dubai), Шарджа (Sharjah), Аджман (Ajman), Умм-аль-Кувейн (Umm al-Quwain) и Фуджейра (Fujairah).
В феврале 1972 года в состав ОАЭ вошел эмират Рас аль-Хейма (Ras al-Khaimah).

Каждый эмират имеет собственное правительство и соответствующие административные органы. Название каждого из эмиратов совпадает с названием его главного города.
Согласно письменным свидетельствам, Дубаи существовал по крайней мере за 150 лет до возникновения ОАЭ. Это второй крупнейший эмират после Абу-Даби.

Столица страны – город Абу-Даби, где проживает около 700 тысяч человек.

Глава государства - президент, Его Высочество шейх Халифа бин Заед Аль Нахайан, правитель Абу-Даби.

Население ОАЭ на 20% состоит из коренных жителей, остальные – выходцы из других стран арабского региона, а также из Индии и Юго-Восточной Азии.

Площадь страны – около 83 600 кв. км – примерно равна площади Ленинградской области. Береговая линия ОАЭ – 600 км побережья Персидского залива и 100 км побережья Оманского залива.

История

Наряду с Двуречьем и долиной Нила, юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива считаются древнейшими очагами цивилизации.

Политическое и экономическое возрождение прибрежных районов Персидского залива начинается с образования государства Александра Македонского (334-323 гг. до н. э). Найденные на побережье Оманского залива остатки древнего порта позволяют предположить, что именно здесь располагалась база для флота Александра Македонского при подготовке им похода в Индийский океан.

В конце I тыс. до н. э. началось переселение семитских племен с юга и из центра Аравийского полуострова в район Персидского залива. Позже они основали в дельте Тигра и Евфрата одно из первых арабских государств - Харакена.
Государственное согласие длилось недолго: несмотря на бурное развитие торговли и расцвет городской жизни, когда возникают такие сравнительно крупные центры как Дубай, Шарджа, Фуджейра, в середине VIII в. начинается сепаратистское движение в провинциях. Следствием его стало превращение этих городов в столицы относительно самостоятельных шейхств и султанатов, позднее объединившихся в исмаилитское государство карматов.
Несмотря на несколько неудачных попыток вмешательства со стороны Ирана XIII в., большинство шейхств и султанатов оказались в вассальной зависимости от Омана.

Особое внимание европейцев Персидский залив привлек в конце ХV в. после открытия морского пути из Европы в Индию (1498 г.). Суда слишком часто подвергались нападениям со стороны арабских прибрежных племен, и опасное побережье залива стало называться "Пиратский берег". Европейцам пришлось принять меры для обеспечения безопасности дорогостоящих и рискованных перевозок. Любопытно, что сами арабы морской разбой никогда не воспринимали как достойныое порицания явление в общественной жизни, более того, с древних времен в нем не видели ничего предосудительного и необыкновенного. Арабский язык так и не создал для этого понятия специального слова, пиратов не называли даже морскими разбойниками, а употребляли более мягкое определение "хищные".

В начале ХVI в. Португалия установила контроль над входом в Персидский залив из Индийского океана. Главным её соперником в борьбе за этот район выступала Турция, всячески подстрекавшая арабские племена к восстанию против португальских захватчиков.

В борьбе за независимость стран Персидского залива наиболее значительную роль сыграло крупное племенное объединение кавасим на полуострове Мусандам. Название племени происходит от имени его вождя Касими, который якобы был одним из потомков пророка Мухаммеда. От этого шейха ведут свою родословную правящие в настоящее время семейства в княжествах Шарджа и Рас аль-Хайма.

В 1600 г. по хартии королевы Елизаветы основывается Ост-Индская компания, получившая монопольное право на торговлю с Ост-Индией, включая право вести войну и заключать договоры со странами, расположенными в бассейне Индийского океана.

В ХVII в. на территории современных ОАЭ и Омана было основано государство Яруба, после освобождения от португальцев вобравшее не только северо-восточное и западное побережье Аравийского полуострова, но и Восточную Африку; распалось оно через сто с лишним лет из-за внутренних противоречий.

В 1853 г. был подписан Договор о постоянном мире (Perpetual Maritime Truce) на море между всеми шейхствами жемчужного побережья Персидского залива, которое с тех пор стало называться Договорным берегом (the Trucial Coast), или Договорным Оманом (Trucial Oman). Договор этот, однако, не действовал на суше, и Англия взяла на себя обязанность выступать посредником в урегулировании сухопутных споров, а также защищать эмираты от нападения на них третьей стороны. Поступившись независимостью однажды, шейхи Договорного Омана по соглашению 1869 г. обязывались не заключать самостоятельно соглашений с третьими странами, не предоставлять им какие-либо привилегии и не сдавать в аренду территории своих эмиратов без согласия Англии. Спустя некоторое время английское правительство полностью взяло на себя все внешние сношения эмиратов Договорного Омана, т.е. окончательно закрепило английский протекторат.

К началу Первой мировой войны по англо-турецкой конвенции 1913 г. Англия имела исключительное право на Договорный Оман, а в 1922 г. англичане установили свой контроль за правом шейхов предоставлять кому-либо концессии на разведку и добычу нефти. Поэтому основной доход арабскому населению по-прежнему приносила торговля "рыбьим глазом" - жемчугом, а не нефтью.
Только с началом добычи нефти в 1950-е годы княжества Договорного Омана стали выходить из кризиса, по-прежнему находясь под английским протекторатом, против которого в 1964 г. выступила Лига арабских государств. Пришедшее на смену консерваторам лейбористское правительство Англии согласилось со справедливостью выдвинутых требований и в 1968 г. было заявлено об уходе Британии из Персидского залива к концу 1971 г.
2 декабря 1971 г. возникло новое государство - Объединенные Арабские Эмираты, которое является конфедерацией из семи отдельных княжеств.

Культура

Коран запрещает изображение растений и животных, и, хотя нет прямого осуждения искусства, один из хадисов (изречение, в переводе с арабского языка буквально означает “слово”, “новость”) гласит: "В день Страшного суда Бог накажет художников, творцов образов, потребовав от них невозможного: оживить свои творения". Помимо миниатюры, собственно живопись и скульптура (исключая современную монументальную, которой много) в исламской культуре отсутствуют.

Г. К. Честертон говорил: "Когда смотришь на восточный ковер, поражает то, что изображения цветов и животных на нем искажены." Таким способом, стилизуя изображение до неузнаваемости, восточные мастера могли обходить религиозный запрет.

Считается, что язык Корана - классический образец арабского языка, на котором беседуют ангелы и люди в раю. У древних бедуинов поэтический дар ценился высоко как редкое умение или знание; стихам приписывалась магическая сила.

Европейцы, слушая восточную музыку или восточных певцов, нередко испытывают непреодолимое чувство скуки. Это объясняется специфически развитым у арабов слухом, для которых в музыкальном исполнении главное - ритм, последовательность тактов, а не мелодика. По небольшим барабанчикам - "уда", "дафф" - бьют то с краю, то по центру, и для араба в кажущемся однообразии напева заключается высокий смысл.

источники: 1, 2, 3

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...