Sunday, October 19, 2008

Фредерик Пьер Бурден: хамелеон из Нанта / Frédéric Pierre Bourdin: “caméléon nantais”

Много лет дурача врачей и полицию, 30-летний француз Пьер Бурден (Frédéric Pierre Bourdin) без какого-либо злого умысла выдавал себя за ребёнка.

Дэвид Грэнн (David Grann) встретился с необыкновенным французом.

Пьер Бурден:
«Когда борешься с чудовищами, следи, чтобы в процессе не стать одним из них».

О своих впечатлениях от встречи с Бурденом журналист сказал: во время беседы его глаза шарили по мне, будто записывая. Один из полицейских назвал Бурдена «записывающим устройством человеков». К удивлению журналиста, Пьеру было известно его место работы, рождения, имя его жены, даже то, чем зарабатывают на жизнь его сестра и брат! «Мне нравится знать, с кем я встречаюсь,» - сказал Бурден...

В последние 10 лет Фредерик Бурден придумал множество разных образов, жил более чем в 15 странах и говорил на 5 языках, практически всегда изображая брошенных или подвергнувшихся издевательствам детей. Виртуозно изменял внешность. Проникал в приюты, сиротские и воспитательные дома, школы и детские больницы. Французский обвинитель назвал его «невероятным иллюзионистом, с чьим упрямством может сравниться только его же ум».
Не было обнаружено никаких сексуальных отклонений или педофилии, а также никаких финансовых мотивов. На правом предплечье Фредерика полиция обнаружила татуировку: “caméléon nantais” – хамелеон из Нанта.

Как часто бывало в случаях в Бурденом, власти понятия не имели, как его наказать.

Незаконнорожденный сын 18-летней Гислен Бурден, Фредерик Пьер Бурден родился 13 июня 1974 года в одном из парижских предместий. В официальных документах указано, что личность отца не установлена, но Гислен сказала журналисту [автору статьи], что это был Каси, 25-летний эмигрант из Алжира. Он оказался женат, она не сказала ему, что ждет ребенка.
Мать любила выпить и погулять ночь напролет. «Ей нравилось видеть, что я напуган», - говорит сын.
В пять лет Фредерик переехал к бабушке и дедушке в деревню около Нанта.
В 12 лет его отправили в Нант, в интернат для трудных подростков. Там он начал симулировать амнезию и теряться на улицах.
В 1990 году, в 16 лет, он сбежал и автостопом добрался до Парижа. Тогда же Бурден придумал свою «технику» и начал странствовать по Европе, приходя в детские дома и убегая из них в поисках «идеального приюта». «Всё, что я хочу – дом и школу, вот и всё. Я предпочитал уходить сам, а не давать увести себя».

В течение своей карьеры Бурден часто рассказывал правду, словно внимание, которое давало ему саморазоблачение, было столь же волнующим, как и сама афера.

К 18 годам он выдал себя более чем за десяток вымышленных мальчиков. Главные принципы самозванца: «придерживаться простого» и «хороший лжец использует правду».
Бурден становился знаменитостью. В 1995 он участвовал во французском телешоу «Всё возможно», где на вопросы о мотивах своего поведения отвечал, что ищет любовь и семью.
(Мать была жёстче в оценке: «Просто хочет оправдать то, кем он стал»).

Бурден: «Меня всегда спрашивают: Почему бы тебе не стать актером? Думаю, я был бы очень хорошим актером, типа Шварцнеггера или Сталлоне, но я не хочу кого-то играть; я хочу быть кем-то».

Он признавался, что одурачивать людей не так уж сложно. Обычно у человека есть свои представления о том, как должна себя вести окружающие, и он редко обращает внимание, если кто-то ведёт себя как-то иначе. Поэтому большинство мошенничеств полно логических несоответствий и даже нелепостей, которые впоследствии кажется до обидного очевидными.

В октябре 1997 года в Испании под угрозой тюремного заключения 23-летний Бурден присвоил себе личность 13-летнего Николаса Барклая, пропавшего три года назад мальчика из Техаса.
18 октября 1997 года член семьи Николаса ждали его в аэропорту. Мать Николаса поначалу замешкалась, но потом, как и все, приняла его.

Частный детектив Чарли Паркер начал расследование для телешоу, которое хотело снять невероятную историю возвращения 16-летнего Николаса Барклая.
Паркер обратил внимание на странный акцент юноши, а также сравнил уши Николаса-Бурдена и уши настоящего Николаса на фото; они отличались. Цвет глаз также не совпадал – Бурден в легенде рассказывал, что выкравшие его педофилы делали химические опыты, вследствие чего глаза изменили цвет. Офтальмологи заявили, что сие невозможно.
Когда о подозрениях Паркер рассказал членам семьи, они огорчились, но продолжали настаивать, что это их ребенок. Оказалось, что еще вопрос, кто кого обманывал: «Было очевидно, что Джейсон [24-летний сводный брат Николаса, наркоман] знал, что случилось с мальчиком».

Через пару месяцев в Штатах Бурден начал «расклеиваться» - перестал посещать занятия, стал нервным; однажды его задержала полиция за превышение скорости.
Несмотря на разногласия с Гислен, своей матерью, Бурден явно скучал по ней. В письмах он писал: «Я не хочу потерять тебя... Если исчезнешь ты, исчезну и я»...

Из записной книжки Бурдена:
Мои дни фантомы,
каждый - тень надежды,

Моя настоящая жизнь
никогда не начиналась,

Своих настоящих поступков
я не совершил.


5 марта 1998 года семья объявила, что считает «Николаса» самозванцем.
- Я Фредерик Бурден, и меня разыскивает Интерпол.
Он сдался спокойно.

В тюрьме Бурден утверждал, что в семье могли быть соучастники исчезновения Николаса: «Я действительно хороший обманщик, но всё же не настолько».
9 сентября 1998 года Бурден предстал перед судом в Сан-Антонио по обвинению в лжесвидетельстве, а также приобретении и использовании поддельных документов. Его приговорили к 6 годам лишения свободы.
«Я прошу прощения у всех. Хотелось бы, чтобы вы мне поверили, но это невозможно. Посадят меня в тюрьму или нет, - я и так узник себя самого», - сказал Бурден на суде.

В октябре 2003 во Франции Бурден снова принялся за хамелеонство, украв личность 14-летнего пропавшего мальчика. На этот раз его быстро разоблачили с помощью анализа ДНК.
Психиатры говорят: «Прогноз неутешительный. Мы с пессимизмом оцениваем возможность коррекции таких поведенческих отклонений». Члены семьи Бурдена – дядя, мать – также пессимистичны.

Бурден нашел работу в области телемаркетинга. 8 августа 2007 года он женился на француженке Изабель. Она сама была когда-то жертвой семейного насилия и увидела Бур дена по телевизору – он рассказывал о своем тяжелом детстве. «Я сказала ему, что в его жизни меня интересует не то, как он изменял правду, а то, почему он это делал, что он искал». У них родилась дочь.
Я спросил его, стал ли он другим человеком. Помолчав, он ответил: «Нет. Я стал самим собой».

Источники:
оригинал статьи (перевод мой),
Esquire октябрь 2008

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...