Thursday, November 13, 2008

"Возлюби недалекого своего": А. Гордон - интервью и "Школа злословия"

АГ зазывает Толстую в своего «ГордонКихот»а: «Что касается претензий к Толстой - не может Лев Николаевич, Александр Сергеевич, Федор Михайлович или даже на худой конец Владимир Владимирович сидеть в жюри передачи "Минута славы". Это первое. Второе. Толстая живет по принципу: если мне не понравился Храм Гроба Господня, значит что-то с ним не так. Мне кажется, самое время поставить перед ней зеркало, может быть, разрыдается и ужаснется. А потом нечестно. Она обещала прийти и не идет, а я пришел и был первый героем ее забытой "Школы злословия".

Отыскала упомянутый первый выпуск «ШЗ» (еще одна очень субъективная программа), гостем которой и был АГ (эфир 2 октября 2002 года).



Откровенно сказать, скучно. Заявленной словесной дуэли - "острой, ироничной и принципиальной", - не было. Дамы – с опаской и без сноровки (первый выпуск) – попытались приподнять маску «бездушного эрудита» ("и пиджак у него хороший, и руки красивые, да всё в нем прекрасно. А души нет". И музыки он не чувствует, и в Бога не верит, и говорит, что души не бывает).
Телевизионщик со стажем, Гордон не дался, не дал шанса, уведя дам в дебри определений отличий «чувств» и «эмоций», - а Толстую еще и в описания процесса творческого экстаза.
Дамы подтормаживали; язвили разве «за глаза»; о ядовитом нападении - и речи нет. Собеседникам – хозяйкам и гостю - было явно скучно в обществе друг друга.

**
Заинтересовавшись «ГордонКихот»ом, со свойственным мне педантизмом принялась знакомиться с «образом автора», давшего передаче своё каламбурное имя (раньше не слышала о нем и никаких его программ не смотрела).
Чтобы составить общее представление – насколько это возможно из его передач (других произведений не знаю) и интервью (в Сети их великое множество; источник мутноват, но другого для любопытствующего обывателя вроде меня – нет) – ознакомилась.

В интервью речь обычно ведётся об одном и том же (дивилась на вопросы-близнецы - почему бы журналистам не сэкономить время и не сделать подборку цитат из таких же интервью?): как косил от армии в Кащенко ("Диагноз был поставлен такой: статья 9Б - "психопатия со склонностью к сутяжничеству", что, в общем-то, очень похоже на правду") - и учился в театральном; как уехал в Америку, сушил там рыбу на балконе, потом – вернулся; как вёл разные радио- и телепередачи (жалею, что не видела его встреч с учеными; хотя – полуночница из меня никудышная); как женился - и стал давать интервью вместе с молодой женой (по словам АГ, супруга гениальна во всём – кино и литература... Признаться, с её творчеством не знакома, хотя девушка она славная - бездомных животных жалеет. А вот интервью супругов Гордон в «Домовом» покоробило косноязычием юной жены, - среди прочего сообщившей инцестуальные какие-то подробности: "Я была первым ребенком в очень большой семье капитана первого ранга, моего дедушки" - это еще и при наличии старшего брата) – потом развёлся. Несмотря на внешнюю невозмутимость и сдержанность - снимает стресс, швыряясь табуретками, а также безудержно поет под чарами алкоголя, - и т.д.

В общем, телеведущий, который "десять с лишним лет работает тем, чего не может быть, — умным человеком в телевизоре", поразивший «лица необщим выраженьем», оказался личностью своеобразной, но и "живым человеком", со своими бзиками; умный, разносторонний, ироничный, талантливый, циничный, патриотичный (не преминул обозвать Кундеру знаменитым "чешским быдлом" Бродского - тут же оговорившись, что и Бродский как "ветряная мельница" годится), женолюбивый, вполне медийный (терпеливо даёт интервью, «для денег» занимается ТВ)...

из интервью:

об Америке:
Мне не нравятся в Америке люди и отношения между ними. Мне не нравится необходимость постоянной, непрерывной, почти маниакальной заботы о завтрашнем дне.

...народ тамошний колоссально необразован. Русские вынуждены общаться между собой, потому что с этими местными маугли говорить невозможно.
В их жизни нет места сомнениям и рефлексии, что скверно, потому что, если человек периодически не озирается, он не понимает, где находится.

Я не знаю, были ли американцы на Луне, но то, что все фотографии, все пленки, которые предоставляются как доказательства того, что они там были, подделка - в этом я не сомневаюсь.

В детстве я отказывался ездить в пионерские лагеря. А Америка – это огромный лагерь выросших пионеров. Со своей идеологией, ходьбой строем.

о телевидении:
...телевидение - низкий жанр, вне всякого сомнения. Не потому, что человек смотрит его между кухней и туалетом, или между походом на работу и в кино. Он низкий, потому что возможности телевизионные не позволяют, к сожалению, так часто, как хотелось бы, говорить о высоком и на довольно внятном и сложном языке. [...] образование канала "Культура" - это абсолютно преступное деяние, потому что все каналы заведомо получили карт-бланш на то, чтобы ничего в эту сторону не делать. Зачем? Есть канал "Культура", пусть они культурку и гонят, а мы, значит, перейдем от духовке к половухе, что называется.

Телевидение - каторжный и неблагодарный труд. Кроме воздуха, то есть эфира, ты ничего не производишь. А эфир настолько краток и так быстро портится, что получается, ты работаешь только для того, чтобы произвести впечатление.

о работе на радио:
Я вообще считаю, что все, что мне на радио удалось сделать за эти почти 4 года, что я работаю, так это изменить отношение к слушателям, потому что прежде оно диктовалось только одним правилом - как клиент в супермаркете, слушатель всегда прав. Я думаю, что это чушь. Если звонит дурак, я не вижу повода и причины, почему бы ни сказать ему, что я считаю его дураком. И наоборот, если звонит человек интересный и умный, то почему бы ни дать ему возможность 10-15 минут в эфире говорить?

Я думаю, что самое эффективное лекарство от любого проявления этой звездной болезни - это здоровая доля самоиронии и самоуничижения, что мы и попытались продемонстрировать, разместив фотографии всех 4-х ведущих "Серебряного дождя" на урнах с надписью "Хочешь узнать, что у них в голове - загляни внутрь". Это так, потому что на самом деле, чем мы занимаемся - мы пытаемся освободить в эфире прямом свою голову от того мусора, который копится там всю неделю, всю жизнь.

по поводу вопросов в "ШЗ":
Я крестился в 17 лет, вполне осознанно, как мне казалось. Пытался в религии найти ответ. Но не нашел. Если предположить, что кто-то всевышний дал первотолчок этому миру, то ведь он дал этот толчок и ушел. Его нет ни в качестве этической модели (высоконравственными могут быть и верящие, и не верящие в Бога люди, хотя церковь и пытается приватизировать монополию на мораль), ни в качестве ответа на тоску по небывалому.

...вера в Бога – это талант, который не каждому дается. Я им, видимо, обделен.

об искусстве:
Искусство во все времена было блажью и делом досуга. Конечно, человек, имеющий досуг, может сойти с ума или покончить с собой. Такой возможности нет у того, кто занят делом.

Меня всегда обижает, когда смешивают то, что я делаю, с тем, что я есть.

о всяком разном:
Я вообще не люблю соревновательный стиль. Потому что, когда тебя сравнивают, исчезает главное, ради чего ты существуешь: индивидуальность, неизбывность, уникальность.

Хорошему кино нужен хороший зритель. На хорошем фильме зрителю работать надо. Так что я пойду на плохой фильм. [...] Потому что, когда фильм хороший, он требует того, чего у меня уже как у зрителя нет. Зачем мне тратиться на это? Зачем мне эти лишние эмоции, полузабытые или неведомые страдания?

...не могу слушать в машине музыку. Очень сильно от нее устаю, да и вообще недолюбливаю.

Лучше всего я реагирую на быстро меняющиеся обстоятельства в процессе деланья. У меня есть любимое наполеоновское высказывание: «Ввязаться в бой, а там видно будет». Так вот, в бою мне гораздо виднее, чем при планировании. Грубо говоря, умею и люблю импровизировать. Учиться нужно многому, хотя времени нет. А учиться надо толерантности по отношению к инакомыслящим, стратегическому планированию, определенному равнодушию, которое граничит с мудростью. Но у кого и как учиться, я, честно говоря, не очень понимаю.

Я ничего не могу поделать со своей мизантропией. Отдельно каждого человека можно понять, простить, полюбить и перед ним покаяться, но когда их хотя бы двое, уже возникают проблемы. Это уже общество. Меня, конечно, не хватает на любовь к ближнему. Я, кстати, придумал новую заповедь: "Возлюби недалекого своего". По-моему, замечательно. А такое отношение к людям вызывает чувство вины, и чтобы это чувство вины заглушить, я формально занимаюсь благотворительностью.

Жизнь ведь и устроена таким образом, что со временем ты отсекаешь неудобные контакты, для того чтобы не возникали конфликты. Конфликт хорош в драматургии, а в жизни это несколько изматывает. Поэтому я, например, с Никасом Сафроновым или с Ксюшей Собчак в жизни не общаюсь.

Лучший фильм всех времен и народов – данелиевский «Не горюй!». Попал он в меня абсолютно. Сколько его показывают, столько я его и пересматриваю.

Я все время готовлю. Большую часть обедов, ужинов, хотя не могу сказать, что завтраков, потому что я с утра не ем. А еще люблю рыбалку. Но это бывает все реже и реже. Очень трудно с годами ловить новые ощущения. У меня в голове, в сердце, рыбалка – куда большее ощущение, чем просто пойти ловить рыбу. И поэтому испытываешь разочарование. Ну а потом ведь и мошки тоже, да и холодно, или не клюет. Все как-то не так, как там, в голове.

Изменения [в кино] будут, и новые слова – тоже. Но связаны они будут с появлением новых технологий. Вы знаете, что на Западе уже снимают фильм с мертвыми актерами? Это же страшно! Там играет компьютерная Мэрилин Монро…

о своём фильме:
Я не люблю Тарковского. И подмеченное вами сходство - не цитаты вообще. Я пытаюсь полемизировать с Тарковским… С покойниками-то спорить легко.
...это - совершенно другой язык. Он снимал символы, я – образы. Это – разные вещи.

У меня есть комплекс — я хочу быть режиссером, хочу продолжать снимать кино, при этом я кино не люблю. И я думал, что это какой-то бред: как можно делать то, что не любишь смотреть. Потом я звонил моему любимому режиссеру Георгию Николаевичу Данелии — позвать его на программу, он извинился, сказал, что приболел чуть, а потом сказал: «Ну ты ж знаешь, что из всех искусств меньше всего я люблю искусство кино». Я так обрадовался! Я сказал: «Я тоже!» «Поэтому мы с тобой и дружим», — сказал он. И я понял, что это в порядке вещей, что чукча не читатель — это нормально.

источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...