Saturday, December 22, 2007

Чеховские рассказы и "Неоконченная пьеса"

Ты хоть мог, вскрывая торопливо
Гнойники, - смеяться, плакать, мстить.
Но теперь всё вскрыто. Как тоскливо
Видеть, знать, не ждать и молча гнить!
Саша Чёрный

Я не люблю театр и не люблю пьесы. И Чехова не люблю.
Но когда наконец обнаружила его рассказы, по мотивам которых снят один из моих любимых фильмов ("Учитель словесности", «Три года», «Моя жизнь»; пьесу «Безотцовщина» не одолела) – прочла.

Неприятная старомодная речь (о, конечно, у Пушкина – еще старомодней, – но это красиво); пошлые, душные какие-то ситуации, пакостно-склизкие... Дикие «говорящие» фамилии героев (Лаптев, Рассудина...).

По прочтении – непобедимое отвращение к человеку как таковому (странно, что при этом Антон Павлович требовал, чтобы «всё было прекрасно»!); к поразительному постоянству, неизменности human nature с ее низостью и пакостью… Сродни юношескому удивлению – когда открываешь давно известные истины, ставшие банальностями. Однако, характеры и ситуации – не старомодны; знакомы – и от этого еще более гадки.
Ощущение, словно меня насильно заставили посмотреть какое-нибудь теле-шоу для одноклеточных, вроде «шокирующих правдивых историй»... Мерзость.

Михалкову (его самого и последние для-оскаровские "шедевры" - терпеть не могу; но люблю его старые фильмы: «Пять вечеров», «Родню» - за Юрия Богатырева, и обожаю «Неоконченную пьесу» - все хороши, но каков Калягин!) – удалось сделать гениальный фильм на основе этих рассказов.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...